++++++++++++++
«Слепоглухота – одна из наиболее тяжелых форм инвалидности, обрекающей человека на социальную изоляцию и резкое ограничение возможностей его полноценного участия в жизни общества. Главными и специфическими проблемами при слепоглухоте являются проблемы общения с окружающими людьми (даже членами семьи и близкими), трудности в ориентировке в пространстве и мобильности, проблемы доступа к источникам информации, культурно-духовным ценностям и образованию, проблемы получения адекватной помощи и обслуживания. Слепоглухота – не двойная инвалидность, не сумма двух инвалидностей по зрению и по слуху, а одна, единая, потому уникальная инвалидность, создающая те особые проблемы и трудности, которые нельзя найти ни у инвалидов по зрению, ни у просто глухих людей. Президент Европейского союза слепоглухих Сироткин С.А. предлагает признать данную категорию инвалидов уникальной на законодательном уровне:
· выделение их отдельной строкой в федеральных и региональных программах поддержки инвалидов;
· обеспечение специальными техническими средствами реабилитации различного назначения;
· законодательное закрепление права на получение слепоглухими дополнительной гарантированной социальной, образовательной, технической и других видов помощи обслуживания на льготных или доступных условиях.
К сожалению, таких законов нет, и социальной реабилитацией слепоглухих занимаются только общественные организации при поддержке благотворительных фондов, отдельных благотворителей, а также добровольцев. Государство ни как не помогает данной категории граждан».
++++++++++++++
«Нет законов, помогающих людям, попавшим в неблагоприятные ситуации, реабилитироваться и начать новую, полноценную жизнь. Отношение к таким людям брезгливое и даже агрессивное. Очень сложно вернуть человеку статус гражданина, оформить документы и устроиться на работу».
++++++++++++++
«С юридическими проблемами не сталкивались, так как наша деятельность с юридической стороны не оформляется. Активных контактов с местной бюрократией не было, по сей причине, нет и проблем. Единственное, были примеры, когда мы информировали местные органы власти о проводимых нами мероприятиях, но обратной реакции заинтересованности в совместной деятельности не было».
++++++++++++++
«При регистрации общественной организации, увеличении документооборота, увеличении бухгалтерских проводок, появилась острая необходимость иметь освобождённого бухгалтера. А его у нас нет, отсюда проблема. Не хватает законодательных инициатив по включению нашей деятельности в какие-либо государственные программы.
С местной бюрократией контактов нет. Были попытки с нашей стороны давать информацию о проводимых нами мероприятиях, но обратной связи нет».
++++++++++++++
«Самая главная проблема для нас это, то, что наш проект не признаётся администрацией региона. Есть прецеденты игнорирования наших инициатив и деятельности, а также более серьёзных давлений.
Нам не открывают приёмные семьи, не дают детей из детских домов последние три года, не оформляют землю в долгосрочную аренду для сельскохозяйственных работ. Как избежать этих проблем, пока не знаем, может, должен повернуться исторический ветер и поменяться отношение со стороны властных структур края к инициативам самого народа, для которого эта власть и создана».
++++++++++++++
- Как Вы считаете, необходима ли юридическая регистрация для реализации социального проекта?
- Да.
- Насколько затрудняют установленные государством правила ведения деятельности реализацию социальных программ в вашей ситуации?
- Не затрудняют, обычно наши социальные программы не идут в разрез с законодательством.
- Удовлетворительна ли существующая юридическая база взаимодействия Церкви и государства?
- Нет, общая юридическая база не удовлетворительна, если брать в общем Церковь юридическую базу, то есть элементы, которые не согласованы. Нет законов, которые делали поблажки благотворителям, если бы они существовали, возможно, жертвователей было бы больше».
Выдержки из интервью, предлагаемые пути решения проблем, степень вероятности решения, необходимые для этого ресурсы.
«На данный момент все проблемы решаются собственными силами. Для полноценной деятельности необходимы консультации юристов, развитие служб индивидуальной помощи и обслуживания (служба сопровождающих-переводчиков, социальных работников, личных помощников), обеспечение специальными техническими средствами реабилитации различного назначения. Очень нужна государственная программа по поддержке инвалидов в создании условий их проживания в городе, а так же финансирование программ по социальной реабилитации граждан с нарушениями зрения. Очень важно чтобы региональные власти на местном уровне оказывали поддержку, как в материальном, так и законодательном плане».
