Классовый подход позволил историческому материализму очень удачно определить природу государства. Государство возникло с появлением классов и явилось продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий. С помощью государства экономически господствующий класс осуществляет своё политическое господство и подавляет сопротивление угнетённых классов. Государство в антагонистическом обществе есть по своей сущности орудие насилия одного класса над другим [2, с. 247–249; 8, с. 110–112; 14, с. 100]. Типы государства и формы государственного устройства меняются с развитием антагонистического общества, но его сущность как диктатуры эксплуататорского класса остаётся неизменной. В условиях капитализма развитие классовой борьбы пролетариата против буржуазии ведёт к социалистической революции и диктатуре пролетариата [1, с. 329; 14, с. 127] — качественно новому типу государства, которое служит орудием подавления и окончательного уничтожения эксплуататорских классов, сплочения трудящихся вокруг пролетариата и создания социалистических отношений товарищеского сотрудничества и взаимной помощи, основанных на общественной собственности на средства производства.
Социализм есть первая фаза новой формации, где уничтожена эксплуатация, но ещё сохраняются различия между трудящимися классами и социальными группами и в рамках которой подготавливаются условия для перехода к бесклассовому социально однородному обществу, к высшей фазе коммунизма [1, с. 198; 14, с. 441-442]. Этот переход осуществляется постепенно на основе сознательного и планомерного использования законов общественного развития, на основе сплочения и сотрудничества всех классов и социальных групп при сохранении руководящей роли рабочего класса. Социалистическое государство при этом становится общенародным. С социализма начинается новая эпоха в истории человечества [2, с. 262–263; 7, т. 35, с. 57; 8, с. 175; 9, т. 2, с. 90], когда постепенно создаются условия для сознательного регулирования людьми своих общественных отношений, их подчинения контролю общества, для гармонического развития человека, для втягивания всей массы трудящихся в процесс сознательного творчества истории. Научное понимание исторического развития в историческом материализме служит основой для выработки социальных идеалов и духовных ценностей принципиально нового общества, начало которому положила Великая Октябрьская социалистическая революция.
Общая концепция исторического развития, разработанная историческим материализмом, имеет важнейшее мировоззренческое и методологическое значение. Но это не схема, которую можно навязывать историческому процессу или трактовать в телеологическом духе — как стремление истории с самого начала к осуществлению определённой цели. Возможность и необходимость перехода к каждой новой формации возникает лишь в рамках предшествующей в той мере, в какой созревают материальные условия её осуществления. «...Человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления» [8, с. 83; 9, т. 13, с. 7; 11, с. 264].
Теория исторического материализма позволяет преодолеть крайности как фатализма, так и волюнтаризма в понимании исторического процесса. История — закономерный процесс, творцом которого выступают народные массы. Трудовая деятельность народа – основа социального прогресса на всех этапах исторического развития человечества. Люди не могут творить историю по собственному произволу, ибо каждое новое поколение действует в определённых объективных условиях, созданных до него. Эти объективные материальные условия и законы открывают разнообразные, но определённые возможности для социальной деятельности. Реализация возможностей и, следовательно, реальный ход истории зависят от активности и инициативы людей, от сплочения и организованности революционных и прогрессивных сил. Поэтому, с точки зрения исторического материализма, конкретный ход истории никогда заранее не предопределен, он складывается в деятельности, в борьбе, во взаимодействии разнообразных сил, факторов, событий [11, с. 253–255]. Применение исторического материализма позволяет раскрыть и внутреннее единство исторического процесса, и источники его многообразия.
Исторический материализм органически связан с практикой революционной классовой борьбы пролетариата, с потребностями развития социалистического общества. Определение конкретных целей и выбор средств, выработка политики, разработка стратегии и тактики классовой борьбы осуществляются коммунистическими партиями на основе применения принципов исторического материализма к анализу социальной действительности. Основой развития исторического материализма являются накопление нового исторического опыта и новые завоевания общественного познания [2, с. 158–160; 8, с. 119–123; 11, с. 305; 14, c. 178].
Огромный вклад в развитие исторического материализма внёс В. И. Ленин, обогативший его обобщением опыта классовой борьбы пролетариата в эпоху империализма, пролетарских революций и начала строительства социализма в СССР. Отмечая, что всякая социальная активность должна строиться в соответствии с учетом объективных условий, В. И. Ленин, исходя из своего понимания задач классовой борьбы пролетариата, особое внимание уделял методам анализа объективных условий революционного движения, включая сюда не только уровень материального развития, характер социальных отношений, специфику классовой структуры общества, но и состояние сознания масс, их психологию, настроение и т. п. В. И. Ленин разработал вопрос о роли субъективного фактора в историческом процессе, всесторонне обосновал огромную роль научной теории в революционном движении, значение творческой инициативы масс, классов, партий и отдельных личностей. Ленин сформулировал ряд важнейших методологических принципов подхода к коммунистической формации, связанных с сознательным целенаправленным характером её развития, ликвидацией антагонистических классов и разработал программу социалистического строительства в СССР [2, с. 255-256; 7, т. 39, с. 15; 11, с. 253–255; 14, с. 233–235].
Как общесоциологическая теория исторический материализм является теоретической и методологической основой конкретных социальных исследований. В связи с развитием этих исследований была сформулирована и разработана точка зрения, согласно которой наряду с историческим материализмом в структуру марксистской социологии включаются частносоциологические теории, обобщающие и отражающие различные направления социологических исследований. Частносоциологические теории различной степени общности (например, социология труда, семьи, науки, права и т. д.) служат промежуточным, посредствующим звеном между общесоциологической теорией и эмпирической базой социологии [8, с. 16–17; 14, с. 449–450].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В советское время в высших учебных заведениях изучался курс философии, который включал в себя две части - диалектический материализм и исторический материализм. Диалектический материализм был призван дать так называемый марксистско-ленинский взгляд на законы развитие природы, проанализировать материю и сознание, мышление и процессы познания. Исторический материализм изучал процессы, происходящие в обществе, и прежде всего выполнял идеологическую функцию.
Исторический материализм оказал глубокое влияние на всю последующую социологическую мысль. Отвергая исторический материализм в целом, многие западные социологи используют его отдельные принципы и положения, как правило, придавая им свою трактовку.
Маркс постоянно подчеркивал антагонистичность классовой борьбы пролетариата и буржуазии, но, как в дальнейшем показала история, между этими классами возможен некоторый компромисс и даже успешное сотрудничество. Рабочий и капиталист нужны друг другу – хозяин предприятия представляет своему работнику возможность более или менее хорошо зарабатывать себе на жизнь, а рабочий своим трудом позволяет хозяину получить прибыль. В интересах хозяина заинтересовать рабочего производить большее количество продукции хорошего качества, показать ему взаимовыгоду от увеличения доходов предприятия. Игнорирование марксистами на словах конкуренции не могло не отразиться на состоянии народного хозяйства в СССР, поэтому уже вскоре после 1917 г. конкуренция проявилась в форме «социалистического соревнования».
Вся история, по словам Маркса. – это история классовой борьбы. Надо отметить, что марксисты рассматривали пролетариат как главную преобразовательную силу общества, в то время как на протяжении многих веков эту роль исполняет интеллигенция. Маркс и его последователи также крайне недооценивали роль крестьянства, отводили ему роль послушного союзника пролетариата. На современном этапе развития структура общества очень усложнилась, теперь нельзя выделить в ней главенствующий класс, а пролетариат теряет былую политическую силу и влияние, которые переходят к представителям нематериальной сферы.