Смекни!
smekni.com

Концепция развития социального служения русской православной церкви 9 основные характеристики групп 15 (стр. 63 из 64)

И вот моя сельская церковная жизнь. В первом Приходе служу по воскресеньям и праздникам, во втором – по субботам, в третьем – только молебны совершаем. Молельная комната – бывший магазин – без тепла и света... Но ведь начали молиться люди! Крестный ход совершили вокруг села, в Крещенский сочельник воду освятили в источнике, снег сойдет, будем вымерять землю под храм. Одна женщина говорит, что фундамент начнёт сама копать под храм. Я верю! Они потом и поля начнут пахать и сотни гусей в пруду разведут... Дух идеже хощет дышет... и устраивает всё благолепно. Только вот власти где отошли от Бога? Христос ведь со всеми нами. Почему не помочь ещё оставшимся сёлам возродить храмы, открыть сельскохозяйственные или другие артели? У нас в районе 18 сёл, 16 из них русские и только в четырёх есть Приходы. Господи, помоги! Хотите, сделайте из нас экспериментальную площадку, ведь Владыка – наш правящий Архиерей – не может охватить всё. У него в городах строительство множества храмов, монастырей, семинария, школы – до маленьких сёл ли! Если в нашем районе 0,3% населения области, а уж тем более в «моих Приходах».

В заключении ещё пример. КФХ Николая Апраськина создано в 1991 году. Работников в хозяйстве 7 человек: хозяин с женой, два сына, дочь, сноха да зять. Занимается молочным животноводством и растениеводством. И всего-то у них 700 га пашни, дюжина коров дойных, три десятка свиней и овец немного... с этого и пятерых внуков кормят, и милостыню подают, и молоко в РайПО сдают аж по 7 рублей за литр. Тем и живут! В праздники Божии всегда в храме, хоть от их села до нашего 12 километров. Николай всё испробовал для поднятия своего хозяйства: и кредиты брал, закладывать больше нечего; и спонсоров искал, да сельское хозяйство ведь не игорный бизнес и даже не родник с чистой водой – прибыли не скоро дождёшься. Мы когда при Приходе-то хотели создать сельхозартель, так это он всей семьёй готов был под началом Церкви трудиться, лишь бы работа была постоянная, да душевное спокойствие при этом. Ведь, как он говорит: «кругом долги, обман, взятки вынужденные и опять долги... в Церкви ведь такого нет!»

Теперь хозяин маленького КФХ готов в своей маленькой, но тёплой ферме держать до 60 дойных коров, засевать под корма свои гектары и брать в аренду паи односельчан. Кстати о деревне Средняя Быковка, где живёт и трудится наш богатырь. Здесь около 50 человек взрослых и стариков и 20 детей. Такой демографии ещё поискать по России нужно. Нет даже магазина и медпункта, но зато прекрасная асфальтовая дорога, сотовая связь в любом ягодном овраге и отсутствие газификации даже в единственном социальном учреждении – начальной школе.

Я бы с удовольствием помог этим людям и не только молитвенно, но и как работодатель или благоустроитель села и воспитатель детей! Дайте мне, как настоятелю сельского Прихода такие полномочия и откройте целевую кредитную линию или субсидируйте через Приход развитие сельского хозяйства.

Нужны смелые программы восстановления Церковной жизни на селе. Нужно дерзновение пред Богом и бесстрашие перед ответственностью.

Благовещение Пресвятой Богородицы, 2009 год.


Хорошо воспитанное и не церковное

В статье 14 Конституции РФ в п.1 написано, что «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Пункт 2 там же добавляет: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Вроде бы интуитивно понятно, но всё же хотелось бы большей ясности.

