В данной области человеческих взаимоотношений мы вправе ожидать следующие изменения: увеличение разводов, изменение отношения к людям старшего возраста (в частности, на это будет влиять уменьшение количества живущих с детьми пожилых людей); вероятно, станут более распространены бигамные браки, которые характерны для старших возрастных групп. Также увеличится доля браков с большой разницей в возрасте между женихом и невестой.
Все это процессы видны уже сейчас. Сегодня уже в Великобритании каждая четвертая женщина находится замужем за мужчиной, который на 15 и более лет старше нее. В России также с каждым годом становится все больше союзов, в которых мужчина значительно старше своей партнерши (на 15 и более лет). В Москве ежегодно заключается 60 тысяч браков, из них примерно 11–11,5 тысячи в год — при разнице 15 и более лет в сторону мужчины. 20 лет назад эта цифра была в 10 раз меньше (Аргументы и факты 2005). С развитием технологий омоложения, очевидно, будет увеличиваться число союзов с большой разницей в возрасте в сторону женщин.
Также уже сегодня разводом заканчиваются многие браки, которые раньше разрывала смерть. Специалисты называют это «синдромом усталости от мужей-пенсионеров». Одна пожилая японка говорит: «Мало того, что я прислуживала ему, когда он приходил домой с работы, так теперь он все время будет торчать дома. Этого я уже не вынесу».
Существуют и более радикальные прогнозы. Так, Умберто Эко, например, прогнозирует кардинальное увеличение «отказных» детей в связи с инфантилизацией населения и возможным увеличением возраста совершеннолетия (Эко 2006: 66—67). На наш взгляд, этот прогноз не убедителен, поскольку автор связывает определение возраста совершеннолетия исключительно с накоплением конкурентоспособных знаний. В действительности же определение (установление) возраста совершеннолетия — это задача, зависящая от множества биологических, социальных и культурных факторов.
Со своей стороны мы можем указать также на возможное увеличение инцестуальных союзов и на девальвацию института престижа семьи, поскольку со снижением рождаемости основная функция семьи — воспроизводство населения — будет терять свою значимость.
В целом же хочется сказать, что каковы бы ни были прогнозы, очевидно, что в данной области будут происходить серьезные сдвиги, тенденция к которым видна уже сейчас.
Говоря о перспективах увеличения продолжительности жизни, нельзя не обратить внимание на часто задаваемый вопрос: а не будет ли грозить Земле перенаселение, если люди станут жить дольше, и тем более — если будет, как это прогнозируют некоторые геронтологи, достигнуто радикальное увеличение продолжительности жизни?
Очевидный ответ, который вытекает из существующей демографической ситуации развитых стран, гласит: «Нет. Демографическая ситуация наиболее развитых стран стремится к стабилизации за счет снижения рождаемости».
Учитывая имеющиеся тенденции, можно сказать, что этот вопрос станет актуальным вне тех временных рамок (20—максимум 30 лет), которые мы себе поставили в нашем исследовании. Рассматривая же отдаленные перспективы, исследователи связывают решение этой проблемы, в частности:
· с освоением новых, пока малодоступных территорий (Сибирь, пустыни, дно и поверхность морей и океанов);
· со строительством домов-городов;
· с освоением других планет и космического пространства;
· с разумной демографической политикой;
· с управлением инстинктами, которое станет возможным по мере дальнейшего понимания работы мозга (т.е., с развитием когнитивной революции) и совершенствования методов работы с ним (Grey 2007).
Нет сомнений, что человечество будет способно решить эту проблему, в то же время не лишая людей их права на жизнь.
В связи с усилением NBIC-конвергенции человечество ждут удивительные метаморфозы, которые пока с трудом поддаются прогнозированию.[***********] Долг ученых-гуманитариев — внимательно присматриваться к новейшим технологическим тенденциям и самым старательным образом анализировать их возможные последствия. Также хотелось бы обратить еще раз внимание на тот факт, что в современном постиндустриальном обществе любые прогнозы, не учитывающие набирающие силу технологические революции, обречены на роль всего лишь памятников недавнего прошлого и настоящего.
Андреев Е. М., Кваша Е., Харькова Т. Л. 2005. Истоки социального неравенства перед лицом смертности. Население и общество 227—228.
Андреев Е. М., Харькова Т. Л., Школьников В. М. 2005. Изменение смертности в России в зависимости от занятости и характера труда. Народонаселение 3: 68−81.
Анисимов В. Н., Соловьев М. В. 1999. Эволюция концепций в геронтологии. СПб: Эскулап.
Ашшурский Э. 2005. Рог вожделенного благоденствия или ящик Пандоры? Moskow University Alumni Club. http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=3455
Белова А. 2001. Старость отодвигается. Частная собственность 26(271).
Большая разница в возрасте — плюс или минус? 2005. АиФ. Дочки-Матери 23(314). http://www.aif.ru/online/dochki/314/20_01
Бочаров В. В. 2000. Антропология возраста. СПб: Издательство СПбГУ.
Вишев И. В. 2002. На пути к практическому бессмертию. М.: МЗ-Пресс.
