Клонирование также открывает новые возможности для тиражирования наиболее удачных с генетической точки зрения индивидуумов. Хотя последние данные науки говорят о том, что клонирование человека и даже приматов невозможно при существующей технологии, разработанной для других млекопитающих, а для разработки более тонкой технологии понадобится еще немало времени, но рано или поздно она появится. Сочетание этого метода с генной инженерией в не столь отдаленном будущем даст возможность создавать людей с заданными качествами и ведя планомерную работу по улучшению вида, поддерживая при этом оптимальную численность новой популяции.
В результате всех этих изменений человек сможет перейти из класса млекопитающих Mammillae уже в совершенно новый класс Artificially borning или технородящих. Возможно, что уже недалеко то время, когда люди будут отличаться друг от друга не этносом или расой, а, подобно автомобилям и телевизорам, маркой «фирмы-изготовителя», предлагающей желающим иметь ребенка семьям все более совершенную продукцию. Эволюционный прогресс после этого пойдет настолько быстрее, что каждое новое поколение людей будет представлять собой новый биологический вид, подобно поколениям компьютеров. Произойти это может в том случае, если индустриальные методы воспроизводства будут давать результаты, лучшие, чем получаемые традиционным способом (в случае с технологиями искусственного оплодотворения это уже так — процент успеха намного выше, чем при попытках естественного зачатия).
На этом пути, конечно, стоят не только технические трудности, но и идеологические, культурные и религиозные установки. Миланский биолог Л. Петруччи, впервые начавший выращивать эмбрион в лабораторных капсулах, в свое время прекратил свои эксперименты под давлением Ватикана (Лем 2002). Сегодня Ватикан снова призывает к прекращению исследований в области клонирования человека, а американское федеральное правительство замораживает ассигнования на эти исследования. Тем не менее, уже сегодня ясно, что принять всеобъемлющую международную конвенцию, запрещающую проводить подобные эксперименты повсеместно, не удастся. Поэтому профессор Кембриджского университета и Нобелевский лауреат Стивен Хокинг, выступивший в марте 1998 г. в рамках американской программы «Millennium program» для политического Олимпа США (Хокинг 1998), уверен, что другого пути развития нет, и постепенно все сомнения уйдут в прошлое. На первый взгляд, такое предположение выглядит сегодня как пугающая научная фантастика: современному человеку трудно себе представить не столько саму техническую возможность решения этой проблемы, сколько то, что кто-то может начать их серийное производство. Однако в условиях обострения глобальных кризисов, когда речь пойдет о выживании цивилизации, такие вопросы отпадут сами собой. В связи с этим стоит отметить исследования возможностей повышения IQ и сопутствующих этому социальных явлений (Weiss 1998).
В ситуации, когда человечество впервые столкнулось с процессом интенсивной глобализации, с ее сложным и противоречивым характером, обостряются этнические и цивилизационные конфликты, а также противостояние сторонников глобализации и активных антиглобалистов. В 1999 году известная антиглобалистка, президент парижского Центра наблюдения за процессами глобализации Сьюзан Джордж опубликовала книгу «Доклад Лугано», переведенную на 16 языков и разошедшуюся тиражом более 50 тыс. экземпляров. Осенью 2005-го года эта книга, теперь уже — классика антиглобализма, была издана и на русском языке в серии «Klassenkampf» («Классовая борьба») (Джордж 2005).
Апокалипсический сценарий «Доклада» — это намеренная провокация, игра на обострение, призванная вызвать жаркую полемику, обличающие современные транснациональные корпорации и их политику глобализации.
Но если вернуться из долгосрочной перспективы в наши дни, то становится ясно, что единственный разумный путь преодоления нынешних кризисов с наименьшими потерями — это путь дальнейшего развития технологий, их разумного применения на основе диалога различных культур, социальных групп и цивилизаций, немаловажную роль в котором может сыграть синергетическая философия, а также связанные с ней направления трансгуманизма и футурологии.
Люди же, недовольные ходом глобализации, должны возражать не против самой глобализации, тенденцию к которой невозможно обратить вспять, а против тех или иных реализуемых на практике сценариев. Будет лучше для всех, если противостояние глобалистов и антиглобалистов войдет в рамки нормальной научной и философской полемики.
