Смекни!
smekni.com

Концепция развития социального служения русской православной церкви 9 основные характеристики групп 15 (стр. 35 из 64)

Вопрос: «То есть, влияние расширяется?»

«Да, я считаю, что все-таки расширяется».

Вопрос: Как Вы видите роль православных инициатив в развитии гражданского общества в стране?

«Церкви доверяют. И нам надо оправдать это доверие. Я не говорю, что у нас все получается. Оно не сразу, не сразу все. Как растения: одно быстренько-быстренько пошло, а другое и зачахло где-то, его тогда надо и полить и подкормить».

++++++++++++++

«Церкви доверяют. И нам надо оправдать это доверие. Я не говорю, что у нас все получается. Оно не сразу, не сразу все. Как растения: одно быстренько-быстренько пошло, а другое и зачахло где-то, его тогда надо и полить и подкормить».

Вопрос: «Видите ли Вы благоприятное влияние на общество в целом факта ведения Церковью социальных программ?»

«Несомненно. Социальные программы испокон веку были делом церковным. Только Церковь и отдельные благотворители окормляли стариков, детей, больных, убогих. Богоугодные заведения создавались, странноприимные дома, это все было при храмах и монастырях, и конечно, сейчас если начнется возрождение этого, начнется возрождение и душ человеческих. Ведь через помощь ближнему, заботу о том, кто слабее, очищается душа человеческая. Общество озлоблено, очень много ненужной агрессии. Она идет к нам с экранов телевизоров, из книг, а социальные программы призваны именно души возродить, от злобы повернуть их к добру.

Люди живут в постоянной злобе и агрессии. Посмотрите, что в транспорте творится – пихают, толкают, места не уступают, гадости говорят. Потому что дома у них плохо, на работе, вот они и вымещают этот негатив на посторонних. Так проще и легче. Жители мегаполисов отличаются высоким уровнем жестокости. Спокойно могут пройти мимо потерявшего сознание, оправдывая себя тем, что он пьяный или наркоман…. А если привлекать людей в различные социальные проекты, это даст им возможность оттаять душой, возродиться».

Вопрос: «Как именно Церковь может влиять на создание нравственного климата в обществе и в информационном пространстве?»

«По разному. Можно сделать передачу на телевидении или радио, писать статьи в газеты и журналы, ходить в школы, выступать в домах культуры и разных других общественных местах. Надо стараться донести до человека позитив, потому что насилия и агрессии вокруг него и так много по жизни. Надо выйти в Думу с законодательной инициативой запретить продавать пиво и спиртные напитки в общественных местах, запретить рекламу разврата и насилия, запретить показывать фильмы, в которых пропагандируется разврат и насилие, в то экранное время, когда телевизор могу смотреть подростки, а лучше вообще выделить канал для просмотра таких фильмов для людей с нарушенной психикой, потому что нормальному человеку сцены насилия радости и удовольствия не доставят.

Надо вернуть в школы нормальное преподавание литературы, хорошей и доброй классической литературы, которой лишены наши дети. Не обязательно говорить сними только о Боге и православии, надо начать с малого, с простого приобщения их к русской культуре. У нас очень добрая литература, там добро побеждает зло, там хорошие и честные герои. Русский человек всегда спасает душу, американец – задницу. И вот эти, извините, задницы, мы и видим на экранах наших телевизоров и кинотеатрах, в наших книгах. Нас отупляют…. Вместе с пищей телесной человек должен получать пищу духовную, иначе он просто перестанет быть человеком, и будет жить инстинктами как животное. Этого допустить однозначно нельзя. И Церковь должна способствовать возрождению культуры, потому что, похоже, кроме нее некому это сделать, никому нет дела до подростков и молодежи, до их души, до того, чем они живут, во что верят, и кем станут в дальнейшем».

Вопрос: «Что касается нравственности, то школа сейчас не решает этой задачи?»

«Не решает. Перед ней не стоит такая задача. Это только образовательное учреждение. В этом её и беда, что она эту задачу не видит перед собой. Но я не могу сказать, что вся школа. Есть, вот у нас есть люди, которые, Слава Богу, понимают и видят. Но у нас нет инструмента решения этой задачи в наших школах. Нету. Просто даже сказать можно так, что наше государство даже в слове ещё не выразило идею своего развития. Не говоря уже о каких-то делах. Даже сказать, что наша идея – она вот такая. Образ человека русского, российского – вот он такой. Вот к чему мы должны прийти и к этому уже должны направить усилия. А потому и не выражен этот образ, потому что если бы выразить, то… его нельзя выразить никак иначе, кроме как правильно, даже касаясь религиозной составляющей».