Начнём с определения «светский». В словаре Ушакова слово определяется в двух значениях: как «хорошо воспитанный» и как «не церковный». Вероятно, нам нужно второе определение. Большой юридический словарь (БЮС) определяет «светское государство» как «означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности». Со своей стороны, энциклопедический словарь «Конституционное право России» определяет светское государство как «государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным». Одновременно Закон РФ «О свободе совести» от 19.09.1997 в преамбуле признаёт «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». На наш взгляд, здесь много неясного. Конституция отрицает религию в качестве государственной или обязательной, но ничего не говорит о предпочтительности одной религии в сравнении с остальными. Конституционное право вроде бы добавляет отрицание предпочтительности какой-либо религии. Закон «О свободе слова» говорит об особой роли православия, утверждая при этом, что Россия именно благодаря православию обрела духовность (!). Налицо явное предпочтение православия, отрицаемое конституционным правом, но не отрицаемое напрямую Конституцией. Парадокс. Ко всему прочему БЮС трактует светское государство, как означающее одновременно и отделение церкви от государства и разграничение сфер их деятельности. Согласитесь, разграничение сфер возможно только при совместной деятельности, когда стороны объединены общей целью. Отделение же вообще не предполагает ничего совместного – развод и девичья фамилия.Отчего же столько неясного во всей этой теме? На наш взгляд, для этого необходимо вернуться немного назад, в наше, то ли светлое, то ли проклятое прошлое. Вопреки устоявшемуся мнению, советское государство не декларировало себя как атеистическое. В Конституции СССР 1977 года в статье 52 говорится: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.Церковь в СССР отделена от государства и школа – от церкви».Обратите, кстати, внимание – здесь явно выделена Православная Церковь, как главный субъект отделения. Впору предположить, что мечеть, пагода, молебный дом и сатанинское капище от государства не отделены. Конечно, в данной статье есть намеренное лукавство – вряд ли можно поставить знак равенства между возможностями «отправлять религиозные культы» и «вести антирелигиозную пропаганду». Получается, одни в храме славят Бога, а другие в это время прыгают вокруг и кричат, что это всё мракобесие. Впрочем, это частности, а в целом, статья выглядит вполне пристойно. Тогда где же государственный атеизм? Оказывается, он спрятан глубоко. В Конституции СССР от 1977 года ничего не говорится о государственном атеизме, но в статье 6 указано, что «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу».

В свою очередь, в Уставе КПСС (с дополнениями XXVI съезда КПСС), в разделе «Члены КПСС, их обязанности и права», в пункте г) говорится, что член партии обязан: «Вести решительную борьбу с любыми проявлениями буржуазной идеологии, с остатками частнособственнической психологии, религиозными предрассудками и другими пережитками прошлого». В Программе КПСС от 31.10. 1961, в разделе «В области воспитания коммунистической сознательности», в пункте е) говорится также, что: «Партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований, возникших в прошлом на почве придавленности людей стихийными силами природы и социальным гнетом, из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений. При этом следует опираться на достижения современной науки, которая все полнее раскрывает картину мира, увеличивает власть человека над природой и не оставляет места для фантастических вымыслов религии о сверхъестественных силах».

Вот так. Государство само очевидно светское, но, поскольку руководящей силой общества и государственных организаций является КПСС, которая идеологически исповедует атеизм, то и государство использует конституционное право на атеистическую пропаганду.

Государство именно потому и отделило от себя церковь, чтобы убеждать общество отказаться от религиозных предрассудков и пережитков прошлого. Оно как бы говорило – это лишнее, это нам не надо, потому мы и отторгли это от себя, что хотим изжить это из нашей жизни. В таком контексте смысл отделения понятен и последователен.

Но вернемся в новой России. Которая декларирует себя как светское государство, но при том специально в статье 13 п.2 уточняет, что: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Иными словами, никакая «руководящая и направляющая сила» нам не нужна. Хорошо. Но тогда зачем взяли и слепо перетащили положение об отделении религиозных организаций от государства из советской Конституции? Большевикам это было нужно, чтобы вести планомерную атеистическую пропаганду и заодно планомерно уничтожать Церковь как таковую. Ни того ни другого нынешняя власть делать не намерена.

Тогда для чего отделять?

Логичнее было бы конституционно декларировать сотрудничество государства и религиозных организаций при разделении сфер деятельности. О чём, кстати, и упоминается в Большом юридическом словаре.