- По идейным соображениям?
- По-видимому.
- Не разрешили, по сути, людям принести праздник в дом. И честно говоря, не спрашивая самих этих людей.
- Да.
- Бывает такое. Есть ли у Вас контакты с местными средствами массовой информации, со СМИ?
- Только с православными.
++++++++++++++
- Как Вы считаете, нужно ли группам, таким как Ваша воскресная школа, взаимодействовать с некоммерческими объединениями? Мы уже затронули этот вопрос, что Вы с ними общаетесь. Вот нужно это?
- Конечно. Для того чтобы была регулярная работа, чтобы это были не отдельные акции только по праздникам. Я бы хотела, чтобы это было гораздо чаще. Например, возле нашей церкви есть два ветерана, которые одиноки. И нас туда не пускают, потому что не хотят, чтобы верующие люди к ним ходили.
- Вы как оцениваете, видя общественное движение, с которым Вы сталкиваетесь? Видно ли их развитие? Или все-таки такие движения просто лишние в обществе, ни к чему они. Как Вы оцениваете?
- Нет. Я думаю, что общественные движения, которые существуют, это всегда нужно. Это нужно, просто во главе их должны стоять люди, которые действительно должны нести пользу обществу и государству.
- На примере организации. Они развиваются или все-таки увядают?
- Я думаю, что такая организация как районный комитет ветеранов войны и труда просто необходима. Но человек там должен стоять умный и современный, который не давал бы такие тимуровские запреты: ''Не пущать верующих к своим коммунистам.''
- Это люди, которые выросли еще в 30-х годах. Естественно, закалку очень трудно перебороть. Снисхождение должно быть к ним. Эти люди прошли войну, им за 80 лет.
- Да. Мы их ни в коем случае не осуждаем. Просто именно таким людям и нужно укрепление в вере. Наши добрые визиты, прежде всего, наверное, укрепили божью милость, что их посетили, что им принесли добро, они не одиноки, Бог их не оставил.
++++++++++++++
- Видите ли Вы благоприятное влияние на общество в целом ведением церковью социальных программ?
- Если добро будет расти, то конечно и добрых людей будет больше. И конечно это будет сказываться благоприятно и на тех людях, которые сами делают добро, и на тех людях, которые принимают добро. И все общество станет добрее.
- Как именно может церковь влиять на создание нравственного климата в обществе и в информационном пространстве? Каким образом?
- Организацией таких вот благотворительных акций на праздники, как мне кажется. Организацией крестных ходов, участие в каких-то государственных праздниках. А информационное пространство... должно освещать все наши благотворительные акции.
- То есть более широко освещать свою работу перед населением. Потому что многие думают, что церковь только берет. И батюшки ездят на мерседесах за счет пожертвований. А то, что реально помогает очень многим нуждающимся людям церковью, как мы с Вами знаем, об этом практически никто не рассказывает. Может из скромности, я не знаю почему.
- Нет, я знаю, что например, для освещения в центральной городской газете какого-то благотворительного мероприятия, например, поездки детей в психиатрическую больницу, места не нашлось. А небольшая газетка об этом написала. И у нас есть одна газета, которая уже... в который раз мы их приглашаем, и они какую-то добрую тему раскрывают.
- А что Вы делали в психиатрической больнице?
- В психиатрическую больницу мы возили на престольный праздник спектакль детей для больных. И концерт у нас был.
- С подарками?
- Да. Небольшие подарки.
- Больные – взрослые или дети?
- Детей было не много.
- Эта больница для взрослых или детей?
- И для взрослых, и для детей. На концерт пришли несколько детей, человек 12, которым разрешено выйти, и взрослые больные. И после нашего праздника заведующая отделением сказала, что конечно лучше выступать непосредственно в больнице. И с этого момента нам разрешено приезжать туда. Я знаю, что не только мы ездили туда, но и другие церкви.
- Замечательно. Потому что, насколько я знаю, в этих больницах люди лежат по полгода, по 4 месяца.
- У нас пришел новый настоятель туда в храм. И он начал такую работу вести. И впечатления больного, который, кстати, вышел после нашего концерта. Он вышел из зрительного зала и сказал: ''Вот это я понимаю - лекарство'', и, обращаясь к доктору: ''Не то, что Ваше''.
- Еще такой вопрос. Часто в некоторых больницах стали организовывать либо молельные комнаты, либо часовенки, храмы небольшие. В областной недавно была. Там висит объявление, что организуется просмотр фильма ''Святитель Лука'' для больных. Как раз где-то в 3-4 часа, когда заканчивается тихий час. Как Вы к этому относитесь?
- Я очень хорошо к этому отношусь. Это просто необходимо. Потому что прежде всего в священном писании написано, что если болен ты, то в первую очередь нужно позвать пресвитера, то есть позвать священника, отслужить молебен, отстоять и причаститься. И конечно, если человек неверующий, то ему будет очень полезно посмотреть такой духовный фильм. Например, человеку верующему найти утешение, посмотрев этот фильм. Или поговорить с верующими волонтерами, которые придут в эту больницу. Это будет замечательно, если можно будет так делать.