Вишев И. В. 2005. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. М.: Академический Проект.
Гидденс Э. 2005. Социология. Изд. 2-е полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС.
Халтурина Д. А., Коротаев А. В. 2006. Русский крест: факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. М.: УРСС.
Мартынов В.А. (ред.). 2001. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.). М.: «Издательский Дом Новый Век».
Мужчины чаще пользуются компьютерами. Вебпланета. http://www.webplanet.ru/news/lenta/2002/7/25/1287.html
Потапов А. А. 2006. Базовая Система Моделирования Человека. Российское Трансгуманистическое Движение. http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/125/113/
Родился человек, который сможет прожить 1000 лет, утверждают ученые. NEWSru.Com. http://www.newsru.com/world/17mar2006/live4ever_print.html
Сельченок К. В. 2000. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Мн.: Харвест.
Сухих В. А. Призрак бродит по Европе. Российское Трансгуманистическое Движение. http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/215/110/
Чистяков В. А. 2006. Мудрец из Беркли открыл лекарство от старости? Химия и Жизнь 6.
Что такое трансгуманизм? Российское Трансгуманистическое Движение. http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/6/93/
Эко У. 2006. Говорите мне «ты», мне всего пятьдесят! Esquire 11: 66–67.
Японская игрушка каждый день тренирует мозги стариков. Membrana. http://www.membrana.ru/articles/health/2006/03/10/204100.html
Annan K. 2002. Opening Statement. Second World Assembly on Ageing Madrid, Spain 8—12 April. United Nations. http://www.un.org/ageing/coverage/pr/socm3.htm
Arie S., Aris B. 2003 Pension age to rise in Italy and Germany. Guardian Unlimited. http://www.guardian.co.uk/italy/story/0,12576,1029918,00.html
Blue Brain Project FAQ. Ecole Polytechnique Federale de Lausanne. http://bluebrain.epfl.ch/page18924.html
Borner K. Mapping the Structure and Evolution of Science. National Institutes of Health: Office of Extramural Research. http://grants.nih.gov/grants/KM/OERRM/OER_KM_events/Borner.pdf
Butler R. 1980. Ageism: A foreword. Journal of Social 36(2).
Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. 2003. World Technology Evaluation Center. http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies/
Goldstone J. A. 1991. Revolution and Rebellion in the Early Modern World. Berkeley: University of California Press.
Grey A. 2007 Почему мы должны делать все возможное, чтобы как можно быстрее излечить старение. Strategies for Engineered Negligible Senescence (SENS): A practical way to cure human aging — Website of Dr. Aubrey de Grey. http://www.sens.org/concerns-ru.htm#opop
Happy 150th birthday? New Era Looms for Aging. 2006. Today’s News from MSNBC, March 16. http://web.archive.org/web/20060418021052/http://www.msnbc.msn.com/id/11840433/
Inozemtsev V. L. 2001. “Class of Intellectuals” in Post-Industrial Society. Social Sciences 32(1).
Office for National Statistics & Government Actuary’s Dept. 2003. BBC News website. http://news.bbc.co.uk/1/hi/uk/4045261.stm
Olshansky J., Perry D., Miller R, Butler R. 2006. In Pursuit of the Longevity Dividend: What Should We Be Doing To Prepare for the Unprecedented Aging of Humanity? The Scientist March http://www.grg.org/resources/TheScientist.htm
Peterson. G. 1999. Grey Dawn: How the Coming Age Wave will Transform Americ — and the World. New York: Random House.
Population Trends 120. 2005. UK National Statistics.
Vaknin S. 2003. The Labour Divide. Skopje: A Narcissus Publications Inprint.
World Population Prospects: The 2004 Revision and World Urbanization Prospects Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat. United Nations, Department of Economic and Social Affairs. http://esa.un.org/unpp
Maxon M. 2006. Stem Cell Research in California. UcDavis Biotechnology Program. http://www.biotech.ucdavis.edu/PDFs/Penhoet_Maxon_Oct.%2020%202006.pdf
Прежде всего, начиная разговор о различных «неотехнологичных» субкультурах, а также их многогранных проявлениях, необходимо определить, каким из определений понятия субкультуры мы воспользуемся в рамках данной статьи. Классическое определение: «Под субкультурой понимается частичная культурная подсистема “официальной” культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура — это подкультура или культура в культуре» (Культурология 1999) — безусловно, применимо, но дает чересчур расплывчатое толкование, недопустимое в рамках рассматриваемой темы. Обратимся к следующим определениям понятия термина субкультура, которыми и будем в дальнейшем пользоваться в качестве базиса.
При информационном подходе субкультура определяется как сочетание социальных феноменов с информационными, где коллективное сознание (несущее в себе духовные ценности) формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду. При эпидемиологическом подходе она уподобляет процессу распространения инфекционной болезни: возбудитель — социальный миф, формируясь в массовом сознании, передается от индивида к индивиду, охватывая массу пораженных (Соколов 1999). Когнитивный подход заключается в представлении о субкультуре как системе познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которых воспринимается окружающая действительность (Колесин 1999).