В заключение раздела мы приведём высказывание одного из опрошенных экспертов, которое, как нам кажется, выражает мнение всех участников социального служения и очерчивает контуры перспективного развития этого направления гражданских инициатив. Фактически он также поднимает тему «корпоративного гражданства», о которой мы вскользь упомянули выше:
«Хотелось бы более активного участия бизнес-структур в развитии социальных проектов для социально незащищенных групп людей. Область интересов бизнеса, как правило, лежит в сфере развития «успешных» направлений – одаренные дети, новые технологии и т.д. Меньше интереса у представителей бизнеса вызывают незащищенные категории людей. В это области видится целесообразным разработка корпоративных программ содействия социально незащищенным группам в контексте социальной ответственности бизнеса при содействии церковных структур и общественных организаций. В таком случае бизнес мог бы со своей стороны оказывать финансовую поддержку, а механизмы реализации и освоения этих средств должны быть предоставлены церковными и общественными структурами».
Взаимодействие с НКО
Взаимодействие с НКО также относится к числу тем, которые были поддержаны во время интервью только частью опрошенных. По нескольким высказываниям, разумеется, нельзя делать обобщённые выводы о состоянии дел в этой области. Тем не менее, основные тенденции и закономерности очевидны. А если исходить из более-менее однородности российского общества в разных областях страны – исключая, может быть, Москву и Петербург, – то можно с большой уверенностью предположить, что те же самые вещи происходят и в остальных приходах, занимающихся социальным служением.
Прежде всего, нужно отметить, что все высказавшиеся на тему сотрудничества с НКО, отметили важность взаимодействия. Соединение усилий в будущем неизбежно по мере расширение социальной деятельности, хотя бы потому, что в НКО работают квалифицированные специалисты, которых может не найтись среди прихожан, тем более в провинции:
«Как только мы выходим на более-менее высокий уровень, то сразу начинаем взаимодействовать с фондами. Стремиться к взаимодействию с некоммерческими организациями нужно. Ведь что такое НКО? Это люди, которые вышли на серьезный уровень работы. Для нас необходимо общение с общественными организациями».
++++++++++++++
«Конечно, надо иметь в своей организации людей или одного человека, ответственного за направление (в данном случае потребовавшее квалифицированного специалиста)... За нас такую работу выполнял московский фонд «Волонтеры – в помощь детям сиротам»… Когда мы решили заниматься социальными вопросами два года назад, то сразу определили себе такой уровень, что немедленно потребовалось сотрудничество и с некоммерческими, и коммерческими организациями, и с органами власти».
++++++++++++++
«Взаимодействие мне видится необходимым, т.к. все мы граждане одного отечества все радеем за духовное и нравственное развитие нашего общества, поэтому обязательно должны консолидироваться».
Существуют и свои трудности взаимодействия с НКО. На вопрос, в чём эти трудности, респонденты отвечали так:
«В незначительных вопросах трудности есть. Далеко не все НКО готовы сотрудничать с Православной Церковью. По различным причинам. Разность во взглядах о предмете сотрудничества, в формах и способах достижения целей, негативный опыт такого сотрудничества (личный, а чаще чужой) и т. д.».
++++++++++++++
«Такое взаимодействие было бы интересным, но у нас поблизости ничего подобного нет, а с другой стороны, общественная организация, её мы и при храме можем создать, только средства на работу где возьмем?»
Взаимодействуете ли вы с НКО?
«Да нет, где им у нас взяться».
Нашлись и такие, кто не считает объединение усилий с НКО необходимым. Причины нам видятся опять же в плохой координации усилий. В конце концов, все понимают, что делают одно общее дело, но договариваются пока с трудом. К сожалению, условия деятельности общественных организаций пока таковы, что объединение усилий рождают дополнительные сложности и хлопоты:
«Не знаю, надо ли нам такое взаимодействие. Если люди уже создали объединение, оно при ком-то или при чем-то, у них своя идея, мы им не нужны, вот, если при храме такое НКО, это здорово, хотя при храме лучше организовывать объединение, которое может расчетный счет иметь и деятельность вести коммерческую, тогда это будет выгодно, а так, не знаю, я с осторожностью к этим НКО отношусь».
