Смекни!
smekni.com

Концепция развития социального служения русской православной церкви 9 основные характеристики групп 15 (стр. 62 из 64)

Помоги, Господи, мне, недостойному, вплести разумно в свой рассказ о жизни сельских Приходов понимание и социального служения нашей Церкви. Ведь Церковь, как тело Христово, и основана нашим Спасителем для служения народу Божьему в целом и каждому человеку в отдельности – для единого, главного дела на земле – стяжания Духа Святого и наследия Царства Небесного.

Тема социального служения Церкви, поставленная лейтмотивом данного сборника, по-видимому, имеет несколько иной, приземлённый характер. В этом есть сугубая опасность. С одной стороны, нельзя допустить дублирования или замены функций светских организаций при механическом переложении обязанностей последних на Приходы и другие структуры церкви. С другой стороны, при категоричном нежелании клириков участвовать в разнообразных хозяйственных, экономических и политических структурах, определяющих теперь жизнь пасомых, мы можем реально потерять их, погруженных в уныние и, порой, в отчаяние нашего холодного, теряющего веру и любовь – поистине предапокалиптического времени.

Итак. Почему мы выделяем два этапа служения Церкви? Можно согласиться с тем, что за последние 20 лет Православие в России возрождается. Количество храмов и монастырей выросло во много раз. Люди открыто исповедуют веру, объединяются в Приходы вокруг храмов, создают церковные и околоцерковные организации и СМИ. Конечно, там, где это, возможно, нужно вводить практику социального служения – помогать людям через устранение земных проблем, обретать спокойствие, почувствовать Любовь.

Но нужно также не забывать о том, что главная-то задача наша – вести словесное стадо Христово в Царствие Небесное, проповедовать Евангелие, совершать Таинства. Для этого нужны храмы! Для этого нужно образование, как возвращение Образа Божьего и вос-питание от Источника Жизни вечной – Христа.

Да, теперь у нас Кризис. Он не может длиться долго, потому что природа его эсхатологична. И значит он внутри нас – этот кризис. Нужно быстрее решать с кем мы. Ведь нельзя работать Богу и мамоне. Или признаём глобализацию во всём и, отрекшись от Христа, воцаряем антихриста – сначала в сердцах, потом и в новом храме Соломоновом. Или, отрекшись от разных объединяющих лозунгов, вспомним Мать свою – Церковь Православную – единственную, Богом утвержденную, всё содержащую для нашего спасения и пребывающую до скончания века. И тогда совсем по-другому взглянем на всё. Оказывается, мы ещё так далеки от Христа! И, следовательно, друг от друга.

Поодиночке, сидя дома, трудно искать путь к Богу. Храмы нужны! А их, несмотря на быстрое строительство и реставрацию, всё равно катастрофически не хватает. Кризис потому что, перелом в сознании о необходимости веры – жатва большая, слышателей много и услышать должны люди Истину с амвона проповеданную, но не с телеэкрана.

Замечательную статистику по росту числа верующих подготовил М. Тарусин в своём исследовании «Средний класс и стратификация российского общества» и последующих работах. «Число воцерковленных верующих находится в прямой зависимости от увеличения количества действующих храмов. На протяжении последних 15 лет сохраняется зависимость 500-1000 человек на один храм», - отмети он в ходе работы круглого стола «Религия в современном обществе», состоявшегося 8 ноября 2006.

1989 1995 2005 2015 2025 2050
храмов 6 000 8 000 12 600 25 000 40 000 50 000
прихожан 5 млн. 7 млн. 9,5 млн. 28 млн. 35 млн. 60 млн.
человек на 1 храм 833 875 754 1 120 875 1 200

Причём совершенно справедливо, что именно строительство новых храмов будет увеличивать число верующих. Только необходима небольшая поправка в сторону села. Сейчас тысячи действующих храмов в сёлах с населением от 50 до 500 человек, и, включая их в общую статистику, значительно увеличивается «нагрузка» на храм в городе, что и наблюдается в действительности. Кроме того, сёла с населением в 300-500 человек нуждаются в «приоритетном храмостроительстве», потому что без возрождения православного села – высокие слова – Русь Святую не возродить. Поэтому нужно минимум на порядок увеличить показатель «потребности в храмах». И лучше рассчитывать этот показатель исходя из расчета на душу населения. Думаю, такая цифра для города должна быть – 1 храм на 3-5 тысяч населения, а в сельской местности добиться нормы – каждое село – приход. В Самаре, посему должно быть 500 храмов, в Москве – более 5 000 и последующая арифметика. Но мудра поговорка народная: «Не в брёвнах Бог, а в рёбрах». Храмы построить теперь легче, чем веру людям вернуть!

Другой вопрос, кто будет проповедовать Слово Божие в этих новых храмах? Священников с пламенной верой, способных зажечь искру веры в других, сплотить прихожан для дел благих – мало! А среда, в которой растёт молодёжь, не предполагает взращивать Личности. Поэтому робкие долгие опыты по преподаванию Основ Православной Культуры в школе должны перерасти в дерзновенное наступление Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Мы говорим об авторитете Православной Церкви в обществе. Он пока ещё не растерян в суете. Авторитет этот держится Духом Святым. Душа каждого – тоже дух, и если человек видит в Церкви Божественное – Она и является для него единственной ценностью. Как только Церковь – Тело Христово – мы будем низводить до понятия организации, пусть даже с самыми благими намерениями, всё признание рухнет; душа человека снова станет искать Бога.

