[239] Мишель Монтень. Опыты. В трех книгах. Книги первая и вторая. - С. 68.
[240] См.: Маккалоу К. Поющие в терновнике: Роман / Пер. с англ. Н.Галь. - Уфимский полиграф-комбинат, 1992 г. - С. 3.
[241] См.: Метлов В.И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки: Моногр. - М.: Высшая школа, 1987. - С. 87.
[242] Там же.
[243] Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В двух томах. Т.2. - М.: Мысль, 1977. - С. 240.
[244] Там же.
[245] Там же.
[246] Там же. - С. 230.
[247] Там же.
[248] Там же.
[249] Мишель Монтень. Опыты. В трех книгах. Книги первая и вторая. - С. 793.
[250] Там же. - С. 793-794.
[251] Там же. - С. 794.
[252] Там же.
*) Нет горя без услады (лат.)
**) Слишком неумеренная радость угнетает нас (лат.)
[253] Данный вывод обоснован в следующих моих работах: "Философия природы" Гегеля в свете современных кванто-механических представлений // Башк. гос. ун-т. - Уфа, 1983. - 20 с. - Рук.-Деп. в ИНИОН АН СССР 8.03.83, № 13860; Философия. Предвидение. Духовность. - Уфа, 1993. - (Моногр.). - Гл.2. § 2.
[254] Маркс К. Математические рукописи. - М.: Наука, 1968. - С. 209.
[255] См.: Fichte J.G. Werke. Auswahl in sechs Bänden, hrsg. Von F. Medicus. Leipzig, 1908-1911. Bd. 1. - S. 469.
[256] См.: Фихте И.Г. О понятии наукоучения // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т.1. - СПб.: Мифрил, 1993. - С. 53.
[257] См.: Там же. - С. 52.
[258] Цит. по: Girndt H. Das "Ich" des ersten Grundsatzes der GWL in der Sicht der Wissenschaftslehre von 1804 // Fichte-Studien. Beiträge zur Geschichte und Systematik der Transzendentalphilosophie. Bd. 10. - Amsterdam - Atlanta, GA 1997. - S. 326.
[259] См.: Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т.1. - С. 272.
[260] Там же. - С. 264.
[261] Там же. - С. 271.
[262] Там же. - С. 277.
[263] Там же. - С. 270.
[264] Там же. - С. 102.
[265] Там же. - С. 279.
[266] Там же.
[267] Там же.
[268] Там же.
[269] Там же.
[270] Там же. - С. 281.
[271] Там же. - С. 281-282.
4 См.: Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. - М.: Мысль, 1983. - С. 53.
[272] Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Там же. - С. 293.
[273] Там же. - С. 293.
[274] Там же.
[275] См.: Weischedel W. Der Zwiespalt im Denken Fichtes. - Berlin, 1962; Wagner F. Der Gedanke der Persönlichkeit Gottes bei Fichte und Hegel. Gütersloh, 1971. - S. 84.
[276] См.: Girndt H. Die Differenz des Fichtischen und Hegelschen Systems in der Hegelschen “Differenzschrift”. - "Abhandlungen zur Philosophie, Psychologie und Pädagogik", Bd. 30. Bonn, 1965.
[277] См.: Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Там же. - С. 282.
[278] Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. - М.: Республика, 1994. - С. 112.
[279] См.: Там же.
[280] См.: Там же. - С. 113.
[281] Там же.
[282] См.: Там же.
[283] См.: Там же.
[284] См.: Там же.
[285] См.: Там же. - С. 112.
[286] См.: Там же. - С. 111.
[287] Фишер К. История новой философии. Т. VIII. Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1933. - С. 271.
[288] Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа. Пер. с нем. Г.Шпета. - Санкт-Петербург, "Наука". С.-Петербургское отделение, 1992. - С. 195.
[289] Цит. по: Фишер К. Указ. соч. - С. 275.
[290] См.: Вышеславцев Б.П. Указ. соч. - С.112.
[291] См.: Фишер К. Указ. соч. - С. 274.
*) - за то, что после физики (греч.).
[292] См.: Вышеславцев Б.П. Указ. соч. - С. 120.
*) - то, что может быть (лат.).
**) К этому выводу пришла и аналитическая философия метафизики. См.: Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. - ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1997. - С. 479.
[293] См.: Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля // Аристотель. Соч. в 4-х тт.: Т.1. - М.: Мысль, 1976. - С.5.
[294] Там же.
[295] См.: Аристотель. Соч. в 4-х тт.: Т.1. - С. 67.
[296] См.: Там же. - С. 69.
[297] См.: Там же.
[298] См.: Там же.
