Вначале об истоках деятельности этих групп. Как правило, всё начиналось с личной инициативы, которую в большинстве случаях проявлял священник прихода, вокруг которого собиралась инициативная группа. Такое начало деятельности отмечено в 42% интервью. Инициативу мог проявить Владыка или кто-либо из епархии, что и происходило примерно в 25% отмеченных случаев рождения группы или же инициаторами становились сами верующие (около 23%). В одном случае инициатором создания группы была настоятельница монастыря и в нескольких – уже существующая группа сама приходила в храм и оставалась под его окормлением и духовным руководством.
Последнее происходило тогда, когда группа инициаторов – врачей, сотрудников Всероссийского общества слепых (ВОС), казаков, творческих кружков и других – чувствовали необходимость в духовном наставничестве и в организационном союзе. Последнее немаловажно, учитывая общественный вес Православной Церкви и уважение властей, без которого сегодня сложно проявить социальную инициативу.
Однако в большинстве (две трети случаев основания групп) инициатива исходила от прихода, что есть самый важный показатель низовой, народной инициативы и одновременно – роль священника как духовного наставника в добрых и общественно значимых делах паствы. Это есть главный показатель нравственного здоровья православного сообщества, показатель силы и энергии к исправлению нравов и лечению общественных недугов, к созданию атмосферы сострадания и творения блага.
Следующий вопрос о численности групп. Разброс этого показателя колеблется от 5 до 1200 человек, но это скорее крайности. Группа более тысячи членов объединяет она инвалидов по зрению, которые, будучи членами общества по трудоустройству незрячих, так или иначе принимают участие в его работе. Но это частный случай, конечно, внутри группы есть инициаторы и активисты и ее реальный действующий состав, вероятно, меньше всех зарегистрированных участников.
Также зафиксирована православная группа численностью в 3500 человек, которые при ближайшем рассмотрении оказались казаками и, хотя действуют они в рамках православных инициатив, всё же являются продолжением сословной традиции в большей степени, нежели социально-благотворительной.
Иной крайностью можно считать группу в пять человек, образующих художественную студию по возрождению духовных традиций на основе православия и русской живописи. Группа ведет активную выставочную и пропагандистскую деятельность и, по всей видимости, является творчески самодостаточной, сосредоточившись на творческих проектах, а не на расширении своего численного состава.
Во всех прочих случаях численность групп колеблется от 10 до 200 человек, средняя численность групп составляет около 50-100 членов. При этом условно группы можно разделить по численности на «малые» – порядка 10-50, «средние» (50-100), и крупные, свыше ста, причем «средние» группы на сегодня наиболее распространенные.
Сложно ответить на вопрос, какой объем группы следует считать оптимальным. Конечно, обычно численность растет в ходе развития группы и, начинаясь с 3-5 человек, группа может достичь объема в 100 членов за несколько лет активной деятельности. Оставаясь при этом либо в неизменной структуре управления либо добавляя к этой структуре одно управленческое звено (руководители подгрупп). В группе численностью 50 и более человек, как правило, есть несколько (два-три) руководителя по направлениям.
Следует помнить, что группы существуют при приходах, в которых, видимо, есть определенный предел «вместимости» деятельности инициативных прихожан. На сегодняшний день, вероятно, объем в 100 человек наиболее оптимальный или даже близкий к максимальному. При дальнейшем развитии деятельности групп и возрастании их численности (что уже можно прогнозировать) организационная форма неизбежно будет усложняться, что потребует и новых форм обустройства.
Говоря о развитии надо понимать, что деятельность большинства групп началась не вчера. Здесь тоже есть своя градация и свои исключения из правил. К числу последних можно отнести ту же группу инвалидов по зрению, которые оформились в региональное «Общество слепых» в далеком 1938-м году, а контакты с Православной Церковью начались в 90-х, когда заботы государства о слепых свелись к минимуму или даже перешагнули эту грань.
В остальном группы опять же можно разделить на «старые», чья деятельность началась в конце 90-х (10-15 лет работы), «средние» по возрасту (5-9 лет) и молодые (от года до четырёх лет). При этом «старых» групп в общем их объеме примерно 22%, «средних» - 36% и «молодых» - 42%. Напоминаем, что случайная выборка нашего исследования составила немногим менее 70-ти православных групп, что, по нашим оценкам, составляет около 1% всех инициативных православных групп в стране.
