Смекни!
smekni.com

Концепция развития социального служения русской православной церкви 9 основные характеристики групп 15 (стр. 2 из 64)

И важность этих начал именно потому главная из всех прочих начинаний, что дела эти освещены Церковью, как домом Самого Христа Бога нашего. Живой силой Литургии, словом Божиим, Таинствами, совершаемыми Церковью, подвиглись люди на дела милосердия и сострадания. Добрые дела исходят и множатся сегодня из самой Матери нашей Русской Православной Церкви, которая есть исток и смысл всех этих начинаний.

Развиваемое сверху гражданское общество оттого сегодня не крепнет, что нет в этом развитии исконного вопроса: во имя чего? Во имя укрепления и развития прав человека? Оно так, но по многочисленным опросам населения, права человека как ценность в России находится ох как далеко не на первом месте. Потому что суду права в России всегда предпочитают суд по милости. Вспомните Н.А. Островского: «Ну, как мне вас, мужички, судить: по закону али по душе? - По душе, Серапион Мардарьич, по душе!»

Здесь же вопрос «во имя чего» решается просто: во имя Господа нашего Иисуса Христа и по благословению Церкви и ее священнослужителей, во имя спасения души и любви к ближнему. Вера без дел мертва, а традиции милосердия в России всегда были таковы, что в одной только Москве в позапрошлом веке благотворительными начинаниями были охвачены, так или иначе, каждый третий ее житель (!). Эти дела реально создавали нравственную, христианскую атмосферу в обществе и воспитывали не «конкурентного специалиста», а, в первую очередь, милосердного человека и гражданина (а коли голова на плечах есть, специалистом станет).

Какой еще социальный институт или общественное движение может претендовать на то, что исправляет общественные нравы и создает атмосферу национальной живой жизни? Партия «Единая Россия» (при всем уважении)? Российский бизнес, Общественные палаты, депутаты Думы, государственные чиновники? Система образования, вооруженная новейшими ЕГЭ и балакавриатом? Или, может, средний класс? Потребляющий сегодня 60% потребительского рынка…

Дела сострадания и милосердия есть сегодня последний окоп обороны общества от наступающей духовной омертвелости, окоп сохранения русской цивилизации, сохранения человечности, на которых единственно может продолжаться созидательная национальная жизнь Русского мира.

Вот почему мы считаем крайне важным сегодня обратить внимание на православные социальные инициативы, чему и посвящено данное социологическое исследование. Хотим сразу оговорить, что проект «Социальные инициативы православного сообщества» был направлен не сколько на подробное исследование самого социального служения, сколько на анализ состояния инициативных групп, действующих при храмах, проблемах, которые сопутствуют их служению, отношения с окружающим миром и путям дальнейшего развития. Надеемся, что тщательное исследование самой социальной работы, ее технологии, направлений и методик станет предметом дальнейших профессиональных практик, пока же важно понять общие черты этого явления и его места в современном общественном мире.

Исследование было проведено с большими сложностями (о чем будет сказано в разделе «Методология») и состоялось только благодаря самоотверженности организаторов проекта и неутомимости интервьюеров. В процессе реализации проекта мы очень хотели бы:

Во-первых, понять самим, что происходит сегодня в исследуемой области.

Во-вторых, чтобы сами участники событий больше узнали бы о себе и друг о друге, в чем-то переняли опыт и, возможно, какие-то задачи смогли бы решать сообща.

В-третьих, чтобы о делах милосердия узнало больше людей, особенно тех, кто как-то может помочь словом, делом или карманом, отягченным тем, что никогда лишним не кажется, но часто является таковым.

Первые две задачи решить в наших силах – и сами мы многое поняли и, непременно разошлем материалы исследования всем, кто любезно согласился принять в нем участие, и кому мы за это глубоко признательны и благодарны.

Мы надеемся, что и третья задача, с помощью Божьей, и по зову сердца добрых людей, может быть решена, по мере того, как дела милосердия будут в эти сердца стучаться.

Но это задачи сегодняшние, и кроме них мы бы хотели, чтобы развитие социального служения православного сообщества вышло бы из незаслуженной тени, стало бы частью публичной общественной жизни, заняло приличествующее ему место во взаимоотношениях с властью, бизнесом и институтами гражданского общества. Чтобы развитие этого служения не наталкивалось на преграды и равнодушие, а, напротив, встречало понимание и поддержку.

Следуя профессиональной этике, все материалы мы представляем только в обобщенном виде и конфиденциально, без указания имен и конкретных данных, кроме тех случаев, когда необходимость адресности согласована с участником исследования. В дальнейшем также все конкретные материалы, имена и адреса будут предоставляться заинтересованным лицам только с согласия участников исследования.

