Таким образом, задача Православной Церкви состоит в том, чтобы, используя православное сообщество, создавать организации третьего сектора по стране, инициировать их общественную деятельность по конкретным направлениям. Это могут быть проблемы сиротства, беспризорности, многодетные семьи, инвалиды, одинокая старость, юридическая помощь, защита прав малообеспеченных и неимущих, контроль властей в области социальной политики, проблемы экологии и т.д., то есть по всему спектру общественных проблем, актуальных в конкретных регионах и на местах.
При этом формы организации могут быть использованы различные: от фондов до ННО и инициативных групп без юридической ответственности. Важно, что все эти формирования будут действовать с благословения и при поддержке Русской Православной Церкви, иметь конкретного неформального попечителя в лице иерарха Церкви и находится с ним в духовном и организационном контакте.
Вероятно, целесообразно, чтобы такие организации действовали при приходах, в этом случае их деятельность будет максимально адресной, что есть главное условие в социальном служении. Конечно, вопросы создания такой структуры чрезвычайно сложны и решение их есть вопрос долговременного развития, чем более обсуждение этих вопросов должно начаться уже завтра.
3. Церковь и бизнес
Сегодня бизнес сообщество фактически лишено той самостоятельной и весомой социальной роли, которую оно всегда играло в русской общественной жизни. Региональный бизнес надежно укрыт плащом властных структур, которые пристально опекают все его социальные инициативы. На федеральном уровне ситуация аналогичная с той разницей, что там меньше игроков и больше желающих получить высокое покровительство. Поскольку основные действия выстраиваются не в столицах, а именно на периферии, то следует кратко остановиться именно на этом уровне взаимодействия бизнеса и власти в вопросах социального служения.
Принято считать, что существует треугольник «власть – бизнес – гражданское обществ», где у всех трех сторон есть свои приоритетные функции. Власть управляет, бизнес зарабатывает, ГО (гражданское общество) контролирует. Но его институты (которые еще именуют третьим сектором) контролирует, в первую очередь, государство на предмет надлежащего выполнения именно социальных функций. Институты ГО могут контролировать и бизнес пространство, но это их вспомогательная функция. Однако деньги на контроль государства третий сектор получает именно от бизнеса, который, тем самым, получает репутацию социально ответственного и заодно опосредованно участвует в контроле над местной властью.
В России сегодня происходит обратная связь. Зависимый от региональной власти бизнес осуществляет акции благотворительности (кстати, по сравнительному объему почти сопоставимые с активностью евро бизнеса) не в сектор институтов гражданского общества, а именно во властные структуры, а точнее – в подконтрольные им организации третьего сектора. Власть получает неподотчетные суммы, которые уходят в темноту, заодно прикрывая растраченные статьи социального бюджета. При этом «прикормленные» организации третьего сектора сливаются с органами власти в позитивных оценках развития гражданского общества и успехах социальной политики на местах.
Однако Русская Православная Церковь сегодня слишком самостоятельна и уважаема, чтобы подчиняться такому порядку. Именно поэтому православные ННО могут взять на себя роль реального развития социальной инфраструктуры в регионах. Церковь имеет на это право ещё и потому, что сегодня даже местная и региональная власть не может запретить бизнесу НАПРЯМУЮ финансировать благотворительные церковные начинания. Соответственно Церковь сегодня является единственной силой, которая на местах может организовать социальные инициативы при прямой поддержке бизнеса и, конечно, привлечь к этим инициативам власти в качестве не патрона, но одного из равных участников треугольника «власть – бизнес – институты гражданского общества».
Именно поэтому сегодня особо желательны инициативы отдельных предпринимателей, готовых взаимодействовать с общественными структурами Православной Церкви. Такое сотрудничество дало бы действенный пример бизнес сообществу и дало бы сигнал власти о зарождении новых плодотворных взаимоотношений в современном российском обществе.
