МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЛУКЬЯНОВ Аркадий Викторович
ИДЕЯ МЕТАКРИТИКИ "ЧИСТОЙ" ЛЮБВИ
(ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ СООТНОШЕНИЯ
ДИАЛЕКТИКИ И МЕТАФИЗИКИ)
УФА - 2001
УДК
ББК
Лукьянов А.В.
Идея метакритики "чистой" любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики)./ Изд-е Башкирского ун-та, Уфа: 2001. - 226 с. - ISBN
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор П.В.Алексеев (Москва)
доктор философских наук, профессор В.С.Хазиев (Уфа)
доктор философских наук, профессор Д.М.Азаматов (Уфа)
В монографии выдвигается идея разграничения духовного (бытия-долженствования) и любящего "Я", что позволяет разработать концепцию творческого эроса, как космической потенции, свободно парящей между чистым стремлением быть (дух) и стремлением избегнуть абсолютной полноты бытия (любовь). На основе данного учения предложено новое понимание диалектики, как существенной части метафизики.
Работа рассчитана не только на специалистов, работающих в области онтологии и теории познания, истории философии и истории культуры, но и на читателя, проявляющего интерес к проблемам духовности и любви.
ISBN © Лукьянов А.В., 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ИДЕЯ МЕТАКРИТИКИ ЧИСТОЙ ЛЮБВИ.
Философское введение в проблему соотношения
диалектики и метафизики.
Предисловие 5
Введение 8
Глава I. Философия и дух на рубеже тысячелетий 13
§ 1. Дискуссии о конце философии 13
§ 2. Проблема соотношения "духа" и "буквы" в философии 20
§ 3. Ф.Шеллинг или скрытые силы,
побуждающие нас философствовать 25
Глава II. Бытие. Эрос. Небытие. 29
§ 1. Идеальное и духовное бытие 29
§ 2. Эрос как власть над бытием (опыт реконструкции
учения Шеллинга о потенциях) 35
§ 3. Эрос как нечто, свободно парящее
между бытием и небытием 42
Глава III. Философский анализ феномена любви 48
§ 1. Первая антиномия 48
§ 2. Вторая антиномия 55
§ 3. Третья антиномия 58
§ 4. Четвертая антиномия 61
§ 5. Пятая антиномия 64
§ 6. Шестая антиномия 67
Глава IV. Проблема преодоления антиномий 70
Глава V. Учение об эросе и вытекающее из него соотношение
диалектики и метафизики 81
Глава VI. Диалектика как существенная часть метафизики 94
Приложение
ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
Предисловие 107
Файзуллин А.Ф. Красота как источник любви 108
Пушкарева М.А. Любовь как средство более глубокого
открытия реальности 111
Садыкова А.Г. Любовь как естественное чудо 113
Портянко В.Н. Любовь как иллюзия 116
Суркова Н.А. Дух, любовь и трансцендентальное "Я" 119
Миронова Н.Г. Один тезис о начале
(место любви в модели Начала-Единого) 121
Лукьянов А.В., Файзуллин А.Ф. Трансцендентальный смысл
искусства Н.Паганини 124
Черкозьянова Т.В. Любовь в понимании Платона и Фихте 134
Серегин А.В. Русская философия и метафизика Абсолюта 140
Хабибрахманова Р.Р. Любовь - это стремление избежать зрелищ 148
Ханова Р.В. Жизнеутверждающая сила эроса 149
Хайруллин А.Г. Личность и ее свобода в свете проблемы любви 151
Файзуллин А.Ф. Парадоксы эстетизации действительности
в контексте проблемы любви 156
Гареева Э.А. Философия любви как популярная философия 159
Королева Н.Н. Любовь и интуиция 162
Акчурин Б.Г. Проблема человека в свете исследования особенностей
древнекитайского духа и эроса 163
Соркин Э.И. Божественное и человеческое в любви человека:
опыт философского размышления над Библией 169
Островский Н.Ю. Венок сонетов 191
Чанышев А.Н. (Арсений Прохожий). Любовь 199
Чанышев А.Н. (Арсений Прохожий). Высшее и низшее 200
Библиография 201
Литература на иностранных языках 224
Краткие сведения об авторах 225
ПРЕДИСЛОВИЕ
Посвящается памяти моей бабушки
Любовцевой Ольги Петровны
(2.07.1901 - 16.05.1984).
Данная книга предназначена не для тех, кто, excursusque breves tentat*, делает остановки в конце каждой мысли, а для тех, кто всю жизнь учится развивать свои понятия и идеи. Многие умы успевают состариться до наступления старости, предпочитая длинные фразы и наукообразный текст. Так можно воспитать лишь полузнаек, которые будут мечтать, тем не менее, о высших целях человечества.
