Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.
Ход игры:
I вариант. Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
II вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят её со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группами).
11. «Волшебный круг».
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры.
I вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребёнок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например:
Мишка- мышка удочка- уточка
Мак- рак коза- коса
Кит- кот трава- дрова
Усы- уши кадушка- катушка
Дом- дым
II вариант. Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребёнок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше - дети снова читают и т. д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка. Количество играющих: 1-2 человека и более.
12. «Найди слова в слове».
Цель: расширить объём словаря, закреплять правописание слов. Понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.
Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове. Изображённом на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Даётся установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова». Количество играющих: 1-3 человека и более.
13. «Математическая грамматика».
Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов. Формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.
Ход игры. Ребёнок должен выполнить действия. Указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+том-м+лиса-са+ца=? (столица). Количество играющих:1-2 человека и более.
14. «Допиши словечко».
Цель: автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.
Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его. Например: Воробей взлетел повыше, Видно всё с высокой____________(крыши). Количество играющих: 1-2 человека и более.
15. «Занимательная грамматика».
Цель: закрепление фонетического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие ФВ и профилактика дисграфии.
Ход игры. Сложить слово из двух слов по схеме:
___________+_____________ =___________ ?__________.
Слова- слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда. Например: 1) первый слог – наименьшее трёхзначное число; второй слог обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множественном числе; вместе – главный город страны (столица); 2) первый слог – личное местоимение; второй слог – тоже личное местоимение; вместе обозначают то, что мешает движению на дорогах (ямы).