++++++++++++++
«Основной путь решения стоящих перед нашим проектом проблем, напрямую зависит от расположения властных структур к нам. Степень вероятности разрешения этих проблем очень высокая при политической воле государственных чиновников. Нам нужна поддержка государственного сектора. Мы на сегодня как группа в состоянии выполнять социальный заказ со стороны государства в отношении укрепления статуса российской семьи и профилактики сиротства. Для этого нужна реальное признание и поддержка на уровне правительства Российской Федерации деятельности нашей организации (сообщества)».
Любая организованная деятельность людей проходит несколько этапов жизни: сначала энтузиазм начинателей, потом поиск и сплочение единомышленников, затем приобретение опыта, развитие деятельности, обретение профессионализма, и, наконец, стагнация, вероятные конфликты интересов и возможный разлад. Психологическая усталость, потеря интереса к области применения сил, смена приоритетов – всё это неизбежные спутники многих начинаний. Но в нашем случае мы имеем дело с особыми условиями среды жизнедеятельности инициативных групп. Они возникают и развиваются при православных храмах. А это означает, что такие группы имеют постоянную духовную питательную среду, которая оживляет все начинания, даёт постоянный источник смысла деятельности и внутренних сил. Это уникальное сочетание развития духовного мира человека и внешнего его применения. Конечно, без искушений не одно благое дело не обходится, но там, где один отпадет, появятся два новых, а тот, что отпал, будет поддержан в трудную минуту. Оттого развитие социальных инициатив именно при храмах имеет такую великую силу любви к ближнему, которую мы видим сегодня. Недаром в одном интервью респондент, на вопрос, кто их главный благотворитель, ответил: «Главный наш благодетель Господь».
Всё так, но не следует думать, что инициативные группы вот так витают в благодати и доброте дел своих. Нет, конечно, они проходят все положенные стадии развития, благо, что многие их них начинали свое служение, как мы знаем, десять и более лет назад. Соответственно, у многих период чистого энтузиазма прошел, накопился опыт, многие группы выросли организационно, численно и по направлениям деятельности. Конечно, шла ротация кадров, работа становилась более профессиональной, это видно по многим группам, расширялся спектр направлений деятельности.
В результате сегодня многие группы оказались в следующем типовом положении: есть кадровые ресурсы, есть накопленный опыт, есть понимание того, как надо работать, есть долгосрочное планирование как стратегия развития. Есть, наконец, адресаты, срочно нуждающиеся в делах группы.
НО! Нет финансовых средств для развертывания работ, нет необходимой административной поддержки и элементарной бюрократической помощи, необходимой на этом этапе развития, нет юридической базы. Сегодня многие группы доросли до неизбежных контактов с местной властью, с необходимостью решать многие вопросы при их непременном участии. Это может быть и помощь инвалидам, программы поддержки слепых, глухонемых, трудных подростков, многодетных семей, одиноких малоимущих пенсионеров и иных нуждающихся социальных групп. Многие организационные вопросы в силах решить только местная администрация. Это и происходит там, где местные руководители люди ответственные и участливые. Однако в большинстве чиновники носят одну фамилию – Беликов, и проще всего выговаривают фразу «как бы чего не вышло».
В результате развитие групп сегодня стало тормозиться, многие из них фактически стоят на месте, что, конечно, энтузиазма не добавляет. Второй момент – это отношения с бизнесом. Очевидно, что без определенных преференций этому бизнесу трудно рассчитывать на его социальную ответственность. Вполне допустимо законодательно поддержать отношения бизнеса с Русской православной церковью. И не стоит при этом оглядываться на щебетанье по поводу конституционного равенства всех религиозных организаций, у нас в «Законе о свободе совести» закреплена особая историческая и национальная роль Церкви. Вот пусть Церковь эту роль и выполняет. И ни одна другая религиозная организация на сегодня не имеет таких мощных ресурсов для развертывания общенациональной программы социального служения. Считайте, что государство провело тендер, и Церковь его априори выиграла. С таким отрывом, что всех прочих соискателей и на горизонте не видать. Нет, никто не мешает им примкнуть к благородному начинанию, в соответствии с их возможностями. И ислам в национальных анклавах может получить законодательные преференции, и буддизм в своих регионах, это вопросы решаемые. Иудаизм и так достаточно активен в решении вопросов поддержки своих религиозных соотечественников. Остальные вполне могут рассчитывать на участие в добрых делах и финансировании, не считая того, что идут к ним от многочисленных почитателей в свободном мире. Через разные фонды, о коих к вечеру поминать не след.