- То есть как-то все-таки финансируют?
- Нет, они не финансируют, они только благословляют.
- А местные власти как?
- На местные власти я, к сожалению, ещё не выходил.
- А почему? Вы могли предложить им свои услуги на каких-то мероприятиях.
- Честно говоря, я с ними боюсь общаться. Личной неприязни нет, но пока есть возможность их обходить… Принцип такой: позвали – мы пошли. Например, департамент социальной защиты договаривается с домом престарелых и говорит, вот, так и так, попойте, мы с удовольствием попоем.
- Многодетная общественная организация – организация светская. Люди объединяются по принципу не вероисповедания, а наличия 3 и более детей. Поэтому праздники отмечаются тоже светские. 8 марта, например. Вы же на такой праздник не пойдете?
- Ну почем же не пойдем? Можно использовать и этот праздник. Мне очень нравится праздник День защиты детей, и я хотел всегда в таком мероприятии поучаствовать.
++++++++++++++
- Проблемы финансирования различных проектов Вашей группы насколько серьёзны? Есть ли у Вас постоянные источники? Временные или их вообще нет?
Есть постоянный источник – это монастырь, если этого источника не хватает, тогда приходится прибегать к помощи других источников.
- А планов на будущее по расширению и привлечению других материальных источников у Вас нет?
- Планы, то есть, источников нет. Сейчас в общине есть финансовые трудности, так как поступление средств (благотворительные пожертвования) нерегулярны. Если в 2007, 2008 году община имела практически постоянные поступления денежных средств от фирмы, то в 2009 году они носили разовый характер, больше по инерции. В 2010 году фирма пока не участвует в финансировании деятельности общины. Конечно, работа по оказанию помощи на дому ведется, она не зависит от денежных поступлений, разве что уменьшилась материальная помощь инвалидам. Но деятельность по организации паломнических поездок пока носит стихийный характер. Все надежды связаны с тем, что когда община получит в свое распоряжение здание, то можно будет привлекать бизнес структуры под конкретное финансирование. Планируется получение средств от прихода».
Большинство инициативных групп действуют, как мы уже знаем, далеко не первый год. Это означает, что многие из них уже вышли на тот уровень развития, когда юридическое оформление их работы необходимо с организационной точки зрения, но не всегда это оказывается просто. К тому же часто род их деятельности требует определенных законодательных действий, которые до сих пор не применялись в российской правовой практике. Наконец, вопросы налоговых льгот давно уже тормозят развитие благотворительности в России. Вот лишь некоторые из основных правовых проблем, с которыми сталкиваются социальные инициативы в православном сообществе.
Советское законодательство было, как теперь говорят, карательным, то есть ориентированным не на помощь обществу, а на защиту государства от вероятных противоправных действий его членов. «Злостный расхититель социалистической собственности!» грозно рычит Миронов Никулину в известном фильме и это звучит как девиз всей системы.
Но какова нынешняя российская законодательная политика? С 1991 года потребность в новых рыночных и демократических законах вызвала интенсивную законотворческую деятельность власти, были изданы тысячи федеральных законов, не считая региональных инициатив. Но есть ли на сегодня не просто гора законов, а внятная и продуманная правовая концепция взаимоотношений государства и общества? Думается, что нет. И именно потому, что сегодня не существует комфортного для людей, социальных групп и общества в целом законодательства, то есть такого свода законов, который был бы ориентирован на общество, понятен и удобен обществу и который, к тому же, исправно работал, то есть находился бы в постоянном поле правоприменительной практики.
Всё вышеизложенное прямо относится к деятельности инициативных групп. Справедливости ради стоит отметить, что многие из них до сих вообще не сталкивались с законом, поскольку находятся под прикрытием храма, а их работа по бытовой адресной помощи не требует юридической регистрации. К тому же у таких групп нет и возможности вести финансовую документацию и уж точно – желания. Для себя в тетрадке записи ведутся и этого вполне довольно для внутренней отчетности.
Но есть группы, развитие которых привело к созданию организации как юридического лица, на счет которой перечисляются средства благотворителей и спонсоров, которые ведут бухгалтерский учет и выплачивают определенные суммы своим работникам, многие из которых являются необходимыми специалистами. Здесь и начинаются проблемы, прежде всего налогового характера. Кто бы объяснил, почему с благотворительных организаций вообще берутся налоги? Государство не обеспечивает даже минимальный социальный пакет своим нуждающимся гражданам, а когда за него эти недостающие услуги совершенно безвозмездно оказывают частные лица (пусть и объединенные некоммерческой организацией), то у них это же государство отнимает деньги за то, что оно само и не делает.
