Смекни!
smekni.com

Концепция развития социального служения русской православной церкви 9 основные характеристики групп 15 (стр. 46 из 64)

Когда создавалось, инициаторы, основные направления

Создано в 1992 г. при приходе домовой церкви во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы и свв. благоверных кн. Феодора, Давида и Константина Ярославских. Братство возникло из уже существующих церковно-благотворительных инициатив, которые начали осуществляться еще в конце 80-х годов. В 1989 году на волне общего интереса я впервые оказался в тюрьме в качестве человека от Церкви и с тех пор это дело не оставлял. С другой стороны, в конце 80-х годов было создано Общество милосердия Даниила Гранина, под флагом которого верующие люди смогли пойти в больницы для того, чтобы ухаживать за тяжелыми лежачими больными. Ситуация по уходу за одинокими лежачими больными тогда, да и сейчас, очень неудовлетворительная. К 1992-му году нам стали предлагать получать транспорт с гуманитарной помощью из-за границы: Швейцарии, Франции, Германии. И первый транспорт мы получали просто домой. Как-то загрузили 3-х комнатную квартиру, заняв весь объем до потолка, оставляя лишь узкий проход. Пришла милиция, толпа народу – что такое? В те годы, было новое невиданное явление – гуманитарная помощь. Стало очевидно, что это надо юридически оформить, искать какое-то помещение, чтобы заниматься этой деятельностью.

Таким образом, в 1992 году мы зарегистрировали благотворительное братство, которое занималось двумя основными направлениями: тюремное служение и служение в больницах.

Святая Анастасия Узорешительница посещала заключенных в темницах христиан, там их врачевала и эти два направления объединила.

Развитие направлений: причины изменений, приоритеты

Затем каждое из этих направлений стало развиваться, и постепенно стали появляться новые: мы просто отзывались на потребности. К служению в тюрьме добавилась реабилитация тех, кто выходит их тюрьмы. Когда узнавали, что мы оказываем благотворительную помощь, то тут же возникали вопросы: не могли бы еще там-то и там-то помочь – в неврологическом интернате или в детском приюте и т.п.

Получив это здание в 1994-95 гг., начали его восстанавливать. Дом большой и мы предложили разместиться здесь детскому приюту (ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия»), пошла жизнь приюта.

К 2000 году мы перестали заниматься реабилитацией тех, кто выходит из Колпинской воспитательной колонии (это получалось очень плохо по ряду причин: отчасти по нашей вине, отчасти по объективным причинам) – реабилитационный центр для бывших заключенных потерял актуальность. Его перепрофилировали на работу с наркозависимыми. А работа с заключенными развилась в сторону работы с условно осужденными подростками.

В какой-то момент к нам обратились судьи, которые не имели никакой возможности помочь молодым людям, которых они осуждали. Они понимали, что в тюрьме ничего хорошего с этими подростками не произойдет – лучше они не станут, а на воле они естественно будут продолжать делать то, что делали, потому что ничего другого просто нет. При условном осуждении человек фактически остается в том же положении. Поэтому совершенно явно в этой цепочке не хватало одного звена – работы с теми, кого они оставляют на воле. Условно осужденных надо не просто оставлять, ими надо заниматься. Тогда они не буду повторять правонарушения.

И судьи обратились к нам с просьбой начать работать в этом направлении. Тогда получилось очень удачно.

А теперь, через 5-6 лет, эта работа снова перебросилась в Колпинскую воспитательную колонию, чтобы уже там эти воспитательные опыты внедрить среди заключенных и создать службу социального сопровождения, которая будет заниматься и теми, кто выходит из колонии. То есть мы вернулись к направлению реабилитации освобожденных из колонии через 6 лет.

Также Братство является учредителем детской общественной организации «Санкт-Петербургский округ Витязей».

Подробно о направлениях

Больничное служение начиналось с посещения больниц. Приходили раз в неделю в любую больницу, где есть отделения хирургии или сестринского ухода, куда человек попадает после операции. Там зачастую лежат месяц-два до того, как встать на ноги. Если у больного нет родственников или родственники редко приезжают, то ухаживать практически некому. И таких людей до сих пор остается много.

Изначально сестричество занималось уходом за больными в нескольких больницах города: Покровской, Мариинской, Детской городской инфекционной. В настоящий момент мы работаем с городской больницей № 8 на Моховой и в терапевтическом корпусе Детской больницы № 2 св. Марии Магдалины. В больнице на Моховой есть маленькая церковь в небольшом помещении, которое мы отгородили от коридора небольшой перегородкой.

Сейчас в больнице служат около 25 сестер. Это служение преимущественно волонтерское. Они кормят, моют больных, перестилают постель, подстригают волосы, ногти и т.д. Часто у больных возникает потребность побеседовать, поговорить, и тогда, конечно, сестры оказывают психологическую поддержку, приглашают священника для исповеди, причастия, соборования. Если возможно, больных привозят на каталочке в больничные храмы или часовни.