- У меня все вопросы. Может, Вы сами хотите чего-то добавить?
- Добавить хочется то, что дай Бог всем людям, которые стремятся делать добро, нести свет Христов. Дай Бог всем сил.
«Бедность не порок, милостивый государь, нищета порок» говорил Мармеладов, но это не всегда верно. Когда благотворительные организации и группы постоянно пребывают в честной бедности – это порок всей общественной системы. А то, что инициативные группы находятся в постоянной острой нехватке средств для осуществления самого малого и необходимого – реальность сегодняшнего дня. Конечно, работа ведется, и деньги находятся, но в куда меньших объемах, чем это требуют энергия и планы организаторов и добровольцев. Давайте рассмотрим основные источники поступлений, за счет которых ведется сегодня социальная деятельность православных инициативных групп.
1. Приход. Поскольку группы действуют при храмах, это самый надежный, хотя и довольно слабый источник привлечения средств. Приход собирает пожертвования в церковную кружку, из которой определенный процент уходит в епархию. Но староста (или брат эконом в монастыре), как правило, находят возможность собирать пожертвования мимо кружки – на хозяйственную деятельность. Часто такие сборы оказывают серьезную помощь в жизни братии или храма. Возможно также, по благословению, отдельные сборы непосредственно для нужд благотворительной группы. Эти средства идут на минимальные объемы работ и не могут обеспечить развития деятельности группы.
2. Частные пожертвования. Здесь речь идет о разовых взносах в работу группы, как правило, от прихожан, на определенное дело или просто – на социальное служение. Эти взносы нерегулярны, то есть не могут планироваться, хотя, в некоторых случаях, частные лица жертвуют периодически.
3. Родственники. В случае если речь идет о работе воскресной школы и ее внеплановых мероприятиях, о музыкальном коллективе детей, о работе иконописных мастерских или иных форм творческой деятельности, родители и родственники принимают посильное участие в финансировании работ. Это не обязательные «поборы», как в обычных школах, все дети участвуют в мероприятиях независимо от вклада (или отсутствия такового) их пап и мам. Поскольку речь здесь идет о людях небогатых, такие источники также невелики, хотя и достаточно надежны.
4. Спонсоры. Отношения с ними складываются по-разному. Сегодня, как правило, просить самим почти бесполезно – бизнесмены давно устали от просьб, а кризис стал хорошей отмазкой от просителей, к тому же никогда нет твердой уверенности, что просят именно на то, о чем говорят. Если отношения со спонсором сложились давно, на его помощь в ряде случаев можно рассчитывать. Еще лучше, если владыка благословит бизнес на конкретную помощь православной группе – такие примеры есть, хотя их и не много. Всё ещё бывают случаи, когда бизнес вдруг сам приходит и предлагает свое участие – это уже праздник. Но всё же чаще бизнес предпочитает давать непосредственно епархиям – в этом случае почет и уважение бизнесу неизмеримо выше, чем от какой-то инициативной группы, которую толком никто и не знает, разве что Господь. Но небесная канцелярия больно высоко, в отличие от епархиальной. А внимание последней порой помогает и в кабинетах властных, без знания которых местному бизнесу сегодня никак нельзя.
5. Епархия. В большинстве случаев епархия благословляет группы и организации на их деятельность, а это уже немало. Благословение владыки помогает и бизнесу открыть кошелек, а порой и чиновнику дать разрешение, в котором он до того мучительно долго сомневался. Реже деньги могут напрямую идти из епархиальных отделов, такие примеры есть, но они пока не являются повсеместным правилом - епархиальный бюджет сегодня явно не имеет соответствующих статей расходов. К сожалению, есть случаи, когда епархии игнорируют деятельность групп, а то и проявляют негативное отношение, как к чему-то неконтролируемому и оттого опасному.
6. Власть. Если с епархиями отношения еще только выстраиваются, то с местной властью и подавно. И уж конечно, денег от них ждать – если уж только Медведев попросит, да и три раза повторит. В лучшем случае власть может помочь каким-либо разрешением или не запрещением, верх – благодарственная грамота. В некоторых случаях власть охотно принимает годовые отчеты группы о проделанной социальной работе (им тоже отчитываться надо). Порой может принять участие в мероприятии и сказать отеческое слово. Есть один случай выделения помещения группе (у нас в исследовании один, по стране, надеемся – больше). Более того – мы видим два примера, когда местное ведомство выделяет группе реальные деньги, предусмотренные местным бюджетом на социальные статьи. Это, конечно, исключение из правил – но факт. Здесь речь идет о совпадении целей, и организация выступает фактически подрядчиком в целевом финансировании.