Фактическое основание непосредственно соотносится также с промежуточной целью необходимой обороны – предотвращение или пресечение посягательства, поскольку необходимость причинения вреда должна определяться именно этой целью. Необходимость зависит от обстановки защиты.
Такая обстановка представляет собой разнообразные условия осуществления обороны, характеризующее место и время защиты, а также реальные силы, возможности и средства гражданина по отражению общественно опасного посягательства. Необходимо реально учитывать и оценивать соотношение сил посягающего и обороняющегося, а также учитывать все без исключения условия обороны.
Совокупность всех условий может свидетельствовать, что в одних случаях обстановка защиты складывается в пользу обороняющегося, а в других, напротив, - в пользу посягающего. Таким образом существует относительно благоприятная обстановка защиты и относительно неблагоприятная обстановка защиты.
Когда обороняющийся имеет явное преимущество, такая обстановка считается благоприятной, в противном случае, обстановка защиты будет неблагоприятной. Очевидно, что в случаях различной обстановки обороны будут различны и допустимые пределы обороны.
Обстановка защиты имеет двоякую роль: с одной стороны, она обуславливает необходимость немедленного причинения вреда посягающему, а с другой – влияет на пределы этого вреда.
Обязательным условием возникновения права на необходимую оборону (или состояния необходимой обороны) являются правовое и фактическое обоснование, т.е. совершение общественно опасного посягательства на право охраняемые интересы личности, общества и государства в обстановке, при которой у гражданина, решившего встать на защиту этих интересов, возникает необходимость в немедленном причинении посягающему определенного вреда с целью предотвращения или пресечения этого посягательства. Реализация прав на необходимую оборону проявляет себя в правомерном поступке гражданина.
Таким образом, необходимая оборона – это защита гражданином право охраняемых интересов личности, общества или государства от общественно опасного посягательства, вызванная необходимостью его предотвращения или пресечения путем немедленного причинения посягающему вреда, соответствующего опасности посягательства и обстановке защиты.
Обеспечению права на необходимую оборону служит формулировка превышения пределов необходимой обороны, данная УК. Она воспроизводит положение, содержащееся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств», из которого следует, что только умышленные действия могут квалифицироваться как превышение пределов необходимой обороны.
Констатация эксцесса обороны требует всей совокупности обстоятельств по каждому делу. Действующее право считает превышением пределов необходимой обороны явное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства.
Причинение вреда посягающему по неосторожности не может влечь уголовной ответственности. Эксцесс обороны может иметь место лишь там, где соблюдены все условия необходимой обороны, за исключением одного – соразмерности защиты и посягательства.
Пределы необходимой обороны определяются, как уже говорилось выше, единством опасности посягательства и обстановкой защиты. Указанная соразмерность нарушается, если такое единство отсутствует.
Поэтому эксцесс обороны возможен там, где причиненный посягающему тяжкий вред явно не соответствовал либо опасности посягательства, либо обстановке защиты.
Причиненный вред хотя и бывает часто соразмерным вреду предотвращенному, но явно не соответствует относительно благоприятной обстановке защиты. Явность характеризуется причинением вреда при эксцессе обороны с объективной и субъективной стороны.
С объективной стороны это означает, что причиненный посягающему вред (смерть или тяжкие телесные повреждения) очевидно вне всякого сомнения находится в резком несоответствии либо с опасностью посягательства, либо с обстановкой защиты. В тоже время и с субъективной стороны обороняющийся осознает указанное объективное несоответствие причиняемого им вреда.
Таким образом, превышение пределов необходимой обороны – это заведомое причинение посягающему тяжкого вреда (смерти или тяжелых телесных повреждений), явно несоразмерного с опасностью посягательства или явно не соответствующего обстановке защиты.
В рамках этого понятия следует различать два вида: превышение пределов допустимого и пределов достаточного вреда. Иными словами, эти виды являются не одно-порядковыми с общим понятием эксцесса обороны. Поэтому превышение пределов необходимой обороны может выражаться только в одном из названных его видов. Эти виды соотносятся с соответствующими двумя видами пределов необходимой обороны и противостоят им.
