Смекни!
smekni.com

Основы борьбы с актами терроризма и пиратства на море (стр. 9 из 19)

Для проведения совместных мероприятий по пресечению захвата преступниками судна состав государств, интересы которых непосредственно затрагиваются этим захватом, может быть согласован политическим и дипломатическим путем. При решении вопроса о составе государств наряду с указанными выше условиями могут учитываться: удаленность места захвата судна от государства флага; наличие возможности у конкретных государств по принятию участия в совместных мероприятиях; состояние взаимоотношений между государствами; общественно-политическая обстановка внутри этих государств и ряд других условий.

К сожалению, до сих пор нет ни одного универсального международного договора, регулирующего совместную деятельность государств по пресечению захвата террористами судна. Действующие международные договоры, включая рассмотренные выше, затрагивают лишь самые общие вопросы предупреждения и пресечения этих преступлений. По нашему мнению, в настоящее время довольно сложно заключить такой договор, регулирующий весь механизм проведения мероприятий подобного характера. Это обусловлено прежде всего большим разнообразием ситуаций, которые могут возникнуть в случае захвата судов. Но в будущем не исключается и такая возможность. На начальном этапе можно ограничиться разработкой и принятием на международном уровне хотя бы основных принципов таких мероприятий. Это позволит государствам в случае захвата преступниками судна предпринять предварительные организационные меры, направленные на быстрое и эффективное развертывание их сил и средств.

Весьма целесообразно, чтобы в универсальных международных договорах нашли отражение первичные мероприятия, осуществляемые государствами, наиболее близко расположенными к месту происшествия и имеющими возможность для их осуществления (слежение за захваченным судном, ведение предварительных переговоров с преступниками и т.д.). Такие мероприятия должны охватывать и те государства, чьи интересы не затрагиваются конкретным случаем захвата судна. Необходимо закрепление в этих договорах права иностранных военных кораблей или судов, специально уполномоченными государствами, при необходимости, принимать немедленные меры по освобождению заложников, находящихся на этом судне, в случаях, если жизни пассажиров и экипажа судна непосредственно угрожает опас­ность и предотвратить ее другими средствами не удается. Таким образом, возникает необходимость конвенционного закрепления универсальной юрисдикции государств в отношении пресечения актов терроризма и захвата террористов в открытом море, подобная той, которая нашла отражение в нормах о юрисдикции в отношении пиратства. Отсутствие этих положений в универсальных международных договорах отрицательно влияет на безопасность международного судоходства. Вмешательство в открытом море без достаточных правовых оснований в пресечение акта терроризма, не имеющего отношения к инциденту иностранного военного корабля, наступление в его результате тяжелых последствий может привести к осложнению в отношениях между теми государствами, интересы которых непосредственно затрагиваются захватом судна.

До тех пор пока универсальные международные договоры, охватывающие рассмотренные выше вопросы, не приняты, многие из указанных вопросов могли бы найти свое отражение в протоколах к международным двусторонним и многосторонним договорам в области борьбы с терроризмом. В таких протоколах могли бы также найти место и другие вопросы взаимодействия государств в случае совершения актов терроризма, угрожающих безопасности торгового мореплавания, а также при ликвидации последствий, которые могут наступить в результате совершения подобных преступлений (ликвидация загрязнения окружающей среды, спасание людей и др.).

По-видимому, настало время перейти к большей детализации положений универсальных международных договоров, регулирующих деятельность государств в рассматриваемой области. Примером могут служить положения о правоохранительной деятельности государств на море, предусмотренные Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Большое значение в борьбе с актами терроризма, угрожающими безопасности торгового мореплавания, играет нормотворческая деятельность международных межправительственных организаций. Наряду с деятельностью по заключению международных договоров в рассматриваемой области этими организациями вырабатываются различного характера рекомендации, которые оформляются ими в виде резолюций. Наиболее заметна здесь роль Международной морской организации, которая сыграла важную роль в обеспечении безопасности торгового мореплавания. Рекомендации ИМО, как правило, учитываются государствами-участниками этой организации при разработке соответствующих национальных правовых актов.

Государства ерроризмом должно быть направлено на реализацию терроризма на море__________________________________________________ заинтересованы в принятии правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению актов терроризма и на национальном уровне. С этой целью необходимо повышение эффективности деятельности государственных органов, их взаимодействия между собой, а также скоординированности осуществляемых ими мероприятий на международной арене. Анализ нормативных правовых актов, принятых в различных государствах, их потребностей в борьбе с актами терроризма позволили авторам предложить следующий комплекс правовых, организационных и иных мер в данной сфере.

Решению данной задачи, по нашему мнению, способствует формирование в государствах системы защиты морского судоходства от актов терроризма, разработка комплекса соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих процесс ее функционирования. Формирование подобных систем могло бы стать и реализацией государствами своих международных обязательств, резолюций и рекомендаций ИМО. В этой связи большое значение может сыграть принятие специальных законов, в которых должны найти отражены основы борьбы с терроризмом и особенности ее осуществления на море. В частности, в них должны четко определена компетенция государственных органов в этой сфере.

Реализации положений таких законов будет способствовать принятие подзаконных нормативных правовых актов. В них должны найти отражение положения международных договоров и резолюций международных межправительственных организаций в области обеспечения безопасности торгового мореплавания от актов терроризма.

Государственная система защиты морского судоходства от актов терроризма должна предусматривать собой комплекс правовых, организационных, административных, оперативных, режимных, военных, технических и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение противоправных действий, создающих опасность гибели людей, причинения имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в отношении морского судоходства, на минимизацию их последствий, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению противоправной деятельности в сфере морского судоходства.

Основной целью государственной системы защиты морского судоходства от актов терроризма (далее – государственной системы), является защита судов, их экипажей и пассажиров, перевозимого груза, объектов управления движением судов, средств связи и объектов навигации, портовых сооружений и обслуживающего персонала от незаконных актов путем их предупреждения, выявления и пресечения, минимизация последствий этих актов, выявление и устранение условий, способствующих их осуществлению. Борьба с актами терроризма на море должна решаться в комплексе мер, осуществляемых в отношении всех незаконных актов, угрожающих безопасности торгового мореплавания.

Защита морского судоходства от актов терроризма обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование координационных органов и контртеррористических штабов различного уровня, подразделений морской безопасности, охрану судов и портовых сооружений, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, средств технического обеспечения и продовольственного запаса.

Мероприятия по противодействию актам терроризма каждым государством должны осуществляться как на своей территории, так и в пределах открытого моря в соответствии с международным правом.

Выполнение задач по защите морского судоходства от незаконных актов в части государственного регулирования, управления и контроля в государствах могут осуществлять ведомства в области транспорта во взаимодействии с другими уполномоченными государственными органами. При этом может быть создан координационный совет по морской безопасности, состоящий из представителей этих государственных органов. Указанные задачи ведомства в области транспорта могут осуществлять и через подразделения морской безопасности и администрации портов.

Задачи по организации и контролю за выполнением мероприятий по защите морского судоходства от актов терроризма администрациями портов могут осуществлять во взаимодействии с соответствующими территориальными государственными органами, через создаваемые в портах комиссии по морской безопасности. Такие комиссии могут разрабатывать мероприятия по предотвращению актов терроризма и осуществлять контроль за их выполнением.

В состав комиссии по морской безопасности порта могут входить представители территориальных государственных органов и соответствующих органов местного самоуправления. Решения комиссии по морской безопасности порта должны быть обязательными для всех судов, судовладельцев и других организаций, осуществляющих свою деятельность в морском порту.