К сожалению, отставание слаборазвитых стран от передовых в области технологии огромно. В связи с этим хотелось бы отдельно рассмотреть вопрос о перспективах липфроггинга.
Одно из самых ярких проявлений липфроггинга на данный момент связано с технологиями коммуникаций, когда развивающиеся страны, не имевшие функциональных телефонных инфраструктур, вводят на своей территории сотовую связь. Это позволяет развивающимся странам продвигаться вперед намного быстрее, чем та скорость, с которой развитые нации создавали технологии предыдущего поколения.
Но сначала — об одном уже осуществленном проекте, который с полным правом можно считать показательным примером липфроггинга (Grameenphone Official site 2006).
В марте 1997 года в Бангладеш компания GrameenPhone начала программу Village Phone по предоставлению услуг мобильной связи для удаленных сельских районов, где до этого не было телефонной связи вообще. Проект работает следующим образом. Оператор (обычно это бедная женщина) становится клиентом банка Grameen Bank, берет кредит на покупку телефона и контракта с GrameenPhone, проходит обучение по использованию телефона и ведению бизнеса в Grameen Telecom. Затем оператор начинает работу, предоставляя жителям деревни телефонные услуги.
На сегодня более 260 000 операторов программы Village Phone работают более чем в 50 000 деревнях Бангладеша. Женщины, предоставляющие телефонные услуги, зарабатывали на тот момент не менее 2 долларов в день от этого бизнеса.
Проект сделал доступной телефонную связь для миллионов жителей Бангладеш.
Исследования результатов показали, что внедрение программы привело к огромным социальным и экономическим выгодам в сельских районах. Жители деревень могут теперь получать доступ к многочисленным услугам, предоставляемым правительственными и неправительственными организациями. Самым важным вкладом в экономическое развитие стало то, что рыночная информация стала доступной для всех.
Программа получила множество международных наград и была скопирована в ряде стран, включая Уганду и Руанду в Африке (Grameenphone Official site 2006).
В связи с этим хочется сказать, что ускоренное внедрение новых технологий, по нашему мнению, приводит не только (а на первоначальном этапе и — не столько) к изменениями в экономике и социальной структуре, сколько к изменению стиля мышления людей: развитию более конструктивного и активного подхода, более структурированного и аналитического мышления, появлению необходимых для эффективного функционирования в новой реальности навыков алгоритмического подхода к обработке информации и т. п.
С этой точки зрения (а также по множеству иных причин) наиболее перспективными в ближайшее время будут программы преодоления разрыва в компьютерных технологиях.
Это разрыв является самым очевидным. Существует даже термин «информационная бедность» (information poverty)[†††††††††††††††††]. Здесь также есть возможности для быстрого изменения ситуации. Так, например, в 2005 г. корпорация Microsoft объявила о конкурсе грантов по программе Digital Inclusion на проведение научных исследований, делающих информационные технологии более доступными, дешевыми и полнее отвечающими своему назначению, а также о начале программы Inspire Program по поддержке научных обществ в Африке, Европе и на Ближнем Востоке (IT World 2005).
Ярким проектом, который может привести к ускоренному развитию развивающихся стран является проект «Стодолларовый ноутбук» (Cascio 2004). Ноутбук разрабатывается организацией One Laptop Per Child (англ.) (OLPC) — некоммерческой организацией, основанной сотрудниками лаборатории MIT Media Lab Массачусетского технологического института для разработки, производства и распространения ноутбуков. Цель проекта — открыть «цифровой мир» для детей бедных стран, создав специальный очень дешевый ноутбук. На данный момент его стартовая цена составляет 135—140 долларов США, к 2008 году планируется снизить ее до 100 долларов.
В число участников проекта входят такие страны как Нигерия (заказан 1 млн. ноутбуков), Ливия, Таиланд, Бразилия, Аргентина, Камбоджа, Египет, Тунис.
Планировалось, что в течение первого года будет произведено от пяти до пятнадцати миллионов «детских» ноутбуков. К третьему году объем выпуска портативных компьютеров должен был достигнуть 100—150 миллионов штук.
Без сомнения, активное использование компьютеров, с которыми познакомится также и большая часть взрослого населения, способно произвести революцию в сознании населения бедных стран и — как следствие — положительно повлиять на темпы развития.