Все равно, что лентяй фермер брал бы деньги с добрых людей, которые, сострадания ради, обработали его поле. Да при этом еще мешал бы работать и отвлекал разными глупостями и требовал бы строгого отчета, как работали да сколько сделали. У государства свой резон. Оно продолжает считать своих граждан большими мошенниками и подозревает в том, что под личиной добрых дел творятся дела недобрые, а под видом милостыни идет процесс стяжательства. Которым и надобно делиться с государством. Поскольку сами чиновники слово «откат» начинают произносить раньше чем «мама», как же им не думать, что и спонсоры этого слова не знают? И оттого облагают благотворительные средства налогами наравне с иными платежами.
Необходим законодательный пакет не полумер в виде облегчения отчетности ННО, а полная трансформация правового поля социальной деятельности в стране, без чего развитие благотворительности вряд ли сможет стать эффективным в национальном масштабе.
Другой пласт проблем связан с профессиональной деятельностью многих организаций. Это касается статуса многих видов инвалидности, к примеру, необходимы специальные законы о слепоглухих, о реабилитантах, больных синдромом Дауна и многих иных. Наконец, нет строгого правового понимания взаимоотношений государства и Церкви, которая вроде как отделена, но что это отделение означает – никто толком не знает. Скажем, церковные организации почему-то не подходят под статус общественных, хотя Церковь, несомненно в социальном аспекте есть общественная организация, ведь для открытия храма необходимо заявление десяти самых обычных граждан (если не ошибаюсь).
Наконец, проблемой является само отношение местной власти к работе православных групп. То есть не отношение, а зачастую отсутствие такового. Местная власть пока в большинстве случаев предпочитает не замечать деятельность этих групп, отчасти по причине бюрократической инерции восприятия нового (хотя это уж давно не ново), отчасти, вероятно, именно оттого, что взаимоотношения с православным сообществом вообще не укладываются в схемы отношений с гражданским сектором. Поэтому и в правовых вопросах власть этим группам не помощник, хотя последние в такой помощи очевидно нуждаются.
Вопросы развития социального законодательства вообще фундаментальны для деятельности благотворительных организаций. От них зависит и развитие самой этой деятельности, и качество взаимоотношений и с властью и с бизнесом и общественная роль и влияние таких организаций в местной и – в конечном счете – в национальной общественной среде.
Очевидно, что инициаторами разработки такого пакета законов должна быть Общественная палата РФ, Минюст, Институт государства и права РАН, иные профессиональные коллективы. Но заказ должен поступить из Кремля, которому, при дефиците бюджета и тяготах одних только пенсионных выплат, такой помощник, как инициативные благотворительные группы крайне необходим. Сейчас в Государственной Думе рассматривается закон о финансировании ННО, занятых в области социально важных работ и дай Бог, чтобы этот закон стал реально и эффективно действующим.
Поскольку и Церковь сегодня декларирует активную социальную политику, и государство нуждается в помощи в социальной сфере, то возникает обширное поле, в котором Церковь будет не отделена от государства, а выступит его союзником, что гораздо более соответствует отечественным традициям, чем нынешнее положение вещей.
Выдержки из интервью, проблемы законодательного и юридического характера
«Все проблемы юридического плана решаются на уровне монастыря, потому что группа относится к монастырю, и юридическое лицо это монастырь».
++++++++++++++
«Мы принадлежим храму, поэтому у нас нет юридических проблем».
++++++++++++++
«Основные юридические проблемы связаны с проволочками, связанными с передачей здания Церкви. Закон есть, но никто не торопиться его осуществлять. Тем более здание бывшей церкви находится в соседях с администрацией района, и нельзя сказать, что о данной проблеме не знают. Членами общины была организована акция по сбору подписей под обращением к главе города. Желание высказали около 500 человек, это потенциальные прихожане будущего Храма. Такое количество людей не случайно, здание находится в густонаселенном микрорайоне, а ближайший храм находится в 2,5 км.».
++++++++++++++
«Основная проблема законодательного и юридического характера для членов организации – это использование возможностей инклюзивного образования. В современном российском обществе существуют стойкие предрассудки против совместного обучения детей с особенностями в развитии и здоровых детей, хотя это наиболее эффективный путь реабилитации таких детей. И в этой области требуется определенная правозащитная деятельность по отстаиванию прав родителей и детей с особенностями в развитии на получение образовательных и иных услуг, гарантированных государством».