Смекни!
smekni.com

Коротаев А. В. Содержание введение 5 Вопросы, предложенные к обсуждению 9 (стр. 2 из 64)

Характерной чертой трансгуманистического подхода является его опора на научные данные и прогностические модели. Большое значение, в частности, придается так называемому эффекту NBIC-конвергенции — взаимоусиления нанотехнологий (N), биотехнологий (B), информационных технологий (I), и когнитивной науки (C). Явлению конвергенции, взаимоусиления современных технологий посвящен доклад. Д. А. Медведева «Конвергенция технологий — новая детерминанта развития общества».

Несмотря на то, что трансгуманизм в современном его понимании развивается уже более сорока лет, относительно широкое распространение он получил только в последнее десятилетие, когда проблема перехода человека и общества в постчеловеческий мир приобрела реальные очертания и возникли основания для обсуждения возможных последствий увеличения возможностей человека, в том числе — и увеличения продолжительности его жизни.

Предлагаемый вниманию читателей сборник содержит материалы дискуссии, состоявшейся в Институте Африки РАН и посвященной идеям трансгуманистического будущего. Дискуссия была организована Центром цивилизационных и региональных исследований ИАфРАН и Российским Трансгуманистическим Движением (РТД) с привлечением ряда экспертов: философов, футурологов, антропологов, историков.

Основу дискуссии составили доклады, представленные учеными и специалистами, поддерживающими и развивающими идеи трансгуманизма. Стоит отметить, что в ходе работы над данным сборником доклады были переработаны в полноценные статьи.

Общему идейному контексту формирования трансгуманизма как философско-научного направления посвящен доклад Валерии Прайд «Интеллект как фактор эволюционного развития». Исходя из ключевой идеи трансгуманизма о том, что человеческий вид в его современном состоянии не может рассматриваться в качестве завершающей фазы биологической и социальной эволюции, автор доклада поставил вопрос о возможных направлениях дальнейшего эволюционного развития человека, оценил радикальность взглядов приверженцев трансгуманистических идей и реакцию на их идеи так называемых биоконсерваторов, занимающих противоположную позицию в вопросе дальнейшей эволюции человека.

Доклад И. В. Артюхова «Трансгуманизм — философские истоки и история возникновения» дает представление об истоках идей трансгуманизма, в частности, об их связях с философией русского космизма.

В приложении к основной части содержатся впервые публикуемые на русском языке статьи ведущих трансгуманистов мира Елиезера Юдковски и Ника Бострома, посвященные глобальным рискам. Статьи выходят в 2008 году в сборнике «Global Catastrophic Risks» в Оксфорде. Завершает сборник статья российского философа Шишкина И. М. «Три начала проективной метафизики свободы» — значимый труд по фундаментальной философии, напрямую связанный с изменениями духовной жизни в эпоху трансгуманистических преобразований.

Материалы сборника могут положить начало широкой научной и общественной дискуссии о перспективах эволюции человека, возможностях и допустимости технологического изменения ее механизмов, а также сблизить такие разные области познания, как точные науки, технологическое прогнозирование, социальные науки и культурологическое знание.

Сборник открывает новую серию публикаций Центра цивилизационных и региональных исследований «Диалоги о будущем».

Вопросы, вынесенные на обсуждение

1. Перспективы эволюционного развития человека и мировой цивилизации в свете новейших технологических тенденций. Неустойчивость современного состояния цивилизации.

2. Роль интеллекта в социальной эволюции. Взаимоотношение человека и искусственного интеллекта.

3. Факторы и последствия продления жизни человека. Перспектива появления «безвозрастного общества».

4. Взаимодействие культуры и современных информационных технологий («неотехнологические культуры»).

5. Влияние современных технологических тенденций на мировую демографическую и экологическую ситуацию, на ход и результаты глобализации.

6. Мировоззрение русского космизма и идеи современного трансгуманизма. Культурная преемственность?

7. Трансгуманизм как сценарий возможного будущего: место в мировой и отечественной футурологии.

Благодарности от авторского коллектива

Прежде всего, мы хотели бы поблагодарить директора Центра цивилизационных и региональных исследований при Институте Африки РАН д. ф. н. Игоря Васильевича Следзевского, который не только явился инициатором этой книги, но и поддерживал и вдохновлял нас на этом нелегком пути — создании первой в России научной книги по вопросам трансгуманизма. Спасибо ему также за чуткое научное руководство.

Хотим также выразить нашу глубокую благодарность к. ф. н. Аиде Николаевне Мосейко — за помощь в редактировании текстов, за непредвзятость и заботливое внимание к нашему проекту.

