Смекни!
smekni.com

Концепция развития социального служения русской православной церкви 9 основные характеристики групп 15 (стр. 31 из 64)

«Постоянное напряжение (от нехватки средств) и отсутствие хотя бы небольшого, но государственного финансирования, какой-то поддержки. Иногда это просто вводит в уныние, руки опускаются».

Мы уже приводили выше слова респондентов о необходимости привлекать к социальному служению квалифицированных специалистов на постоянной основе. Но это практически невозможно исполнить в виду нехватки регулярного финансирования:

«Отсутствие квалифицированных кадров, транспорта, офисных помещений и оборудования, стабильного финансирования приводят к тому, начальный энтузиазм организаторов общин постепенно угасает».

Государственная финансовая помощь в виде разовых грантов также доступна не всем участникам социального служения по различным причинам, в том числе юридическим:

«В грантах, конкурсах у нас и возможности-то юридической нет участвовать».

++++++++++++++

«Иногда крайне необходима юридическая регистрация для расширения источников финансирования».

Волонтёрские православные организации, безусловно, ждут от государства более пристального внимания к своим трудностям и какого-либо ограниченного участия.

Сотрудничество со СМИ

Данная тема не связана непосредственно с социальным служением Церкви. Тем не менее, мы посчитали необходимым вкратце её коснуться в беседах с нашими респондентами. В конце концов, благородная идея помощи ближнему должна обрести отклик в самых широких слоях общества, а социальное служение превратится во всенародное дело. Добиться этого можно только через доброжелательное освещение событий в СМИ. Это хорошо понимают и те, кто непосредственно занят в проектах социального служения:

«Сотрудничаем со СМИ, потому что именно через средства массовой информации можно донести до людей то, что важно донести».

++++++++++++++

«Роль Церкви в создании нравственного климата в обществе, по сути, должна быть ведущей. Будет правильным, если голос Церкви будет услышан как во властных, так и в общественных и деловых структурах как можно большим количеством наших граждан, которые может быть, не являются воцерковлёнными людьми, и не имеют возможности слышать проповедь о христианских ценностях. Здесь ключевую роль может сыграть информационная политика и ведущие СМИ страны. Возможно, требуется налаживание цивилизованного диалога представителей Церкви и «четвертой власти» и создание информационного поля, где голос Церкви будет принят и услышан большим количеством людей».

Это, казалось бы, очевидная вещь. Однако у большинства СМИ другая политика, и коммерциализация сферы массовой информации вынуждает выбирать совсем другие ориентиры. В приказном же порядке на СМИ повлиять не возможно. Проблема, по-видимому, в том, что мы строим светское общество, стерильное от каких-либо идеологий, тогда как Церковь предлагает модель духовного общества, скреплённого возвышенной идеей человечества во Христе. И эта идея – человечества во Христе – к большому сожалению пока не осознана и не востребована нашим обществом:

«Об этом СМИ говорят мало, – скорей всего это менее интересно. Если ЧП какое-то, тогда другое дело, это куда интереснее, чем такое служение. А служение очень важно. Почему? Потому что, сама церковь – это не здание, в котором мы с Вами находимся, церковь – это общество людей, а глава – Христос».

Социальное служение Церкви подробнее и регулярнее освещается локальными СМИ:

«Связь какая-то со СМИ у нас есть, не тесная, но освещаем праздники. Вот местное кабельное телевидение есть …..

А газеты?

– Нет у нас своей газеты. У нас есть газета для простых людей, которая издается бесплатно... Так и называется «Православная газета для простых людей». Хорошая газета, она в крайности не вдается. То есть действительно все реально, правдиво освещает. Её в каждый приход привозят, люди разбирают, читают… У нас сам храм издает листок. Там есть журналисты, есть те, кто может заняться этим».

В некоторых местах, как утверждают наши респонденты, удалось наладить постоянное сотрудничество с городскими газетами путём регулярного выпуска приложения к местной газете. В любом случае городской уровень СМИ – это фактически предел. С районными СМИ церковные волонтёрские организации напрямую не взаимодействуют. Если информация о событиях социального служения и проходит, то нерегулярно.