Истина состоит в том, что невозможно просто повелевать человеческим духом; невозможно исправить человека и общество в лучшую сторону, отталкиваясь от безмерного стремления к добродетели. Шеллинг говорит об этом прямо: "Добродетельный человек - это тот, кто делает не все, что мог бы сделать".[1] Так, "если предаваться в философии излишествам, она отнимает у нас естественную свободу и своими докучливыми ухищрениями уводит с прекрасного и ровного пути, который начертала для нас природа".[2] Другими словами, нужна умеренность во всем, особенно если идет речь о таких возвышенных предметах, как любовь и дух. Первая возвышает человека. Это - не только глубокая страсть, но и как привязанность, пронизывает собой всю сферу межличностных отношений. Однако человек иногда бежит от любви, поскольку наибольшую склонность к чрезмерности имеет как раз она. Мы не должны делать этот мир до конца состоящим из одной любви; в противном случае это противоречило бы нашей свободе. Поэтому Сартр не случайно говорит следующее: "Любовь есть абсолют, вечно превращаемый другими в нечто относительное".[3]
С конца восемнадцатого века существует одно опасное заблуждение, суть которого сводится к тому, что с помощью одной "чистой" любви и "чистого" мышления якобы открывается субстанция мира, причем гораздо более глубокая, чем предметное бытие, мир вещей. При этом мыслители отталкивались от Платона, который впервые попытался коснуться сущности "чистой" любви, понять то, что отличает эту важнейшую сторону человеческой жизни от простого чувственного удовлетворения. Августин также пришел к той идее, что чистая и всеобъемлющая любовь должна составлять первооснову жизни, служить главным стимулом познания первопричины всего бытия. Чистая любовь, таким образом, имела своей конечной целью Бога.
Но уже Кант показал, что мы не в состоянии познать подлинной причины "чистой" любви. Такая любовь - тайна, гораздо более непроницаемая, чем даже необъяснимая случайность выбора объекта нашего "пафоса".[4]
Рассуждения Канта о "чистом разуме" - свидетельство того, что он глубоко осознал проблему, но, развитая его учениками, философия долженствования продемонстрировала лишь то, как трудно порой бывает выпутаться из "чистого" мышления и из "чистой" любви в равной мере. Это отлично показал Шеллинг, развивший свое учение о "потенциях", или космических силах, участвовавших в создании мира и достигших наивысшего напряжения на стадии возникновения человека, его мышления. Именно он обосновал мысль о том, что "бесконечной потенции познания" соответствует "бесконечная потенция бытия". Мы можем очень легко проникнуть в "чистое" мышление, но тут же и легко остаться в нем, зацепиться, так сказать, за сущее, "которое нельзя удержать от бытия" и которое неуклонно будет изнурять себя в бытии, так что перестанет, в конце концов, служить его источником.
Выручает любовь, которая, в моем понимании, есть универсальная космическая потенция, позволяющая преодолеть мысли изнуряющую власть бытия и снова, таким образом, вернуться в состояние звенящей свободы, или творческого эроса. Любовь, другими словами, составляет предпосылку того, чтобы духовная космическая сила вновь разлетелась на части. Можно сказать и так: именно она позволяет Вселенной начать новый оборот, открыть новый эон, не дать времени быть временем лишь этого мира.
С осознания данного факта начинается новая наука о любви, которую мы попытаемся ниже охарактеризовать как метакритику "чистой" любви. Слово "метакритика" означает исследование того, что остается после всякой критики; в данном случае, подвергая критике такое понятие, как "чистая" любовь, мы хотим существенно поколебать, урезать и права "чистого" духа, как абсолютного "бытия-долженствования".
Представляя себе, какой шум может подняться вокруг такой книги, которая, казалось бы, нападает на святую святых, на "чистую" любовь, мы, однако, отдаем себе отчет в том, что при всем при этом оказывается непоколебимой сама сила Божественного эроса, которая совершенно не занята самой собой и потому дает свободу всему остальному. С этих позиций любовь человека к самому себе не может выступать в качестве предпосылки его существования как личности. Мы не согласны с тем мнением, что любовь человека к себе - "это та начальная школа любви (и прежде всего любви к человеку), без овладения элементарной грамотностью в которой остаются недоступными "высокие университеты любви".[5] Однако если любовь понимать как субстанцию мира, то она действительно сосредоточивается лишь на самой себе. Такая любовь абсолютно бессильна. Ведь если народ, как говорит Шеллинг, "доведенный до грани отчаянья, в своем возмущении выбрал себе вождя", то он должен быть "совершенно свободен от каких-либо желаний и интересов и потому существует как глава народа отнюдь не для себя, но только для этого народа; подобным же образом существует и Бог".[6] Данные раздумья о Боге и судьбах Божественной любви актуальны для нашей действительности. В России крайности "чистой" любви и духа особенно сильны. Но в настоящее время все больше и больше усиливается эгоистический дух, грозящий затопить всю современность. Романтическая устремленность к никогда не бывшему и лучшему будущему, так характерная для многих русских философов и революционеров, разлетелась на части, как только это стремление в актах безмерной любви к грядущему переполнило само бытие. Но творческий эрос России неуклонно вновь и вновь размыкает круг событий. На место застоя и хаоса приходит нечто абсолютно подвижное, духовная жизнь.