К сожалению, такой взгляд на социальное служение церкви постепенно распространяется и на россиян, в основном невоцерковлённых. Однако вольно или невольно служители Русской Церкви подпадают под мощное влияние широкого общественного мнения, что доказывают отдельные высказывания участников нашего опроса. Так, в частности на вопрос: «Где место социальных инициатив Церкви в общегосударственных масштабах?» один из опрошенных священнослужителей без обиняков ответил: «Главенствующее».
Поэтому следует постоянно напоминать себе, что этика для православия всегда религиозна. Она есть для христианина образ спасения души, выявленный как в Церкви, так и в повседневной жизни. Православие просто не знает двух вариантов морали – светской и церковной и, соответственно, применяет один и тот же критерий ко всем сторонам жизни. Источник же православной этики надмирен и явлен в образе Христа Спасителя, и потому она, безусловно, выше всякого широко трактуемого гуманизма. Отрадно, что большая часть опрошенных клириков все-таки это понимает и подчёркивает. «Для нас социальное служение никогда не было самым главным, – сформулировал наш респондент. – «Как сказал Христос, «нищих всегда имеете с собою» (Мф 26:11; Мк 14:7; Ин 12:8). Бедность всегда существует. У Церкви – духовное попечение. А следствие христианской любви – та или иная благотворительность». Социальное служение Церкви не подменяет, но дополняет работу государства в этом направлении. Ещё один респондент на вопрос «Какова задача Церкви в социальном служении?» ответил просто и ясно: «Внести духовную составляющую в это социальное служение государства!».
Социальное служение как форма миссионерства
Отдельной статьёй социальное служение Церкви рассматривается опрошенными как эффективная форма миссионерства, что особенно актуально в наше время, особенно в местах, где люди подвержены повышенному нравственному стрессу – в армии, в местах заключения, в домах престарелых и т. п. То есть там, где люди чаще всего задумываются над сложными вопросами морали, смысла жизни, спасения души. Методы миссионерской работы заключаются не только в непосредственном наставлении в виде бесед, обучения в воскресных школах (хотя, по признанию респондентов, они становятся весьма популярными), но и менее формализованными. В частности, опрошенные нами священнослужители назвали следующие виды деятельности:
· опека священнослужителями воинских частей, местных отделений милиции, где они проводят религиозно-образовательную катехизаторскую работу;
· миссионерская работа через православные братства, которая выходит за рамки прихода и даже за пределы города или населённого пункта;
· краеведческие программы с православным уклоном как, например, «Земля благословенная» в одном из костромских приходов;
· детско-юношеские каникулярные лагеря. Многие в этих лагерях, – делятся опытом опрошенные священники, – впервые знакомятся с утренними и вечерними молитвами, впервые исповедаются, впервые присутствуют на православном богослужении, впервые получают возможность побеседовать со священником, случается, что крестятся.
Те немногие священнослужители, которые подняли тему миссионерской работы, отметили её сложность в нынешние времена. Проблема налицо – убогое материалистическое сознание, бездушный мир потребления, поглощающий человека без остатка. Приведём для примера мнение одного из опрошенных:
«Сейчас, наверное, времена, посложнее апостольских. Почему? Потому что апостолы уходили и проповедовали в места к язычникам, к варварам и проповедовали слово божье людям, которые не знали о Христе. Сейчас же Евангелие проповедано всему миру, переведено на все языки. Но, зная Христа, зная заповеди божьи, люди более склонны к материальным удовольствиям и к влечениям мира, которые дает современная эпоха. Мы говорим в проповедях о том, что люди и так знают, но не хотят ничего исправлять».
Сохранение традиций через социальное служение Церкви
Часть опрошенных в ходе исследования священнослужителей указали на то, что социальная деятельность Церкви включает в себя ещё один важный аспект, а именно направлена на сохранение национальных традиций. При этом опрошенные священнослужители чётко понимают неразрывность национальных и православных традиций. В данном случае это даёт дополнительные преимущества, поскольку главной задачей социальной работы, как мы уже установили выше, священники видят духовное воспитание человека. Православная Церковь имеет длительный опыт нравственного обустройства человека. Не воспользоваться этим опытом теперь, когда нация оказалась на краю нравственной гибели, было бы неразумно.