Один из опрошенных нами священнослужителей, по должности хорошо разбирающийся в обстоятельствах вопроса, дал, как нам кажется, исчерпывающее пояснение, которое можно привести полностью:
«В сотрудничестве со светскими НКО в области социального служения для Церкви существует огромный потенциал развития, так как на сегодняшний день в чистом виде Церковь не располагает полнотой ресурсов для решения социальных проблем общества. Именно в сотрудничестве со светскими НКО и в использовании их механизмов привлечения ресурсов и решения проблем на партнерских основаниях Церковь видит перспективу развития своей социальной деятельности. Эти организации располагают многими необходимыми ресурсами для решения социальных проблем (юридические механизмы привлечения финансирования, квалифицированные кадры, накопленный опыт решения социальных проблем). Однако для многих НКО в момент регистрации очень остро стоит проблема поиска соответствующего для регистрации и деятельности помещения. Здесь Церковь может предложить использовать свои ресурсы, так как, как правило, у храмов есть дополнительные площади, где должна вестись работа с прихожанами, и Церковь может предоставлять эти площади в пользование партнерским НКО на безвозмездной основе, и достигать большего эффекта в успешном решении проблем социально незащищенных людей. Также за счет привлечения подобных групп людей в свои стены для решения их проблем, церковь расширяет число своих чад и предоставляет возможности социального служения своим прихожанам. В этой области вижу целесообразным разработку в Церкви специальной межепархиальной программы по социальному служению с привлечением ресурсов НКО на партнерских основаниях».
Финансовые источники
Пару слов нужно сказать об источниках финансирования программ по оказанию социальной помощи со стороны церковных волонтёрских организаций. Возможно, в некоторых случаях мы повторимся, но в любом случае этот краткий обзор мнений позволит взглянуть на эту проблему ещё раз в новом ракурсе или обратить более пристальное внимание на некоторые моменты.
Церковная кружка – основной источник финансирования. Практически все опрошенные нами настоятели приходов признались, что основным источником получения средств на социальные проекты являются мелкие пожертвования прихожан храма. Именно получаемыми таким способом средствами главным образом определяется масштаб социального служения и характер социальных проектов:
«Основное поступление финансов – «церковная кружка», частные пожертвования на конкретные нужды (очень маленький процент), добровольная десятина некоторых прихожан (тратится исключительно на нужды прихода)».
++++++++++++++
«Если богатый приход, то он может какие-то инициативы сам финансировать. Но обычно чем богат приход? Тем, что у него прихожане и спонсоры богатые и жертвуют охотно».
Иногда, в зависимости от сезона, «церковная кружка» может приобретать форму попечительских советов из прихожан, как нередко происходит летом, когда деревни заселяются богатыми дачниками из близлежащих мегаполисов:
«А дальше… опять-таки создавать некий попечительский совет, который будет поддерживать нас каждое лето».
Коммерческие структуры как источник финансирования. Без спонсорской помощи коммерческих организаций православным волонтёрам не обойтись, и хорошо, если приходская группа находит со спонсорами общий язык. Но так бывает не всегда. Судя по формулировкам респондентов, обращение к бизнесменам создаёт неловкую ситуацию, когда руководителю группы энтузиастов (в нашем случае настоятелю храма) приходится унизительно выпрашивать пожертвования, а их размеры и частота зависят от прихоти жертвователя:
«Коммерческие структуры! Конечно, обращаемся. А куда же ещё обращаться? Неизбежно мы вынуждены взаимодействовать с коммерческими структурами».
++++++++++++++
«Если он (жертвователь) желает принять участие… в финансировании какого-то важного социального проекта, то надо с благодарностью принимать эту помощь, понимая, что это свободный выбор человека, и он вправе был пожертвовать или не жертвовать».
Иногда проблема даже не в суммах и не желании или нежелании бизнеса жертвовать на социальные проекты. Проблема в расхождении интересов и видении того, как должно строиться социальное служение. Как говорится, кто платит, тот и музыку заказывает:
«Да, помощь (от бизнеса) есть, хоть не всегда большая. Правда, я не всегда склонен объяснять бизнесменам – на какой проект мне деньги нужны, потому что бывает и такое, что мы деньги просим на какой-то проект, а им он кажется незначимым, мы одно хотим делать, а у них – другие идеи».
Государство как возможный источник финансирования социальных проектов. Социальные проекты по самому своему определению должны опираться на собственные силы общества. Однако, учитывая непростое положение дел в этой области, все понимают, что проблемы нужно решать сообща, объединёнными усилиями всех, кто только может и хочет принять участие в создании человечных условий жизни в государстве. В этой связи во время интервью со священнослужителями, возглавляющими волонтёрское социальное служение, постоянно всплывала тема возможной и весьма желательной государственной финансовой поддержки таких общественных инициатив. Речь чаще всего шла о хотя бы частичном финансировании проектов социального служения, но непременно на постоянной основе: