Данный пример показывает недостаток коэффициента задолженности при сравнении двух компаний. Если компания арендует оборудование на значительную сумму, коэффициент задолженности неточно отражает позицию её левериджа.
Может существовать две возможные ситуации, дающие лизингу преимущество, особенно для фирм, добивающихся максимального уровня финансового левериджа.
Во-первых, часто сообщается, что фирмы могут получить большие денежные суммы на длительный период по договору о лизинге, чем по договору о гарантированной ссуде для покупки определённого оборудования. Во-вторых, в результате того, что лизинг не отражается в балансовом отчёте (см. табл. 1), использование лизинга в качесиве источника финансирования даёт возможность фирме “лучше выглядеть” при проведении поверхностного анализа её кредитоспособности, и следовательно, позволяет иметь более высокий уровень левериджа по сравнению с другими источниками финансирования. Эти замечания особенно важны для мелких фирм. Но для принятия решения руководству фирмы следует рассчитать сколько будет стоить этот возможный дополнительный кредит. Кроме этого сейчас активно обсуждается вопрос о капитализации лизинга. Если этот шаг будет предпринят, то лизинг не будет обеспечивать большую возможность получения кредита.
Надо заметить, что арендодатель владеет собственностью при окончании срока лизинга. Стоимость собственности в конце лизинга называется остаточной стоимостью. На первый взгляд может показаться, что там, где остаточные стоимости велики, владение будет менее дорогостоящим по сравнению с лизингом. Однако очевидное преимущество собственности постоянно внимательно анализируется. На арендуемом оборудовании износ может быть таким большим, что остаточная стоимость будет очень маленькой. Если остаточные стоимости велики, то конкуренция между лизинговыми компаниями и другими финансовыми институтами, а также конкуренция среди самих лизинговых компаний будет вынуждать лизинговые ставки снижаться до уровня, обговорённого в контрактах по лизингу. Поэтому наличие остаточной стоимости оборудования, вероятно, не является результатом более низких затрат при владении. Если лизинг охватывает земельные участки, особенно в быстро развивающихся регионах, то остаточная стоимость может быть очень большой, и это, естественно, окажет влияние на анализ. Однако и будущие арендаторы, и арендодатели будут интересоваться величиной остаточной стоимости, и если ожидается значительная остаточная стоимость, то лизинговые платежи будут снижены из-за влияния этого фактора.
Таким образом, трудно сделать вывод относительно влияния остаточной стоимости на формирование более высоких или более низких затрат при лизинге по сравнению с затратами при владении.
Инвестиционная налоговая скидка может быть применена только если прибыли и налоги фирмы превышают определённый уровень. Если фирма неприбыльна или если она расширяется так быстро и имеет такие крупные налоговые скидки, что не может использовать их все, то для неё может быть выгодным заключение соглашения о лизинге. В данном случае арендодатель возьмёт кредит и предоставит арендатору соответствующее снижение лизинговых платежей. Железные дороги и авиалинии были самыми частыми пользователями модели лизинга по этой причине в последние годы, а промышленные компании оказались перед лицом особой ситуации. Компания “ Anaconda” например, финансировала большую часть затрат алюминиевого завода (стоимость 138 млн. долл) , построенного в Чили в 1983 году с помощью лизингового соглашения. “Anaconda” потеряла на налогах 356 млн.долл , когда правительство Чили экспроприировало медные копи. Таким образом, “Anaconda” не могла использовать налоговую скидку, связанную с новым заводом. Заключив лизинговое соглашение, “Anaconda” смогла передать налоговую скидку арендодателям, которые, в свою очередь, предоставили фирме “Anaconda” более низкую лизинговую плату, чем та, которая бы существовала при кредитном соглашении. Случайно лизинг фирмы “Anaconda” приобрёл черты лизингового левериджа. Группа банков и корпорация “Chrysler” вложили в акционерный капитал 38 млн. долл, и стали совладельцами-арендодателями. Эти владельцы-арендодатели заняли требуемую сумму денег у трёх крупнейших страховых компаний. Банки и корпорация “Chrysler” получили не только инвестиционную налоговую скидку, но также налоговое прикрытие. Связанное с ускоренной амортизацией на заводе такой лизинговый леверидж (часто с состоятельными частными лицами, которые получают налоговое прикрытие, выступая как владельцы-арендодатели) является важной чертой финансового мира сегодня.
Лизинг услуг или операционный лизинг обеспечивает как финансирование основных средств, так и их эксплуатацию, а лизбэк и финансовый лизинг обеспечивают только финансирование и являются альтернативными финансированию с помощью кредита.
Так как лизинг представляет собой финансирование “за пределами балансового отчёта” , фирмы могут иметь больший финансовый леверидж, если они используют лизинг, чем при взятии сумм в долг. Это является одной из причин предпочтения лизинга. Но всё же налоги являются главной причиной роста финансового лизинга. Лизинг позволяет передавать налоговые льготы от пользователя основных средств к поставщику капитала, и если эти стороны находятся в различных налоговых условиях, то они могут получить выгоду от лизингового соглашения. Сегодня, когда любая возможность более выгодно и прибыльно вести дела, иметь меньшие расходы очень важна в таких жёстких налоговых и экономических условиях, как в нашей стране, лизинг должен рассматриваться как один из наиболее перспективных и выгодных вариантов действий на рынке.
1. Финансовое управление компанией /Общ. ред. Е.В.Кузнецовой.-М.:-Фонд “Правовая культура”, 1995.
2. Финансовые и инвестиционные показатели деятельности американской фирмы.-М.,1991.
3. Черников Г.П. Фондовые биржи. -М.,1991
4. Фёдоров Б.Г. Англо-русский толковый словарь валютно-кредитных терминов.-М.,1992