Смекни!
smekni.com

Концепция развития социального служения русской православной церкви 9 основные характеристики групп 15 (стр. 33 из 64)

Вопрос: Необходимо ли Церкви заниматься социальными вопросами? Для чего? Как активно?

«Необходимо. Ради земного отечества. Еще активнее».

++++++++++++++

«Мы живем сегодня в жестоком мире, который все более погружается во тьму равнодушия, ненависти, эгоизма. И поэтому именно сегодня, когда в России были восстановлены и построены тысячи православных храмов, у христиан, у прихожан есть возможность послужить ближнему. Ведь христиане призваны светом любви Христовой светить в мире и являть свою веру делом. Рядом с нами живет много страдающих, одиноких людей, людей с ограниченными возможностями, которым не в силах помочь государство. А значит, помочь может и должна Церковь».

++++++++++++++

«Церковь служит людям, и помогает людям найти Бога, то есть в каком-то плане это сакральное служение, помогает людям обрести веру в Бога. То есть так или иначе она помогает людям. Социум помогает тем, кто нуждается в помощи…. И поэтому я считаю, что Церковь не только служит каким-то таинствам и закрыта для общества, но она и есть и должна быть открыта для общества и для социального служения людям и для помощи людям. Это однозначно, всегда так было, всегда так должно быть».

Откуда исходят инициативы

«Социальное служение у нас начинается снизу: собираются миряне, простые люди и начинают помогать. А Концепции и декларации остаются на бумаге. В миссионерском и социальном служении чувствуется разрыв между планами и желаниями верхов наших и реальной работой. Мы сами, за редким исключением, не в состоянии развернуть эту работу. Есть харизматичные личности – священники, которые берут на себя этот труд и организуют мирян».

++++++++++++++

«Вот, например, в Г. я знаю у отца А… много лет постоянно действует благотворительная столовая. Она началась стихийно, из таких вот социальных задач. Просто у отца А. сын пришел один раз из школы и сказал, что его одноклассник, перед тем, как пойти в школу, всегда ходит мимо столовой. И он заглядывает в окно и, когда он видит, что там разливают суп, ему от этого сытнее становится, потому что дома недостаток питания. И вот с этого рассказа отец А. стал просто накрывать для них чай. Прихожане стали приносить продукты. Таким образом, стихийно так и естественным образом организовывалась столовая. И теперь у него одна смена – питание для детей, другая смена – для взрослых нуждающихся, причем он говорит, именно те люди, не которые там просто деньги пропивают, а у них подлинная нужда. Поэтому я хочу сказать, что все это наше социальное служение, оно как бы встречная реакция на проблемы, которые более всего обострены в приходе».

Кто они, православные волонтёры и сотрудники

Вопрос: «Расскажите о количественном составе братства и о тех людях, которые входят в это братство. Каких профессий, занятия? Всегда ли это церковные люди или может это люди со стороны?»

«Есть официальный состав братства, и есть фактический состав братства. То есть те люди, которые принимают непосредственное участие в деятельности, принимают активное участие во всех мероприятиях, которые проводит братство, занимают активную социальную позицию. И они могут официально не входить в состав братства. Что же касается официального состава братства, то на сегодняшний день он насчитывает больше 20 человек. Это люди, которые оформлены, которые составляют тот необходимый, скажем, базовый минимум для регистрации братства с точки зрения юридической. Фактически в действиях деятельности братства задействовано порядка 50, наверное, человек. Профессии у них совершенно различные. В основном это люди, которые работают на светских участках, на светской работе. Это и педагоги, это и рабочие с заводов, это и руководители фирм, это и бизнесмены, частные предприниматели. То есть спектр людей, которые занимаются вместе с нами, которые не равнодушны к нашей деятельности, очень широкий. Несмотря на то, что они не зафиксированы на бумаге, они очень-очень много вкладывают и своего времени, и своих личных сил, своего сердечного устремления, к тому, чтобы вокруг себя посеять какое-то добро, свет».

Вопрос: Приходят только верующие люди или в том числе люди, искренне желающие нести социальное служение?

«Люди совершенно разные: и верующие, и неверующие, мало верующие, в церковь приходящие. Но причем какая ситуация, когда приходит человек совершенно неверующий, он чисто идет устроиться на работу, не для того, чтобы служить, а для того, чтобы просто работать. И такой человек говорит: «У меня рабочий день закончился, у меня завтра выходные, давайте доплату к отпуску, зарплату и все такое».