Со временем мы поняли, что людей, которые помогают в больницах, надо готовить, давать минимальные знания по уходу за больными. С этой целью в середине 1990-х годов были организованы полугодичные курсы сестер милосердия на базе государственного медицинского училища. Предметы в рамках курса (анатомия, физиология, общие и практические навыки и др.) ведут преподаватели училища. По окончании выдается диплом начального медицинского образования государственного образца. Мы оплачиваем училищу работу преподавателей, для учащихся обучение бесплатное. За весь процесс обучения отвечает старшая сестра.

Сейчас это епархиальный проект, то есть любой приход, любое сестричество СПб епархии могут направлять на эти курсы своих сестер. Все претенденты проходят собеседование, его обычно провожу я. Существует конкурс: из 20-30 человек мы отбираем 15. Выбираем наиболее перспективных, вменяемых, способных. За эти годы на курсах прошло обучение более 400 сестер.

Трижды менялось учебное заведение, на базе которого проходило обучение. Сейчас это училище при 1-й Медицинской академии. Отношение к нам здесь очень хорошее (до этого было по-разному, бывали сложности).

Постепенно обозначилась потребность в других курсах – по социальной работе, поскольку наши сестры работают не только в больницах. И вот уже третий год на базе СПб государственного института социальной работы и психологии работают аналогичные курсы, где в течение 3-х месяцев сестры получают специальность социального работника и психолога.

Развитие направления сестринского ухода происходило следующим образом.

Когда одинокая бабушка (чаще всего), за которой ухаживают в больнице, выписывается, она попадает домой, где за ней некому ухаживать. Обслуживать себя полностью она не может. Собес лишь приносит пенсию, лекарства, продукты и все. А, скажем, помыть квартиру, постирать, вымыться – этого собес не делает. Нанимать кого-то довольно дорого и далеко не все могут себе это позволить. Возникает идея патронажа, то есть посещение на дому с комплексом таких услуг, которые не оказывает собес. Но патронаж осуществлять на волонтерской основе сложнее, чем в больнице. В больнице каждый день дежурят 2-3 сестры, каждая из которых работает по 2-3 часа. Они могут уделить внимание всем больным, которые в этом нуждаются. В среднем на одну сестру приходится одно дежурство в неделю. Это не так обременительно для них самих и не разрушает их семей – они успевают на работе и дома (обычно в воскресенье человек еще ходит в церковь).

Но патронаж требует значительно больших усилий. Фактически это обычная работа. Поэтому здесь должны платить либо сами пациенты, либо их родственники. По городу минимальная ставка на услуги по патронажному уходу – 120-150 рублей в час. Но часто бывает так, что платить некому. Возникает потребность в средствах. Один из вариантов - чтобы больные сами частично оплачивали половину или часть. Скажем, 50 руб. платит бабушка, остальное мы. Находим спонсоров.

В больнице также нужны расходы: салфетки, подкладные, пеленки, перчатки и т.д. Какое-то количество больница предоставляет, но этого не достаточно.

Третий вариант – это создание богадельни: своего небольшого стационара, в котором можно было бы продолжать заботиться об этих бабушках. Это, конечно, удобнее, но требует помещение, постоянных очень серьезных затрат.

К 2000-му году у нас уже была маленькая богадельня. Потом она стала отдельной организацией – Покровским сестричеством, которое дальше развивалось уже самостоятельно. Они создали еще одну богадельню далеко за городом, в 130 км от Петербурга, сейчас она рассчитана на 40 человек. Это тоже получило хорошее развитие, но уже не в рамках нашей организации, хотя начиналось все здесь и те же люди, что здесь начинали, продолжают работать там.

Развитие направления тюремного служения происходило следующим образом.

Начинал я служить во взрослых тюрьмах и служил более 10 лет в колониях в Горелово, потом в Металлострое. Там был храм, была постоянно действующая община заключенных. Народ сменяется – кто-то приходит, кто-то уходит. Сроки большие, поэтому люди в общине были по 3-5-7 лет. В общем и целом можно сказать, что если приезжает священник раз в неделю регулярно, даже не обязательно Литургию служить, можно с заключенными беседовать, молебен, панихиду служить, учить их петь, многое что можно. Мирянским чином (без священника) служить службу как в монастырях. Часы читают. Они вычитывают по часам, то есть весь день шло молитвенное служение. Какие-то послушания себе придумывали – кто-то подсвечники, свечи изготавливал, кто-то убирал. Они довольно неплохо организовывали жизнь, и это где-то походило на монастырский уклад. Некоторые жили при храме, построили домик, согласовали с администрацией. Там была библиотека, аудио-видеозаписи, телевизор. В целом можно сказать, что это дало очень хороший результат. Тот долгий период, когда я туда ездил регулярно и часто, дал достаточно много людей, которые, выйдя на свободу, остались с нами и в моем храме, и в других храмах, один в монастырь ушел. По-разному, во всяком случае, это люди, которые не только оставили криминальные пути свои, но, в общем, стали очень сознательными верующими людьми, помогающими и полезными церкви, со своими семьями, с детьми. Они влились в церковный народ во всей полноте. Один даже священником стал.