Смекни!
smekni.com

Необходимая оборона (стр. 4 из 6)

Субъективная сторона необходимой обороны характеризуется невиновностью. Интеллектуальный элемент невиновности составляет отношение к посягательству (осознание его общественной опасности) и к защите (осознание общественной пользы своих действий), а также предвидение наступления негативных для посягающего последствий. Волевой элемент составляет желание причинения вышеуказанных последствий, которые выступают как способ отражения посягательства. В вопросе о цели обороны оправданно принять точку зрения Ю.В. Баулина, который выделял близлежащую цель (причинение вреда посягающему), промежуточную цель (пресечение или предотвращение посягательства) и конечную цель (защита правоохраняемых интересов). Нельзя, однако, согласиться с ним в вопросе о мотиве предпринимаемой обороны, который, по его мнению, обязательно должен соответствовать ее цели. Сомнительна также позиция Н.Н. Паше-Озерского, утверждавшего, что в основе необходимой обороны лежат исключительно общественно полезные мотивы. При защите правопорядка лицом могут двигать самые разные побуждения, в том числе и те, которые вряд ли относятся к социально поощряемым, например ревность, стремление отличиться в глазах влиятельного человека, гнев, вызванный вторжением в сферу личных интересов, и т.п. Следовательно, мотив предпринимаемых в состоянии необходимой обороны действий с точки зрения закона безразличен.

Субъектом необходимой обороны, т.е. лицом, отражающим посягательство, может быть каждый без исключения человек. В соответствии с ч. 3 ст. 37 УК РФ право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Понятие субъекта необходимой обороны не совпадает с понятием субъекта преступления, так как в данном случае отсутствуют требования к возрасту или психическому состоянию лица. «Нет основания лишать права необходимой обороны, – пишет Т.Г. Шавгулидзе, – душевнобольных и малолетних, ибо не исключается возможность, чтобы они действовали в целях защиты конкретного правоохраняемого интереса».[21]

В контексте вышеизложенного необходимую оборону можно, с одной стороны, определить как субъективное право граждан на защиту от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу, а с другой – как основание правомерности причинения вреда посягающему в состоянии защиты личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства.


2. ПРИЗНАКИ (УСЛОВИЯ) ПРАВОМЕРНОСТИ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ

Прежде всего, посягательство должно быть объективно общественно опасным.

Таковым является посягатель­ство, которое причиняет или способно причинить существен­ный вред охраняемым уголовным законом интересам, т. е. личности, обществу или государству.

При этом не обязательно, чтобы посягательство было преступным, т. е. уголовно нака­зуемым.

Известно, что бывают и такие посягательства, которые по формально-юридическим признакам не являются уголовно наказуемыми, однако они способны представлять серьезную опасность для правоохраняемых интересов.

Например, посяга­тельство на жизнь и здоровье со стороны невменяемого лица или лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Необходимая оборона от таких посяга­тельств также допустима.

Не порождает права на необходимую оборону посягатель­ство, которое хотя формально и подпадает под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности лишено общественной опасности (ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Необходимая оборона недопустима против действий, кото­рые сами совершены в состоянии необходимой обороны.

В связи с этим лицо, совершающее, например, разбойное нападение и встретившее решительный отпор со стороны потерпевшего, не может ссылаться, в свою очередь, на то, что причинило вред здоровью потерпевшему, чтобы самому избежать причинения им подобного вреда.

Необходимая оборона недопустима против действий, кото­рые сами совершены в состоянии необходимой обороны.

Вторым условием правомерности необходимой обороны, от­носящимся к посягательству, является его наличность.

Для признания существования этого условия необходимо опре­делить начальный и конечный моменты посягательства.

На­чальным его моментом признается как момент непосред­ственно самого общественно опасного посягательства (напри­мер, вор залез в чужой карман), так и наличие реальной угрозы посягательства.

Так, например, при разбойном нападении сам факт угрозы непосредственного причинения вреда посягающему (например, со стороны нападающего под угрозой ножа предъявляется требование отдать деньги или другие ценности) конечно же свидетельствует о наличности посягательства, дающего оборо­няющемуся право причинить посягающему серьезный вред.

Вместе с тем недопустима необходимая оборона против посягательств, которые ожидаются в будущем.

«В практике встречаются случаи, когда отдельные лица для охраны своего имущества делают различные приспособления или устройства, способные причинить вред жизни или здоровью человека (взрывные устройства, подведение тока высокого напряжения и т. д.)»[22].

Конечный момент посягательства связывается с его окончанием.

При этом посягательство признается оконченным, если угроза причинения вреда обороняющемуся миновала (причинение вреда при этом следует рассматривать как учинение расправы, акт мести).

Вместе с тем судебная практика исходит из того, что состо­яние необходимой обороны может иметь место и после окончания.

Третьим условием правомерности необходимой обороны, относящимся к посягательству, является действитель­ность посягательства.

Действительным считается посяга­тельство, которое существует объективно, в реальной действи­тельности, а не в воображении «защищающегося».

Признать же посягательство существующим в реальной действительнос­ти — это значит установить, что оно (посягательство) объек­тивно было способно причинить существенный вред правоохраняемым интересам.

Существуют условия правомерности необходимой обороны, относящиеся не только к общественно опасному посягательству, но и к защите от него.

Первое условие относится к определению круга объектов (инте­ресов), которые возможно защищать по правилам необходимой обороны.

Уголовный закон к таковым относит:

- права и закон­ные интересы обороняющегося;

- права и законные интересы другого лица;

- интересы общества;

- интересы государства.

Таким образом, по сути дела, путем необходимой обороны можно защищать любой правоохраняемый интерес.

При этом в соответ­ствии с уголовным законом право необходимой обороны возника­ет «независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти».

Вторым условием правомерности необходимой обороны, которое от­носится к защите, является то, что вред должен быть причинен обязательно непосредственно посягающему, а не третьим лицам (в последнем случае может иметь место крайняя необходимость).

Третьим условием является соблюдение требования уголов­ного закона о том, чтобы при защите не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Право на необходимую оборону при­надлежит лицу независимо от возмож­ности избежать посягательства или об­ратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Необходимо отметить, что превышением пределов необходи­мой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опас­ности посягательства (ч. 3 cm. 37 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Это значит, что превышение пределов необходимой обороны — это не всякое, а явное, т.е. чрезмерное несоответствие средств защи­ты характеру и опасности посягательства.

Простое, т. е. не явное (не чрезмерное) несоответствие не образует превышения необходимой обороны, так как уголовный закон разрешает при необходимой обороне причинять вред и больший, чем тот который угрожает защищаемому правоохраняемому интересу.

Такое соответствие или несоответствие определяется, прежде всего, сопоставлением важности защищаемого интереса (объек­та) и того, чему причиняется вред.

«При решении вопроса о наличии или отсутствии признаков превышения пределов необходимой обороны судебная практи­ка учитывает соответствие или несоответствие средств защиты и нападения, а также характер опасности, угрожавшей оборо­няющемуся, его силы и возможности по отражению посягатель­ства, а также все иные обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил посягавшего и защищавшегося (количество посягавших и оборонявшихся, их возраст, физи­ческое развитие, наличие оружия, место и время посягательст­ва и т. д.)»[23].