++++++++++++++

«Приходят сейчас меньше, в 90-е годы больше было, но и сейчас люди идут, особенно молодые, что отрадно. Люди готовы помочь другим, и в основном это не сильно верующие воцерковленные, а неофиты. Они только приходят в храм и все готовы тут делать, всем помочь, у них душа горит. Бывает, что горение проходит, и человек уходит от такой работы, становится как бы тепло-хладным – вроде на службах есть, а в общей работы нет его, это грустно. А принимаем мы всех, кто хочет работать. Бывает, что люди приходят даже именно работать сначала, а потом воцерковляются потихоньку. Это касается так называемых молодых пенсионеров. Человек на пенсию вышел, делать ему не особо есть что, особенно если на пенсию «выгнали», что называется, когда предприятие закрылось, или что-то подобное. Военные есть пенсионеры. Бодрые такие. Они привыкли всю жизнь работать, быть кому-то нужными, и оставшись не у дел, ищут место приложения себе, своим рукам, голове, силам. Ходят они по старикам нашим, продукты носят, а когда просто поговорить-пообщаться. Это старому человеку больше всего и нужно, чтобы с ним кто-то поговорил. Иногда бывает, что женщина средних лет к бабушке ходит-ходит, к причастию ей готовиться помогает, молитвы читать, когда и Евангелие почитает, и так вместе с этой бабушкой и воцерковляется. У меня много таких случаев на приходе. Лет десять назад старики за молодыми в храм шли, а сейчас и вот так бывает».

++++++++++++++

«Волонтёрством занимаются, в основном, местные бабушки, ну не совсем бабушки, но женщины пожилые, которые своих детей вырастили, вот они приходят помогать в храме, своим совсем стареньким односельчанкам тоже помогают, они бы может и готовы себя еще к чему-то приложить, но на селе, если рядом нет дома инвалидов, например, такой деятельности для них нет. А они не привыкли сидеть сложа руки, поколение такое».

++++++++++++++

«Что касается серьезной систематической работы, то тут добровольцами не обойдешься. Например, телефон доверия требует постоянного присутствия профессионала. Это может быть и переадресация на домашний телефон. Но такая работа требует постоянной занятости. И требуется, конечно, помещение. Но в небольшом масштабе эта деятельность может вестись и группой добровольцев. В нашем случае есть специфика. У нас есть штат, но это не типично для таких организаций. У нас есть 4 человека, которые занимаются этим с утра до вечера. Но у нас, именно у московского отделения, своя специфика».

++++++++++++++

«Группа (добровольцев) состоит из людей разного социального состава. Руководители направлений – 6 человек (высшее образование – 3, средне-специальное – 3; мужчины – 2, женщины – 4). Численность группы – около 100 человек: 2/3 – женщины,1/3 – мужчины. Возраст – от 18 до 25 – 1/3, от 25-45 – 1/3, от 45 и старше – 1/3. Среди молодёжи: девушки/юноши – 50 / 50%. Среди старшего поколения: – 100% женщины, среднее поколение: мужчины / женщины – 30 / 70%. Нет возможности описать профессии, так как группа очень разная по этому признаку. Достаточно активны мужчины. Много молодёжи. Она всячески привлекается к работе по всем направлениям».

++++++++++++++

«В работе активно задействовано примерно 25 человек. Специалисты и волонтёры привлекаются из прихода. Все нужные специалисты разыскиваются среди прихожан».

++++++++++++++

«Прихожане, которые у нас есть (может десятка или двадцатка), пускай кто не в престарелом возрасте, да скажем, даже и бабушки настроятся по-своему, где-то там по своим объектам. Безвозмездно помогают соседям, приходят к ним – это тоже неплохая помощь. А те, кто молодые, трудоспособные, естественно полностью в этой работе тоже участвуют».

О том, как трудно без поддержки

«Сущность такая, что благотворительность и волонтёрство – меньше всего мы имеем поддержку со стороны государства. Поэтому это у нас сплошное волонтёрство или благотворительность в состоянии постоянного попрошайничества. Потому что когда мы начинаем чего-то создавать, нам кажется, что есть благоприятные возможности. Потом ситуация ухудшается, дело бросить не хочется, мы начинаем бегать, упрашивать, говорить, попрошайничать по благотворителям и в общем-то ситуация не очень приятная. И она все время держит нас в напряжении, потому что … мы чувствуем, например, у нас нужно заниматься в области дошкольного воспитания, принимаем на это дело человека. И через какое-то время истекают наши возможности... и человека потерять жалко, и дело вроде бы получило развитие. И вот это вот постоянно напряжение и отсутствие ну хотя бы небольшого, но государственного финансирования, какой-то поддержки. Это, в общем-то, просто вводит иногда в уныние, руки опускаются. Мне кажется что, если бы не просто деньги просить, а пусть взяли бы человека в штат они куда-нибудь в социальную службу... работал он... оформили бумаги, договор, что организация, где он на работу принят, чтобы он выполнял в таком-то месте такие-то обязательства... хотя бы зарплату человеку положили, небольшую, но постоянную».