Смекни!
smekni.com

Концепция развития социального служения русской православной церкви 9 основные характеристики групп 15 (стр. 45 из 64)

Предлагаемые пути решения существующих проблем, степень вероятности решения, необходимые для этого ресурсы.

Развитие деятельности тормозит крайняя незаинтересованность в ней самого духовенства практически на любом уровне. Необходима поддержка инициатив организаторов подобных служений со стороны Патриархии и пристальное внимание к РЕАЛИЗАЦИИ заявленных молодежных проектов.


Экспертное мнение, Татьяна Шестакова, г. Ижевск

С 2001 года по 2004 я являлась оценщиком проектов и координатором грантового конкурса Ярмарки социальных и культурных проектов ПФО, в последствии являлась экспертом в региональных грантовых конкурсах, осуществляла консультирование НКО в проектной деятельности, в 2008-2009 гг. являлась координатором грантового конкурса Благотворительного фонда Преподобного Серафима Саровского. Плотно сотрудничаю с некоммерческим сообществом, бизнес структурами, госструктурами. Директор двух НКО.

Анализируя весь период деятельности в области социального служения общественных организаций сообщаю следующее:

1. Социальное служение является инициативой не власти или религиозных сообществ, а граждан.

2. На сегодня активных, сильных, профессиональных в своей области, деятельных организаций в Республике уже более 90. А зарегистрировано более 3000 НКО. Имеется ресурсная сеть НКО взаимодействующих в реализации проектов. Налажены межрегиональные связи по России и за рубежом. Развиваются не благодаря региональной власти, а зачастую и вопреки действиям местных структур. Получают финансирование и административную поддержку на Федеральном уровне и в других регионах. Осуществляют проекты совместно с крупными структурами бизнеса. Выполняют госзаказы в других регионах РФ и передают свой опыт в странах США, Европы. Некоторые являются экспертами Российского уровня в своей области – приглашаются в качестве экспертов законов, проектов и программ в рамках стратегии социально-экономического развития РФ и не только.

3. Организаций, тесно сотрудничающих с Православной Церковью 5-8. Организаций сотрудничающих с иными религиозными сообществами – около 20. Большинство не взаимодействуют друг с другом, даже не знакомы! Это важно.

4. В грантовых конкурсах Благотворительного фонда Преподобного Серафима Саровского участвовало боле 30 организаций из них непосредственно проповедующих православные традиции 2-3.

5. Основное направление деятельности организаций, которые включают в свою деятельность религиозное просвещение – обучение, воспитание, проповедование идеологии религиозных конфессий. Мало отдается внимания теме поддержки (социальной, духовной, материальной) социально не защищенных и неблагополучных слоев населения.

6. Удмуртия является уникальным местом, так как на данной территории мирно живут разные национальности, нет религиозных конфликтов и найдены точки взаимодействия между религиозными организациями. В связи с этим, город Ижевск, единственный из заявленных городов России, вошел в состав европейских городов-участников пилотного проекта Совета Европы «Межкультурные города Европы».

7. Важно учитывать, что есть собственная культурная составляющая региона – удмуртская, есть особенности менталитета населения – закрытость, инертность. Обязательно нужно понимать, что Удмуртия – межкультурный регион благополучный в межрелигиозных отношениях. И нужно осторожно подходить к любой пропаганде религиозных идей, чтобы не спровоцировать конфликт на национально-религиозной почве.

8. На сегодня, чтобы реализовывать социальное служение не требуется создание новых организаций, эффективнее сформировать заказ на проекты существующим организациям или поддерживать их инициативы, вкладывая православную идеологию в миссию их проектов. Церковь в принципе может осуществлять социальное служение в содействии со сложившимся гражданским сообществом, поддерживая инициативы сообщества, на базе (в том числе и ресурсной) действующих НКО.

9. Результативно будет создание программы – власть – религиозные сообщества – бизнес – СМИ, основываясь на наработанном опыте и знаниях активных, сильных НКО, чем придумывать новую для себя деятельность, исходя из собственных соображений.

10. Вообще странно, что в программах развития региона власть не спрашивает мнения НКО, пытаются построить свою деятельность исходя из отчетов структур власти. Это не верный подход. Никто, кроме самого общества, конкретной социальной группы не может знать, что им нужно и в какой форме. Где система госзаказа в социальном служении? Власть Удмуртии только-только начала осваивать проектную деятельность! Тогда как общественность уже давно разрабатывает стратегии и программы.