4. Церковь и государство
Молодое российское государство оставило практически все основные принципы построения государства советского в прошлом, но взяло лишь один принцип от прошлого – принцип отделения церкви от государства. К этому стоит добавить, что в мире вообще светских государств меньшинство, более 100 стран мира имеют одну или несколько государственных религий и еще около 30 декларируют особые отношения с национальным вероисповеданием. Но российская демократия предпочла светский характер государственности, что создает сегодня массу ненужных проблем в жизни Церкви. При том, что, как мы уже говорили, к православию причисляют себя около 70% населения страны. Но государство, очевидно, уважает общественный авторитет Церкви, а национальные политические лидеры открыто исповедуют православие. Чего же боится сегодня государство? Вероятно, громкой реакции того 1% инаковерующих на то, что в стране создаются неравные условия для различных религий. Аргумент не убедительный, т.к. любая демократия имеет главным принципом подчинение меньшинства большинству, а здесь идет речь о соотношении 70 к 1. К тому же никто не собирается менять положения Конституции о равных правах верующих. Речь идет о признании особой, традиционной роли Православной церкви в истории и для сегодняшнего российского общества, то есть о признании факта бесспорного, и уважении социальных реалий. О чем, кстати, и говорится в Законе «О религиозных объединениях».
В перспективе речь может идти о Договоре (Декларации) между государством и Церковью о постоянном сотрудничестве и деятельности на благо общества и страны, что также было бы признанием особого места Церкви. Такой Договор, несомненно, должен включать также интересы Ислама, и буддизма, и иудаизма, как традиционных вероисповеданий в российском обществе.
Принципы, формы сотрудничества и сферы деятельности Церкви есть предмет научных и религиозных дискуссий, но для нас совершенно очевидно, что необходимая для общества национальная идентичность может быть основана только на традиционных нравственных ценностях и только этот фундамент способен стать основанием для дальнейшего развития российского общества.
5. Формирование нравственного климата в обществе
Следует понимать, что организация такого служения не может ставить себе целью единственно реализацию социальных программ. Это есть задача государства, поскольку в Конституции прямо указано на его социальную природу. Глубинный смысл православных инициатив заключается в преодолении мировоззрения вульгарного позитивизма, практики потребления как смысла жизни, свободно практикующей безнравственности, выдаваемой за «права человека».
Общественная мораль имеет капризную природу – её невозможно установить законом или властным распоряжением. Равно как и метод всеобщего порицания не утверждает добрые нравы в обществе. Нельзя пристыдить вороватого чиновника и тем вразумить его, или принудить законодательно ввести норму сострадания, к примеру. Общественная нравственность утверждается только делами и ростом авторитета людей, которые выражают её своей деятельностью. Атмосфера сострадания и милосердия была исторически присуща русскому обществу, благотворительность считалась не выдающимся благим поступком, а нормой общественных отношений. Русское меценатство не было спонсорством, так как не рекламировало себя. Это была деятельность, направленная на достойное устроение образа жизни людей, причем именно через развитие институтов образования, культуры, здравоохранения и духовного развития.
Фактически мы имеем великий пример развития институтов гражданского общества и задача сегодня состоит в формировании нравов именно через изменения образа жизни российского общества. Утверждение идеалов православного общежития во взаимной любви, сострадании, взаимопомощи и общем противостоянии греховной пагубе и есть задача современного социального служения.
Все эти темы и вопросы, с ними связанные, должны, на наш взгляд, стать предметом обсуждения в самой ближайшей перспективе. Время теоретических диалогов прошло, сегодня необходима выработка конкретных решений, детальных планов на будущее, действий, которые не терпят отлагательства. Промедление затянет нас в тяжелую нравственную стагнацию, и ослабленная нация не сможет противостоять фундаментальным вызовам XXI века.
Ниже мы рассмотрим деятельность православных инициативных групп, которые уже давно ведут социальную работу и постараемся показать, что эти низовые инициативы есть начало нравственного выздоровления нашего общества.
Объектом проведенного исследования была деятельность православных инициативных групп. Но что собой представляют сами группы, что за люди там работают, как давно, и что стало побудительным мотивом их деятельности? Эти вопросы задавались в ходе интервью, и полученные результаты оказались очень интересными.