Еще раз благодарим всех, кто был так или иначе занят в этом проекте и выражаем надежду на дальнейшее благое сотрудничество.


«Где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я среди них».

Мф. 18, 20.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Со дня вступления на престол Святейшего Патриарха Кирилла начинается новый этап в развитии Русской православной Церкви.

Первый неразрывно связан с именем Святейшего Патриарха Алексия II и был ознаменован уникальным в истории периодом возрождения Церкви и православия в стране, только недавно считавшейся атеистической. Анализ этого периода ждет своих исследователей, но уже сегодня может быть назван чудом Господним, явленным в России всем нам во славу Бога и русского православия.

Новый период знаменуется не только продолжения укрепления церкви и расширения пространства пастырского служения, но и начало широкого участия Церкви в социальной жизни общества. Этого требует время и логика развития православия в стране.

Сегодня Православная Церковь является, согласно многочисленным опросам общественного мнения, наиболее авторитетным и уважаемым социальным институтом, намного опережая институты власти (начиная с Государственной Думы и заканчивая местными органами), институт СМИ, а также остальные социальные институты страны, за исключением института Президента. Это положение сложилось в силу того обстоятельства, что Православная Церковь единственная достойно прошла через все тяжкие испытания последних двух десятилетий, не запятнав своей репутации и проявив постоянное сострадание и милосердие к людям.

К тому же Церковь, помимо канонического статуса, является еще и институтом гражданского общества, причем наиболее четко организованным и системно структурированным, что уже сегодня позволяет ей нести социальное служение в самом широком спектре деятельности.

У Православной Церкви сложились конструктивные отношения с государством, которое поддерживает социальные инициативы Православной Церкви, признавая её общественный авторитет и влияние на жизнь общества. Это вполне объяснимо, если учесть, что сегодня в стране около 70% взрослого населения считают себя православными. Конечно, далеко не все из этого объема являются людьми воцерковленными, но сам факт самоидентификации, наличие православной идентичности в обществе есть непреложный факт сегодняшней российской реальности.

Также надо отметить исторически дружеские отношения Православной Церкви с российским исламом, практику решения любых вопросов в атмосфере взаимопонимания и толерантности. Следует подчеркнуть, что отечественный ислам никогда не ставил под сомнение лидерство Православия в российском обществе. Что же касается иных конфессий и религий, то все они, за исключением деструктивных сект, равно уважаемы в нашей традиции, хотя и занимают объем верующих не более 1%, все вкупе, взрослого населения страны.

Именно поэтому сегодня необходимо начать разговор о новой роли Церкви, о развитии социального партнерства и инициатив русского православия в современном российском обществе. Стратегические направления, на наш взгляд, очерчены следующими основными темами:

1. Организация социального служения Православной Церкви.

Принципиальным является вопрос о том, может ли Церковь имеющимися сегодня силами начать широкую кампанию социального партнерства? Следует помнить, что задача дальнейшего развития Церкви на сегодняшний день продолжает являться приоритетной. По нашим подсчётам, Церкви необходимо к 2050 году иметь не менее 45-50 тыс. приходов, чтобы выйти на уровень общенационального окормления всех верующих, объем которых к этому времени может составить свыше 60 млн. прихожан. К этому следует добавить десятки тысяч больниц, детских домов, домов престарелых, пенитенциарных учреждений и иных организаций, которые будут находится в поле церковного окормления.

Соответственно, потребуются титанические усилия, чтобы вывести Церковь на качественно новый уровень, необходимый для национального утверждения православия.

Сможет ли в таких условиях Церковь обеспечить полноценное присутствие и действенное участие в социальной жизни, которое означает разветвленную сеть организаций третьего сектора и предполагает не только представительный корпус волонтеров, но и кадровую структуру специалистов по различным направлениям социальной деятельности? Вероятно, нет, поскольку Церковь не обладает соответствующими организационными мощностями, а по природе своей является сакральным телом, а не комбинатом бытового обслуживания. Следовательно, необходимо создавать, силами православных инициаторов и добровольцев, новые формы православного социального служения.

2. Формы общественного представительства

Сегодня в стране насчитывается несколько тысяч организаций третьего сектора (некоммерческие неправительственные организации), занятые в самых различных направлениях социальной деятельности. Сколько из них реально работают – неведомо никому. Общественная палата РФ публикует оптимистические отчеты, но, по-видимому, объем в 15-20% реально работающих ННО от их общего числа является близкой к истине. Православная Церковь не есть организация третьего сектора (хотя и имеет все необходимые признаки таковой), у Церкви иное служение. Но Церковь может инициировать развитие православной структуры организаций гражданского общества, может определить цели и задачи их деятельности, благословить активистов на социальное служение и обеспечить патронаж над этой деятельностью средствами своего авторитета, благословения и общего руководства.