Спасибо также д. и. н. Андрею Витальевичу Коротаеву и остальным сотрудникам ЦЦиРИ за участие в обсуждении книги, которое временами было довольно бурным, за конструктивную критику и интересные предложения по подготовке книги.

Отдельное спасибо д. ф. н., к. псх. н., профессору МГУ Назаретяну Акопу Погосовичу за конструктивное участие в дискуссии. Кроме того, спасибо ему как выдающемуся ученому, который поднимал в своих книгах и выступлениях вопросы трансгуманизма и технологической сингулярности — задолго до того, как они появились в пространстве общественной и научной мысли Россию благодаря деятельности РТД.

Также спасибо ведущему сотруднику Института Философии РАН, д. ф. н. Горелову Анатолию Алексеевичу — за доброжелательную критику и за то, что он раскрыл нам перспективы дальнейшего философского осмысления трансгуманизма и выдвигаемых этим мировоззрением тезисов.

Спасибо также к. и. н. Дарье Андреевне Халтуриной за помощь в создании книги и добрые слова о трансгуманизме, которыми и заканчивается основная часть этой книги.

Благодарим также д. ф. н. Гусеву Елену Алексеевну, профессора Санкт-Петербургского Государственного инженерно-экономического университета за рецензирование и доброжелательный интерес, и плодотворное обсуждение.

Отдельное спасибо нашему другу, специалисту по информационным технологиям Алексею Сажину за огромную работу по техническому редактированию при подготовке этой книги.

Благодарим также участников первоначального обсуждения: научного сотрудника Института Экономики Кирилюка И. Л. и редактора журнала «Эволюция» Ганжу А. Г., чьи доклады, к сожалению, не вошли в окончательный текст сборника.

Спасибо за поддержку на этапе подготовки книги Халявкину Александру, Самородову Григорию и всем, кто нам так или иначе нам помогал.

Также спасибо всем сторонникам философии Николая Николаевича Федорова, хранителям его наследия, которые пронесли через десятилетия его идеи: Семеновой Светлане Григорьевне и всем активистам федоровского движения.

Хотелось бы также сказать самые теплые слова благодарности тому, кто их уже не услышит. Спасибо основателю Российского Трансгуманистического Движения Дмитрию Рязанову за то, что во многом благодаря его самоотверженной деятельности, трансгуманистические идеи вернулись — спустя почти восемьдесят лет, впервые со времени развития русского космизма — в русло российской теоретической мысли и практической деятельности.

Особо мы благодарим Батина Михаила Александровича, председателя общественной организации «За увеличение продолжительности жизни» за финансирование этого издания.

Список участников обсуждения

Артюхов Игорь Валентинович, директор АНО «Институт биомедицинских технологий», член Координационного Совета Российского Трансгуманистического Движения;

Бодякин Владимир Ильич, к. ф.-м. н., старший научный сотрудник Института Проблем Управления РАН;

Бутовская Марина Львовна, д. и. н., заведующая Центром эволюционной антропологии Института этнологии и антропологии РАН;

Кирилюк Игорь Леонидович, научный сотрудник Института экономики РАН, член Координационного Совета Российского Трансгуманистического Движения;

Коротаев Андрей Витальевич, д. и. н., ведущий научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, директор Центра антропологии Востока Российского государственного гуманитарного университета;

Косарев Владимир, к. ф.-т. н., Физико-Технический Институт им. Йоффе, Санкт-Петербург;

Медведев Данила Андреевич, к. э. н., эксперт Российского фонда развития высоких технологий, член Координационного Совета Российского Трансгуманистического Движения;

Мосейко Аида Николаевна, к. ф. н., старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований при Институте Африки РАН;

Следзевский Игорь Владимирович, д. ф. н., директор Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН;

Сычев Михаил Борисович — специалист по информационно-коммуникационным технологиям;

Назаретян Акоп Погосович, д. и. н., к. псх. н., главный научный сотрудник Института востоковедения РАН; главный редактор журнала «Историческая психология и социальная история»;

Удалова Валерия Викторовна (псевдоним Валерия Прайд), член Координационного Совета Российского Трансгуманистического Движения;

Халтурина Дарья Андреевна, к. и. н., старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН.


Доклады

Валерия Прайд

Интеллект как фактор эволюционного развития

Процесс эволюции Homo sapiens традиционно разделяется на следующие этапы:

1. Развитие архантропов и палеоантропов: изготовление искусственных орудий труда, их усложнение, появление начальных форм общественной организации — примерно от 1 млн. до 200 тыс. лет назад;