Единственное, на мой взгляд, социально-полезное служение Церкви на селе – это организация при Приходах трудовых общин. Не нужно даже ННО создавать, ведь в Уставе Прихода предусмотрена и сельскохозяйственная деятельность. Нужна только добрая воля властей. Причём, как светских, так и церковных. Государство отдаёт Приходу землю, обеспечивает долгосрочными беспроцентными кредитами или безвозмездными ссудами, гарантирует закупку сельхозпродукции. А Минсельхоз региона пусть всё просчитает – дело то ведь государственное – возрождение села и снижение растущей политической напряженности в обществе. Церковная власть благословит на благое дело, если будут гарантии от «банкротства» Прихода и недопустимость возложение всех долгов на Епархиальное управление. Почему такие общины не сделать «в миру»? Нет же идеи там, нет меры иной, кроме прибыли.

У нас в селе Владимировка осталось 70 жителей – в основном пенсионеры. Но есть рядом деревни, где естественная теперь безработица и пьянство. Ни власти нет, ни инвесторов, хотя мужички работящие не перевелись... Три года назад, по благословению архиерея, мы замыслили открыть при Приходе сельскохозяйственную артель. Составили бизнес-план на обработку всего 600 гектаров заброшенной земли. В Минсельхозе области полное непонимание нашей цели – возрождения маленького села. Цель, говорят, у любого предприятия должна быть одна – прибыль. В районном центре удивляются власти: «А зачем тебе это, батюшка? Теперь другие технологии: приехали – вспахали, приехали – убрали, увезли. Ни забот, ни хлопот! А чем меньше деревень, тем больше пашни». Вот как. А ребята наши загорелись-то как сначала! Один говорит, что есть трактор ещё не старый – 25 лет всего; другой обещал сеялку восстановить да грузовик отцовский... Есть доверие к Церкви – у народа. Нужно, чтобы и власть повернулась лицом к Истине. Приход это люди, это храм, это село. Только дайте помощь, и через четыре года... Города, слава Богу, не будет, но из города работать и жить поедут к храму поближе и к природе. А здесь, при храме, бабушки и за детьми присмотрят, молодые старым помогут – вот и социальное служение, ничего нового придумывать не надо.

Не остыл я нисколько с идеей сельхозартели при Приходе, но, видно, не созрели власти да бизнесмены. Пока для моей социальной активности воля Божия открылась в другом. Владыка благословил восстанавливать второй приход с полуразрушенным храмом Архангела Михаила в селе Красные Дома. Слава Богу, в этом селе колхоз, хоть и последний в районе, оставшийся после урагана банкротств, но работает. Людей около тысячи и такая тоска по Богу у многих, но скрывают люди порывы души своей. Мало ходят на службы в холодный и неуютный пока храм. А вот кирпичи разгрузить, убраться вокруг храма, крышу залатать, даже бетон для фундамента мешать – идут и стар и млад, мужеский пол и женский. Воистину, душа у человека по природе своей христианка – милосердна, полна любви и сострадания. Кладбище сельское десятки лет неогороженно было. Начались службы прошли крестным ходом вокруг села, крест поклонный на пригорке у дороги воздвигли – вспомнили и об усопших. Огородили кладбище, убрались – и опять всем селом. А ворота какие соорудили – триумфальные! Так ведь погост – погостим там все до Второго Пришествия, и на встречу Христу! Вот и роль Церкви, вот и авторитет. Батюшка тут только фон, а всё Дух Святой, да души, которые Он поднимает из тьмы греха и злосмрадия мнимого комфорта.

И вот ещё третьим приходом полгода назад благословил Владыка. В селе Сухие Аврали деревянный храм Димитрия Солунского закрыли аж в конце семидесятых! Разобрали, построили из добротных брёвен сельсовет... и тот сгорел. Учитель с детьми Крест поставили на месте храма. В селе пятьсот человек, работы нет никакой на земле. Уже приехали несколько семей азербайджанцев. Предприимчивые такие, гостями себя не чувствуют: скупают остатки земли, выращивают скотину. А наши русские ребятишки спиваются. Нет Идеи! Кто даст её? И школа есть и сельская администрация, и медпункт, и соцработник, а Идеи нет. Так ли это? А Вера наша Православная? Она всегда давала силу русскому человеку. Она и есть наша Идея, в Вере смысл русской государственности! Где-то внутри, порой скрытая под семью шутками-предрассудками, но она живёт в каждом и не думает умирать. Нужен Приход, нужен батюшка, нужен храм! Не против мусульман нам объединяться пора, не за землю, распроданную и заброшенную, не за будущее даже детей, а ради вечности. Ищите, Господь говорит, Царствие Небесное, остальное приложится вам.