Предел допустимого вреда имеет место там, где посягающему гражданин правомерно причиняет тяжкий вред при единстве двух факторов: посягательство должно представлять большую общественную опасность, а обороняющийся должен находится в неблагоприятной обстановке защиты. Следовательно, если указанное единство отсутствует, можно говорить о превышении пределов допустимого вреда. Сущность его заключается в том, что причиненный посягающему тяжкий вред соответствует только одному фактору- неблагоприятной обстановке защиты, но одновременно явно несоразмерен с опасностью совершенного посягательства, поскольку оно не представляет собой большой общественной опасности.
Иными словами здесь имеет место ситуация, когда гражданин проигрывает посягающему в силе, средствах защиты и т.п., в то время как лицо, имеющее над ним превосходство, совершает посягательство не связанное с причинением тяжкого вреда относительным ценностям (например, нарушает общественный порядок и т. п.).
Для того, что бы успешно предотвратить или пресечь подобное посягательство, данному гражданину необходимо нанести посягающему тяжкий вред, поскольку более мягкий вред для этой цели не достаточен.
Однако, причинение посягающему смерти или тяжких телесных повреждений находится в явном несоответствии с опасностью учиненного им посягательства, и это несоответствие осознается обороняющимся. Поэтому превышением пределов допустимого вреда следует считать умышленное причинение гражданином в неблагоприятной обстановке защиты посягающему смерти или тяжких телесных повреждений при обороне от посягательства, не представляющего большой общественной опасности.
Предел достаточного вреда характеризуется тем, что при относительно благоприятной обстановке защиты правомерным может признаваться лишь вред, который не превышает средней тяжести телесных повреждений. Поэтому сущность превышения этого предела заключается в причинении посягающему смерти или тяжких телесных повреждений без необходимости в этом, когда причиненный вред явно не соответствует сложившейся обстановке защиты.
Хотя закон и не называет этого вида эксцесса обороны, однако многие авторы справедливо на него указывают. «Неправомерным является вред, когда защищающийся осознавал, что для отражения посягательства на его жизнь ему достаточно нанести посягающему легкий удар или только телесное повреждение, а он убивает его»1.
Если причиненный посягающему вред оказался явно большим, чем это было достаточно для предотвращения нападения содеянное нужно рассматривать как эксцесс обороны.
Следовательно, превышение пределов достаточного вреда имеет место там, где обороняющийся умышленно убивает посягающего или наносит ему тяжкие телесные повреждения, т.е. причиняет тяжкий вред, хотя и соизмеримый с совершенным посягательством представляющем большую общественную опасность, но явно не соответствующий относительно благоприятной обстановке защиты.
Поэтому по делам рассматриваемой категории всякий раз необходимо привести соответствующие мотивы принятого решения об эксцессе обороны, что часто упускается судами. Принятые решения часто публикуются без приведения убедительных аргументов в пользу эксцесса обороны. Использование же понятий превышение пределов допустимого и достаточного вреда может служить для этого необходимой основой, ибо они позволяют определенным образом систематизировать конкретные обстоятельства дела: одно из них отнести, например, к характеризующим посягательство и лицо, его учинившего, - к обстановке защиты.
Иными словами, использование, выше указанных, понятий эксцесса обороны дает возможность сконструировать механизм учета конкретных обстоятельств дела при решении вопроса о превышении пределов необходимой обороны.
Если превышение пределов необходимой обороны было допущено по неосторожности, закон считает такие действия обороняющегося правомерными. Причинение вреда посягающему при превышении пределов необходимой обороны, допущенное умышленно, является преступлением, хотя и совершенным при смягчающих обстоятельствах. Если при этом посягавший был убит, лицо несет ответственность по ч. 1 ст. 108 УК. Если был причинен тяжкий или средней тяжести вред его здоровью, ответственность наступает по ч. 1 ст. 114 УК. За причинение менее опасного вреда лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях, однако состояние необходимой обороны, хотя и с превышением ее пределов учитывается при назначении наказания как смягчающее обстоятельство в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 61 УК.
Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.