11. В Удмуртии, основная работа проводится по инициативе отдельных священнослужителей, проект или программа социального служения религиозными сообществами не представлена никак. Может она есть, но как она выглядит? О чем она? Для кого?

12. Очень не эффективно реализуются программы по православному просвещению в школах, так как нет единой программы, нет профессиональных специалистов в данной области, и вся нагрузка легла на педагогов, которые слабо представляют себе суть православия, и совсем не понимают что такое духовность.

13. Церковнослужители нередко не доступны для диалога. Они больше привыкли к монологу – проповедованию и воспитанию. Людям, не знающим иерархию церкви, терминологию и звание санов сложно найти общий язык со священнослужителями. Создается впечатление, что церковь – это закрытая система со своим сленгом, полагающая себя над обществом, редко внимающая тому, что происходит за ее кругом, не готовая усваивать правила «игры» общества и не осознающая в общении социально-культурный уровень представителей общественности, которые пытаются построить диалог. Странное общение, где люди должны достучаться до священнослужителя, не приводят к желанию НКО сотрудничать с церковью. Я не говорю про всех служителей, я говорю о тенденции.

14. Нужно провести образовательные проектные семинары для священнослужителей, работающих в сфере социального служения. Социальное проектирование должно быть освоено священнослужителями, не только для участия в грантовых проектах вместе с НКО, но и для понимания как в принципе, на территории ПФО строится работа общественных объединений. Нужно научиться разговаривать на одном языке. Важно понимать, что уровень профессионализма НКО зачастую выше специалистов государственных структур, а ориентирование в ситуации больше и глубже.

15. Также необходимо знать какие идеологические изменения в социуме происходят через действия НКО на территории республики. А они происходят! И, между прочим, влияние оказывается не всегда верное, в том числе и в области духовно-нравственного просвещения и передаче православных традиций. А происходят ошибки не из-за желания навредить, а потому, что существует слабое понимание идеологии и миссии православия, а так же невладение методикой передачи духовных знаний. И здесь необходимо проектное или даже программное, деяние священнослужителей!

16. На сегодняшний день активное участие в социальном служении для неблагополучных слоев населения принимают сектантские и псевдо-религиозные организации, вот они то не сидят на месте, у них хорошо проработаны методики, достаточно персонала, есть специально выделенные средства. В результате мы получаем идеологизацию населения, сомнительного характера.

17. Православную молодежь Удмуртии не пускают в некоторые детские и молодежные государственные или муниципальные организации, потому что там крепко держат оборону Свидетели Иеговы, Дело веры, Евангелисты и т.д.

18. В настоящем времени нужно не бороться с сектантством, потому что, то с чем боремся – усиливается. Сегодня нужно серьезно заниматься просвещением педагогов, налаживать контакты с НКО, госструктурами и социальными службами, работающими с детьми, инвалидами, наркоманами, бездомными. При чем это должна быть стратегически продуманная и четко реализованная программа работы с населением.

19. Важно поменять язык СМИ в теме православия и, наконец, научить журналистов правильно подавать информацию. То, что дается журналистами о религиозных сообществах или навевает тоску или вызывает непонимание смысла освещаемого мероприятия. Программа образования журналистов должна быть государственной, с поддержкой разных представителями конфессии.

Подытожу.

Чтобы заниматься социальным служением, не достаточно раздавать еду и одежду в храмах.

Церкви придется выйти из своих стен, потому что наступило время интерактивного, мобильного действия. Нужно научиться пользоваться новыми методами, инструментами, сменить форму общения.

В одиночку религиозным сообществам не справиться с просвещением и проповедованием духовных идей, требуются единомышленники внутри общественных групп, грамотные, хорошо знающие проблемы и умеющие формировать нужный образ в голове у населения. Не нужно самим создавать какую-то свою деятельность, эффективнее найти единомышленников среди сильных НКО и делать совместные проекты. Это сэкономит силы, ресурсы и время. Между прочим, НКО могут получать финансирование от грантов и государственную поддержку, а религиозные организации?

В Церковь люди приходят, но они выполняют ритуалы, совсем не заботясь о том, чтобы понимать смысл ритуалов и богослужения. Нужно доступным языком доносить идею, миссию, смысл православных традиций, изменять мышление гражданина пришедшего в Церковь. Это возможно с помощью социально-активных граждан, «агентов влияния» в своей социальной группе.

СМИ надо научить подавать информацию, чтобы было понятно, интересно и верно донесен смысл сообщения для людей.


БРАТСТВО СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ Местная православная религиозная организация г. Санкт-Петербург, интервью