Существует ещё одна немаловажная проблема взаимоотношений Церкви со СМИ: есть множество изданий, выдающихся по пошлости, вульгарности и развращённости. И таковых становится всё больше. Поэтому круг приемлемых средств массовой информации в отдельных населённых пунктах может быть крайне небольшим, а сами эти средства не пользуются массовым влиянием и не могут похвастаться широкой аудиторией:

«Церковь не на любой информационной площадке может работать. Есть церковные газеты, а есть такие СМИ, где церкви просто неприлично быть».

Заключение

В этом коротком отчёте мы сознательно не стали проводить параллели с документами РПЦ, посвящённым социальной работе. Это направление деятельности имеет давнюю историю, и желающие могут ознакомиться с материалами на интернет-сайте Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата[4]. Опрошенные нами священнослужители рассказали, как работа идёт на самом деле. О некоторых вещах мы не смогли рассказать в специальных разделах, так как интервью проводились в свободной форме, и мы не могли затронуть в них широкий горизонт проблем. Однако по отдельным высказываниям, дополнениям и самой тональности выступлений респондентов можно сделать вывод, что вне опроса осталось ещё несколько очень важных вопросов, в первую очередь касающихся общей нравственной атмосферы в стране и наших общих нравственных идеалах.

В самом деле, иной раз Церкви трудно найти понимание со своими проектами безвозмездного социального служения в среде, погружённой в суету страстей и плодящей по большому счёту зло, тогда как суть христианской этики и морали во всеобщей победе благодати и добра. Средства массовой информации часто без обиняков говорят, что им интереснее освещать какие угодно события, но не примеры помощи ближнему, тогда как Церковь в каждом человеке видит образ (живую икону) Христа.

Человек есть высшая земная святыня, носитель образа Божия и Его света. И эта истина определяет основные этические принципы взаимоотношения христиан друг к другу и ко всем людям вообще. Когда эта простая истина дойдёт до каждого, то мы, скорее всего, сформируем своё гражданское общество на принципах, которые веками воспитывали лучшие качества русских людей – доброту, отзывчивость, готовность к самопожертвованию. И никаким другим путём гражданское общество в России само не построится. Время это уже подтвердило.

Поэтому сегодня на Церковь возлагаются большие надежды и большая ответственность в деле нравственного воспитания русских людей и оздоровления нравственной атмосферы в стране. Понимает свою непростую задачу и сама Церковь:

«Церковь должна прийти в государственные учреждения с неформальным, личным, любящим подходом к каждому больному, сироте, престарелому, и восполнить любовью ту помощь, которую люди получают на общегосударственных основаниях. Церковь может научить работников социальных учреждений относиться к страдающему человеку не как к единице в отчетности, а как к богоподобной уникальной личности, обладающей бессмертной душой». (из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Архиерейского Собора. 2008)

Как это сделать на практике, показывают, в том числе, опрошенные нами настоятели храмов и по совместительству руководители волонтёрских групп, занимающихся бескорыстным социальным служением в самых различных областях и на разных участках. «В наш век, когда мир устал от слов, проповедь делами любви наиболее эффективна», – говорит патриарх Кирилл.

Исследование выявило ряд тенденций и сопутствующих им трудностей. Из положительных моментов можно отметить:

· Волонтёрское движения в рамках РПЦ быстро развивается, особенно в провинции, где уровень жизни ниже, и в социальной помощи особенно нуждаются.

· Социальное служение не ограничивается самыми простыми формами, типа раздачи гуманитарной помощи, а находит сложные сферы применения, зачастую не имеющие прецедентов в государственном секторе (напр., пропаганда против абортов, работа с будущими матерями или помощь женщинам, совершившим аборты).

· Частные предприниматели всё чаще готовы оказывать материальную поддержку волонтёрским организациям.

Среди проблем опрошенные нами священнослужители наиболее чётко обозначили следующие:

· Недостаток финансовых средств, сдерживающих дальнейшее развитие волонтерского движения и масштабность проектов.

· Нерегулярное поступление денежной помощи на социальные проекты.

· Слабая активность государства в деле помощи самим волонтерским организациям (как юридической, так и финансовой и организационной).

· Отсутствие координации между деятельностью НКО и церковными волонтёрскими организациями.

· Слабое освещение в СМИ деятельности организаций по оказанию социальной помощи, что не способствует созданию в обществе необходимой атмосферы общего дела.