[299] См.: Там же. - С. 70.
[300] См.: Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. Пер. с нем. - М.: Издательская группа "Прогресс" - "VIA", 1993. - С. 172.
[301] См.: Там же. - С. 173.
[302] Об этом идет речь в поздних вариантах "наукоучения" И.Г.Фихте.
[303] См.: Фейербах Л. Основы философии будущего // Людвиг Фейербах. Основы философии будущего. - М.: Соцэкгиз, 1937. - С. 51.
[304] См.: Фейербах Л. Указ. соч. - С. 86.
[305] Гельдерлин. Сочинения. Пер. с нем. - М.: Художественная литература, 1969. - С. 358.
[306] См.: Лукьянов А.В., Пушкарева М.А., Суркова Н.А. Смысл метафизики // Философия Ричарда Рорти и постмодернизм конца ХХ века. Материалы межвузовской конференции. Санкт-Петербург, 28-29 октября 1997 года. СПб., 1997. - С. 41.
[307] См.: Там же.
[308] См.: Кант И. Пролегомены … - Там же. - С. 181.
*) то, что прежде (лат.).
[309] Аристотель. Сочинения. В 4-х тт.: Т.3. - М.: Мысль, 1981. - С. 94.
[310] Там же.
[311] Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung: 1841/42/ F.W.J. Schelling. Hrsg. und eingeleitet von Manfred Frank. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1993. - S.167.
[312] См.: Кант И. Пролегомены … - С. 142.
[313] Там же. - С. 191.
[314] См.: Ф. Энгельс. Шеллинг и откровение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.41. - С. 206.
[315] Цит. по кн.: Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. - ТОО ТК "Петрополис", 1994. - С. 114.
*) - самопроизвольного зарождения (лат.).
[316] Цит. по кн.: Дж. Реале, Д. Антисери. Указ. соч. - С. 114.
[317] Cassier E. Hermann Cohen und Erneuerung der Kantischen Philosophie // Kant-Studien. Bd. XVII. Berlin, 1912. -S. 255.
[318] Цит. по кн.: Гарин Э. Хроника итальянской философии ХХ века (1900-1943). - М., 1965. - С. 195.
[319] Levy H. Die Hegel-Renaissance in der deutschen Philosophie mit besonderer Berücksichtigung des Neokantiasmus. - Leipzig, 1927. - S. 31.
[320] См.: Там же. - С. 207.
[321] Там же.
[322] Малинин В.А. К. Маркс, Ф. Энгельс и левое гегельянство. - Киев: Наукова Думка, 1986. - С. 166.
[323] См.: Там же.
[324] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1955-1981. - Т.2. - С. 118.
[325] См.: Там же. - Т. 42. - С. 94.
[326] См.: Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. - М.: Республика, 1997. - С. 403.
[327] См.: Там же. - С. 405.
[328] См.: Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста Ласо. - Томск: Изд-во "Водолей", 1999. - С. 168.
[329] Там же. - С 243.
[330] Там же. - С. 214.
[331] Там же.
[332] Там же. - С. 163.
[333] См.: Шестаков В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. - М.: Республика; ТЕРРА - Книжный клуб, 1999. - С. 136.
[334] См.: Шестаков В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. - С. 140.
[335] См.: Бердяев Н.А. Философия любви. Смысл творчества. - М., 1989. - С. 418.
[336] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1995. - С. 143.
[337] Шестаков В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. - С. 141.
[338] Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста Ласо. - С. 230.
[339] Там же.
[340] Там же. - С. 251.
[341] См.: Юдин А.А. Парадоксы Великого Отказа // Маркузе Герберт. Эрос и цивилизация. - К.: "ИСА", 1995. - С. XIX.
* - "со щепоткой соли", иронически - (лат.).
[342] См.: Булгаков С.Н. Свет невечерний. - М., 1916. - С. 227.
[343] Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста Ласо. - С. 107.
[344] См.: Булгаков С.Н. Указ. соч. - С. 226.
[345] См.: Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального / Под ред. Ю.Н.Давыдова. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 196.
[346] Булгаков С.Н. Указ. соч. - С. 227.
[347] Шеллинг Ф.В.Й. Указ. соч. - С. 115.
[348] Там же. - С. 165.
[349] См.: Соловьев В.С. Собр. соч., 2-е изд. - СПб., 1911-1914. - Т.9. - С. 241.
[350] См.: Аристотель. Соч. в 4-х тт.: Т.1. - М.: Мысль, 1976. - С. 67.
[351] См.: Ф.Энгельс. Шеллинг и откровение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд-е. - Т.41. - С. 195.