По мнению эксперта из сферы торговли, чрезмерная доступность высшего образования влечет за собой «девальвацию высшего образования – это уже не фундаментальное образование, а всего лишь пропускной билет для получения работы». Один из экспертов от образования также отмечает, что высшая школа не способна предоставить набор необходимых знаний, умений и навыков для будущих специалистов: «выходя из института, ты понимаешь, что ты ничего не знаешь для того, чтобы приступить к работе».
С другой стороны, эксперты отмечают, что в РТ сохраняется нехватка специалистов инженерно-технических и физико-математических направлений. Некоторые эксперты связывает эту ситуацию с отсутствием ряда специализированных вузов в Татарстане. Более того, один из экспертов из сферы образования связывает эту ситуацию с недостаточным престижем технических специальностей по сравнению с гуманитарными: «Молодежь точными науками, техническими науками заниматься не желает. Несмотря на переизбыток юристов, экономистов, социологов, политологов, конкурс на эти специальности не уменьшаются».
Также эксперты отметили более высокое качество образования в отраслевых вузах, которые сохраняют связь с системообразующими предприятиями в данных отраслях: «Это, в основном, отраслевые вузы, которые еще с советских времен сохранили связь со своей отраслью», «также очень важны связи с производствами».
Некоторые эксперты также отмечают недостаточную материальную базу вузов, как государственных, так и негосударственных.
Основными факторами, влияющими на рынок высшего образования и определяющими его структуру, эксперты назвали демографические процессы, а также требования рынка труда. В то время как первый фактор упоминает подавляющее большинство экспертов, второй фактор чаще упоминается экспертами из реального сектора экономики. Более того, эксперты отметили влияние государства на рынок образовательных услуг. В частности, один из экспертов из сферы образования отметил, что «набирают обороты федеральные инициативы по созданию федеральных университетов». Изменение и ужесточение законодательной базы как фактор, определяющий структуру рынка, отметили два эксперта.
При определении проблем и сдерживающих факторов на рынке мнение экспертов было менее однородным. Эксперты из сферы образования отмечают такие факторы, как недостаточное количество и слабую подготовку абитуриентов: «Выпускников школ достаточно мало, вузов очень много, вот и поэтому в принципе с набором даже в классический вуз, известный, довольно большие проблемы сейчас», «студентов практически вдвое меньше, чем было два года тому назад», «уровень преподавания в школе снизился», «уровень образования выпускников, по сравнению с советским периодом, понизился». В то же время, эксперты из других сфер делают акцент на неадекватный уровень подготовки специалистов в высшей школе, и в частности, на слабую связь с обществом и бизнесом: «…вузы оторваны от общества и бизнеса. Они учат чему хотят, и как хотят. В результате на рынок постоянно выкидываются огромные количества недоученных недоспециалистов», «…вузы учатся готовить нужных реальному сектору экономики специалистов. Или закрываются». Эксперты также назвали ряд других сдерживающих факторов, которые являются причинами низкого качества подготовки. Самыми популярными из названных факторов являются недостаточное финансирование, и, как следствие, недостаточная материально-техническая база, низкая оплата труда преподавателей и снижение квалификации профессорско-преподавательского состава: «преподавательский состав вынужден был разбегаться … мало платили зарплату».
Эксперты из сферы образования и здравоохранения также отметили некоторые особенности государственной политики в высшей школе как сдерживающие факторы, в частности, такие, как неадекватные и устаревающие стандарты («государство при утверждении стандартов часто не успевает за реальной жизнью»), подушевое финансирование, чрезмерный контроль, введение ЕГЭ и девальвацию научных степеней. Один из экспертов из сферы образования связал это с недостатком людей, обладающих преподавательским опытом в органах управления образованием: «люди, которые никогда не стояли у станка, я имею в виду кафедры».