Численность групп в стране (гипотеза)
Иными словами, мы считаем, что в стране сегодня действуют около 6 000 православных социально инициативных групп, а это значит, что такие группы существуют при каждом третьем приходе. Конечно, это только гипотеза, но в тех субъектах федерации, где проходил опрос, группы обнаруживались не в каждом третьем храме, а значительно чаще. Таким образом, разброс оценок численности таких групп в стране может колебаться от взвешенной оценки в 6 000 групп, до оптимистической оценки примерно в 12-15 тысяч групп. Диапазон обуславливается местоположением прихода (крупный город, малый город, село), географией, плотностью населения, национальным составом и прочими факторами, которые пока нет возможности учесть.
Что касается возраста групп, то процентные показатели могут отклоняться от реальных значений (при не систематической выборке), но нам кажется, что в приведенных данных есть определенная логика, которую можно описать следующими рабочими гипотезами.
Гипотезы динамики численности инициативных православных групп
«Старые» группы, возникшие в 1996-2000 гг. занимают в общем объеме немногим более 20% в силу того, что, во-первых, те годы были наиболее трудными для проявления гражданских инициатив (дефолт, экономическая слабость, трудные условия жизни). Во-вторых, Церковь была еще недостаточно крепка для широкой поддержки и организации социальной работы под её началом. Наконец, в-третьих, объем воцерковленных верующих, которые являются базой создания инициативных групп, был существенно ниже, что отразилось на численности самих групп.
Резкое увеличение – до 36% – возникновения «средних» групп пришлось на 2001-2006 года, которые отмечены наибольшим экономическим благополучием, значительным укреплением позиций Церкви, увеличением количества приходов и воцерковленных верующих, что логично вылилось в существенный прирост православных групп, действующих в области социальных инициатив.
Объем «молодых» групп в 42% означает продолжение роста православных групп, увеличение интенсивности этого процесса, что может быть обусловлено следующими причинами. С одной стороны, видимые примеры могли послужить образцом к началу такого служения – а примеров к тому времени было уже достаточно. С другой стороны, вероятно, что социальное православное движение начинает подходить к тому рубежу, когда экстенсивное развитие может начать совмещаться с интенсивным, то есть развитие начинает идти не только вширь, но и вглубь социальной жизни.
Хотя предложенные гипотезы и нуждаются в проверке, очевидно, что численность групп будет возрастать, численный объем, вероятно, тоже, организационная структура усложняться, то есть православное социальное движение будет и впредь идти традиционным путем развития институтов гражданского общества. В пользу этого соображения говорит социальный состав групп, крайне разнообразный и представительный.
В целом можно выделить несколько направлений, среди которых больший приоритет имеет представительство молодежи, а также детей и подростков. Как правило, эти группы формируются либо на базе воскресной школы, расширяя при этом ее образовательные и воспитательные задачи либо на базе общих интересов, творческих или социальных. Второй по значимости идет семейная направленность работы групп, связанная либо с многодетными семьями, либо с медициной (помощь больным детям).
Широкое представительство имеют группы пенсионеров, хотя это связано более с социальным составом самих приходов, чем с деятельностью группы, либо с работой групп, направленных на помощь малоимущим. В отдельную категорию можно выделить группы инвалидов в случае, если речь идет о взаимопомощи и организации социальной среды. Также группы могут формироваться по профессиональному признаку (врачи, медсестры), сословно-историческому (те же казаки) или иметь смешанный социальный состав.
Также надо отметить, что внутри групп могут быть выделены подгруппы, формируемые по характеру деятельности. К примеру, если группа занята строительными работами (восстановление зданий, церквей), то в ее составе могут быть строители или люди иных профессий. То же касается и гендерного признака, к примеру, в группе казачества мужчины составляют 90% от всего состава группы. Иными словами, социальный состав групп разнообразен и зависит от задач и рода деятельности группы, так же очень разностороннего.
Если говорить кратко, в число этих задач входят воспитательные и образовательные, просветительские, творческие, задачи социальной помощи, медицинской поддержки, социально-реабилитационные, благотворительные и т.д. Часто сами группы формулируют общую цель своей деятельности как «сохранение и развитие традиционных национальных культурных и духовных ценностей».
Выдержки из интервью