Конечно, здесь речь идёт, прежде всего, о детях и молодёжи, которые живее усваивают новые идеи, в том числе чаще попадают и под пагубные влияния. О том, как священнослужители, понимают задачу воспитания традиций, показательно свидетельствует следующее мнение нашего респондента:
«Очень важно знать ребенку и о духовной составляющей традиций, именно о духовных традициях, которые из поколения в поколение передавались нашими прадедами, дедами, отцами. Важно сохранить эти связанные с православием традиции в жизни. Это воспитает иммунитет против информационной атаки, которой подвергаются дети в виде западных боевиков, блокбастеров и прочих информационных течений. Нужно, чтобы ребенок узнал другой мир, другую жизнь, духовную жизнь и красоту, красоту православия, красоту жизни по заповедям и закону Божьему».
Основная работа по ознакомлению с традициями ведётся в воскресных школах, в детских домах и др. подобных заведениях. Кроме евангельского повествования и закона Божьего дети знакомятся с историей своего края и обычаями народа.
В общем и целом самостоятельная деятельность приходских инициативных групп совпадает с направлениями деятельности учреждённого в 1991 г. Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, а в чём-то даже и опережает.
Теперь рассмотрим практические вопросы, связанные с социальным служением Церкви более конкретно.
Формы и виды социального служения
Никто и никогда не направлял социальное служение в определённое русло и не указывал инициативным группам и курирующим их священнослужителям, чем им следует заниматься. Это потребность души, и она стихийна по своей природе. Один из опрошенных священнослужителей так прямо и выразился: «У верующего потребность такая должна быть: добро творить, заниматься благотворительностью». Из этой потребности и проистекает социальное служение Церкви на местах. Различие в практике, разумеется, существует в зависимости от ситуации: разные города, населённые пункты, разные приходы и разные прихожане. Естественно, разные финансовые возможности.
На вопрос «Чем определяется выбор направления деятельности?» большинство опрошенных нами священнослужителей в первую очередь называли количество прихожан и, соответственно, финансовые возможности прихода. При этом количество прихожан может разниться от 10-20 человек в воскресный день до тысячи.
И, тем не менее, социальным служением сегодня в той или иной форме занимается практически каждый приход. Свобода выбора рода деятельности не ограничивается сверху и не ставит целью подмену государственных структур. По мнению опрошенных, единственным сдерживающим средством здесь являются внутренние ресурсы Церкви. Но в любом случае основной задачей социальной деятельности Церкви было и остаётся воцерковление людей.
Формы социального служения
Всю социальную работу приходов условно можно разделить на следующие направления:
Собственно социальное служение. В ходе опроса выяснилось, что это наиболее распространённый вид деятельности, внутри которого в свою очередь существует несколько направлений. Основное направление, так или иначе, связано с медициной. Ниже мы перечислим наиболее характерные виды деятельности в порядке частоты их упоминания в интервью:
1. Помощь больным. Она включает непосредственную сестринскую помощь болящим, катехизаторские беседы с больными, их причащение и т. п.
2. Помощь матерям и разъяснительная работа, касающаяся греха аборта. Помощь будущим матерям включает в себя как миссионерскую составляющую, то есть разъяснительную работу, так и благотворительную (например, сбор вещей); в отдельных случаях такая помощь может осуществляться специально организованными центрами (например, Христианский центр детства и родовспоможения), где беременные женщины получают консультации по педагогике и психологии. По мнению опрошенных священников, центр кризисной беременности должен быть в каждой Епархии. Дело движется в этом направлении. По свидетельству одного из опрошенных, если 10 лет назад об этом не слышали, то сейчас по крайней мере в десяти Епархиях работа по кризисной беременности ведется, и через 2-3 года уже в каждой Епархии появятся такие центры.
Отдельно следует выделить профилактическую работу против абортов и с женщинами, уже совершившими этот грех. Эта работа, к сожалению, только начинается, но у неё большое поле деятельности. «Множество людей в стране мучаются угрызениями совести, что они убили своих детей, или способствовали, что убили их внуков. Их даже не миллионы, их десятки миллионов. Они мучаются и ищут, какую бы такую молитву прочитать, какой бы такой ритуал провести, чтобы искупить грех аборта. Нет такого ритуала! Только милосердие Божие».