Толстой чувствовал что, жизнь людей, создающих эту жизнь, вместо того, чтобы праздно рассуждать о ней, наполнена смыслом. Но не понимал что, этот смысл, как раз в том и состоит, чтобы создавать эту жизнь, создавать мир, в котором они живут, активно преобразовывать, наполняя смыслом человеческого существования.
По его мнению, смысл этот заключался именно в вере. Толстой не понимал, какой именно в ней смысл, но считал что, он есть и, ему следует научиться его понимать. Наука эта далась не сразу и, Толстому не раз приходилось сетовать на свое образование, которое сводило положение веры к очевидной бессмыслице и завидовать мужикам за их безграмотность и неученость, благодаря которой, те не видели в них ничего ложного. И эта религиозная ложь, остававшаяся скрытой для безграмотных крестьян, оттолкнула Толстого от церкви, но не от самой веры. Он решил очистить религию от церковной лжи и выкристаллизовать в ней веру, наполнявшую, как он считал, человеческую жизнь подлинным, неподдельным смыслом.
Этому он посвятил последние 30 лет своей жизни и «жил только тогда, когда верил в Бога»[64].
Вся бессмысленность жизни Толстого заключалась не столько в неправильном мышлении, сколько в неправильном образе жизни. Только не желая признавать свою паразитарность и претендуя на исключительную роль, Толстой долго не мог признать что, жизнь именно таких как он – есть зло.
Поскольку Толстой не понимал ни политики, ни экономики, ни истории (и в частности, не признавал исторической роли личности, а Кутузова, только тем и считал хорошим, что тот, якобы, не мешал событиям развиваться самим по себе) – ничего из того, что могло бы вооружить его для действий, соответствующих тем возможностям, которые предоставляли ему его материальное, социальное и общественное положение, ему ничего другого не оставалось, как пытаться преобразовать мир на том примитивном уровне, на котором это делают безграмотные, запуганные крестьяне. Такое решение не могло дать чувство настоящего дела. Наоборот, понимая, что его старания ни к чему существенному не приводят, Толстой приходил в еще большее отчаяние «Это было чувство страха, сиротливости, одиночества среди всего чужого и надежды на чью-то помощь».
Но в людях, он этой помощи не находил. Даже в тех людях труда, с которых он брал пример и у которых пытался научиться. Более того, он видел что, они и сами уповают на помощь извне. А на что еще могли уповать крестьяне, чей интеллект и психическое развитие, в результате скотских условий жизни застыли на детском уровне и которые не знали ничего кроме плуга и веры? Эти люди уповали только на Бога и, Толстой так же, пытался уповать на него, пытался научиться их вере.
Вера в бога вернула смысл в жизнь Толстого. Смысл этот заключался в выполнении Божественной воли[ККК3] «и он будет собирать плоды и войдет в радость господина своего»[65].
«Живи, отыскивай Бога, и тогда не будет жизни без Бога»[66] – вот в чем Толстой увидел смысл жизни. Мучительные вопросы отпали сами собой: «все осветилось во мне и вокруг меня, и свет этот уже не покидал меня»[67].
Хотя на вопрос, что же такое вера, каково ее понятие, Толстой, так же не дает ответа, как не давал в свое время ответ на вопрос о добродетели и прогрессе, не трудно увидеть что вера – для Толстого – способ оправдания жизни. Она дала ему не только чувство ее бесконечности, но и удовлетворила его неизменное желание учить – теперь у него была возможность учить правильной вере. Возможно в этом и был главный, хотя и не осознанный, смысл последних 30 лет его жизни. Что же касается того, как он ее понимал, то только так, «насколько он ее не понимал». С точки зрения Толстого вера была все тем же, абстрактным идеалом «высокого, светлого, доброго», пропущенного сквозь искаженную призму воспаленного сознания.
1. В. Немировская Л. З. Религия в духовном поиске Толстого – М: Знание, 1992. – 64с.
2. Самыгин С., Нечипуренко В. Н., Полонская Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону. «Феникс», 1996.
3. Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с.
[1] «Верь, чтобы понимать», – говорил Августин
[2] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 110
[3] Полное собрание сочинений, т. 23, с.380-381
[4] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 110
[5] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 91
[6] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 33
[7] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 32
[8] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 32-33
[9] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 34
[10] Известны, по крайней мере, 2 случая: вызов на дуэль сотрудника «Современника» М. Н. Лонгинова и писателя И. С. Тургенева. Первый из них произошел, когда Толстой уже был известным писателем, 19 марта 1856 года.
[11] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 36
[12] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 35
[13] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 35
[14] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 34-35
[15] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 35
[16] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 36
[17] ПСС. Т. 1 С. 246
[18] Бердяев Н. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // О религии Толстого: Сб. статей. М., 1912. С. 176
[19] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 37
[20] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 37
[21] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 38
[22] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 39
[23] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 38
[24] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 39
[25] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 39
[26] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 38
[27] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 40
[28] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, С. 770
[29] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 41
[30] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 43
[31] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 43
[32] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 43
[33] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 42
[34] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 45
[35] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 46
[36] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 53
[37] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 54
[38] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 57
[39] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 60
[40] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 58
[41] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 63
[42] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 67
[43] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 66
[44] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 67
[45] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 43
[46] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 70
[47] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 68
[48] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 71
[49] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 72
[50] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 73
[51] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 75
[52] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 76
[53] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 76
[54] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 91
[55] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 78
[56] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 78
[57] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 78
[58] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 79
[59] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 79
[60] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 83
[61] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 84
[62] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 85
[63] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 85
[64] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 93
[65] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 89
[66] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 94
[67] Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Худож. лит., 1990. – 416с. С. 94
[ККК1](примечательно, что новый всплеск религиозности, произошедший после падения коммунизма, начался именно с людей власть предержащих)
[ККК2]Вера – способ оправдания жизни.
[ККК3] И снятии с себя всякой ответственности