Вопрос: «Видите ли Вы благоприятное влияние на общество в целом факт ведения Церковью социальных программ?»

«Да, безусловно, общество становится лучше, добрее, люди к людям по хорошему относиться начинают, а не по принципу человек человеку волк».

++++++++++++++

«Роль Церкви в создании нравственного климата в обществе, по сути, должна быть ведущей. Будет правильным, если голос Церкви будет услышан как во властных, так и в общественных и деловых структурах как можно большим количеством наших граждан, которые может быть, не являются воцерковленными людьми, и не имеют возможности слышать проповедь о христианских ценностях. Здесь ключевую роль может сыграть информационная политика и ведущие СМИ страны. Возможно, требуется налаживание цивилизованного диалога представителей Церкви и «четвертой власти» и создание информационного поля, где голос Церкви будет принят и услышан большим количеством людей».

Заключение

Ни одно масштабное явление в общественном развитии не возникает самостоятельно, не опираясь при этом на нравственные начала национальной культуры. Их этих начал складываются традиции и только на этом фундаменте возможно для нации историческое развитие. Это есть начала человеческой природы, данной Богом, естественные права человека, а деятельное выражение этих прав и есть первое условие национального развития.

Как сумел выжить народ в хаосе 90-х? До немощи ослабевшее государство не то что народ хоть как-то поддержать, само за плетень хваталось на подгибавшихся коленях, а воры всех мастей шарили в его карманах, да убегать ленились. Реформы и дефолты отнимали у людей последнее, у старушек гробовые деньги отнимали. Хасавюрт отнял последнее национальное самоуважение. Президент России по требованию чеченского бандита у себя в Кремле пересел с главы стола на угол.

А люди выжили.

Люди выжили благодаря выражению в энергии и предприимчивости естественного права частной собственности и свободы ее создания и преумножения. Казалось, за век почти должна была Советская власть напрочь выбить из народа память о великих традициях отечественного предпринимательства. Память оказалась крепче кнута.

Заполонили страну челноки-мешочники, появились первые фермеры, умельцы, создатели мелких предприятий, новаторы и энтузиасты частного дела. Это они спасли страну и создали такой задел социальной и экономической прочности, что возник на нём новый мощный российский средний класс, которым уж потом государство поняло, что может гордиться.

Но не хлебом единым жив человек и еще тогда, в конце 90-х, стали возрождаться национальные традиции милосердия и сострадания. Вот это естественное, низовое возрождение культурной толики и стало предметом данного исследования.

Мы подчеркиваем, что наш проект есть исследование установочное. Его задача – определить, что в России сегодня существует и развивается масштабное социально-культурное явление низовых народных инициатив сострадания и благотворительности под окормлением Русской Православной Церкви.

Сегодня твердо можно сказать, что это явление есть и что оно имеет национальный масштаб, присутствует везде, где есть православные церкви и монастыри.

Православные социальные инициативы есть процесс в развитии, в становлении и можно утверждать, что потенциал его огромен. Фактически этот потенциал растет вместе с ростом объема людей, приходящих в церковь. А мы знаем, на основании ранее проведенных исследований, что рост прихожан в храмах равен примерно 0,75% от всего взрослого населения страны в год. По нашим подсчетам, такие темпы сохранятся в ближайшие 25 – 30 лет (возможно и более).

Таким образом, в долгосрочной перспективе, вовлеченными в народные православные инициативы могут стать до 20-25% взрослого населения страны. Следовательно, значение сегодняшнего явления не только в его вкладе в развитие социального служения сегодня и завтра, но в его национальном значении для жизни страны в будущем.

Следует, вместе с тем, понимать, что развитие этих инициатив есть отражение увеличения значения Православной Церкви в духовной жизни общества. Церковь не может переключиться на социальную деятельность, Церковь – не собес. Но Церковь может и развивает работу по окормлению православного сообщества, которое формируется вокруг Церкви, она постоянно расширяет нравственное пространство в обществе и в этом есть ее великая национальная роль.

Однако не стоит полагать, что развитие православных социальных инициатив – это вопрос исторически решенный и столбовая дорога в будущее уже проложена. Исследование показало, что православное движение вышло сегодня на уровень взаимоотношений с основными социальными институтами – властью, бизнесом, СМИ, институтами гражданского общества, правовыми институтами и т.д. Сегодня эти взаимоотношения далеки от идеальных (равно как и взаимоотношения между самими перечисленными институтами), зачастую они носят напряженный, а то и конфликтный характер.