Некоторые эксперты отметили также дороговизну обучения, как фактор, сдерживающий рост рынка. В то же время, одним из экспертов было отмечено, что определенные коммерческие вузы «зарабатывают деньги, не гнушаясь демпингом и имитацией учебного процесса». Также этот эксперт обратил внимание на инертность крупных вузов: «крупные вузы остаются закрытыми государствами в государстве».
Как одну из серьезных проблем отрасли эксперты отметили коррупцию в высшей школе. Как иллюстрацию можно привести, в частности, «крылатое выражение» эксперта-охотоведа: «один экзамен – один баран, сессия – корова».
Также было отмечено недостаточное количество проектов по модернизации высшей школы. К другим специфическим проблемам отрасли можно отнести некорректную борьбу за абитуриентов среди вузов.
В целом эксперты дают положительную оценку перспективам развития высшей школы в РТ и РФ. Многие эксперты отмечают богатейший опыт Российской высшей школы в целом, и опыт вузов Казани, который может стать залогом успеха в будущем. Лишь трое из опрошенных экспертов прямо заявили о том, что не видят предпосылок к развитию в сложившейся ситуации. Большинство экспертов отметили, что рынок будет развиваться качественно, нежели количественно, особенно в условиях демографического спада. Также большинство экспертов уверены, что снижение количества и укрупнение вузов приведет к повышению качества предлагаемых услуг: «на рынке услуг высшей школы останутся крупные вузы и вузы, которые зарекомендовали себя с положительной стороны, где студенты получают хорошее образование».
Еще одним перспективным направлением развития рынка эксперты выделили дистанционное образование и переподготовку: «будет развиваться дистанционная форма обучения, что связано в первую очередь с развитием сети Интернет», «дистанционная форма обучения, заочная форма обучения развивается, и большие перспективы дополнительного образования, переподготовки».
Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что развитие невозможно без улучшения финансирования высшей школы: «если финансирование будет, то перспективы развития не заставят себя долго ждать». Также эксперты высказали опасения в связи со сложившейся тенденцией к ужесточению нормативно-правовой базы и усложнением правил получения финансирования. Отмечается, что в связи с проводимой государственной политикой количество студентов вузов будет сокращаться в пользу уровней начального и среднего профессионального образования.
Более того, для обеспечения развития рынка отмечается необходимость системного подхода к реформированию образования: «на ступень высшего образования из средней школы к нам приходят. Вот надо налаживать все с начала. С ясель, если хотите».
Один из экспертов отметила, что система образования в перспективе будет совмещать в себе качества Европейской и Отечественной системы.
Мнения экспертов относительно вступления отечественной высшей школы в Болонский процесс разделились. Одни и те же факторы, такие, как конвертируемость дипломов и интеграция с европейской образовательной системой, оценивались разными экспертами и как положительные, и как отрицательные. Наибольшие опасения у экспертов из сферы образования вызвали процессы «разрушения» отечественной системы. Эксперты утверждают, что «существуют определенные опасения, связанные с коренными изменениями в системе высшего образования», «Болонский процесс – это очередной шаг по ломке нашего образования», «Болонская система она чужда российской, советской системе». Также, эксперты от образования утверждают, что решение о вхождении в Болонский процесс продиктовано не практическими соображениями, а политическими: «здесь больше политики, чем социальных и экономических вопросов».
Два эксперта от образования отметили, что с вхождением в Болонский процесс понизится качество подготовки выпускников вузов. Еще одно опасение, высказываемое экспертами, состоит в том, что российский рынок труда не готов воспринимать бакалавров как людей с законченным высшем образованием. В частности, эксперт из энергетического вуза заявил: «требуются специалисты, которые прошли полный курс … квалификации инженера. Бакалавров энергосистемы даже на первичные инженерные должности брать пока не готовы».
Более того, некоторые эксперты посчитали конвертируемость дипломов скорее угрозой, нежели новой возможностью для высшей школы: «Конвертируемость в будущем российских дипломов на Западе подтолкнет многих молодых специалистов к отъезду из страны», «Универсальным сделали диплом, чтобы … создать условие, чтобы еще больше мозгов утекало из нашей страны».