Смекни!
smekni.com

Коротаев А. В. Содержание введение 5 Вопросы, предложенные к обсуждению 9 (стр. 5 из 64)

Параллельно для нужд инвалидов разрабатываются средства, в той или иной мере берущие на себя функции человеческих органов и конечностей — протезы, которые в перспективе смогут функционировать лучше первоначального образца. И хотя и по одному, и по другому направлению идет процесс расширения возможностей нашего организма, до сих пор человечество все же не дерзало направить свою творческую энергию на кардинальные изменения природы человеческого тела. На данный момент основным препятствием на этом пути, как нам кажется, являются не психологические или иные нетехнологические преграды, а именно несовершенство имеющихся методов (хирургии, фармакологии, генной терапии). В то же время идут интенсивные работы по всем направлениям, в том числе и довольно радикальные. Так, не столь давно Билл Гейтс сказал, что когда-нибудь (лет через 10—15) будет разработан вживляемый интерфейс мозг-компьютер. Это даст возможность слепым начать видеть, а глухим слышать — осторожно добавляет он (Sullivan 2005). Думается, что о многих открывающихся в связи с этим возможностях расширения потенциала человека Билл Гейтс умолчал. Например, он вполне мог бы сказать: «Видеть лучше человека, видеть иначе, слышать то, что люди не слышат».

Эволюция ли это? Несомненно. Но не привычная: и не консервативно-биологическая, и не общественная. Мы на пороге принципиально нового периода эволюции человечества, когда выросший интеллект способен — и уже это делает — используя взращенную им мощь цивилизации, преобразовать свою же биологическую основу в нечто иное. Человек с помощью интеллекта переходит к состоянию так называемой искусственной, направляемой эволюции. Все перечисленные выше вопросы относятся к эволюции, но — уже к эволюции, понимаемой по-новому. Прежнее, привычное понимание эволюции модифицируется. Вспомним: эволюция определяется (одно из значений) как «Процесс развития, состоящий из постепенных количественных изменений, без резких скачков (в противовес революции)» (Ушаков 1935—1940). Так понимаемая эволюция довольно скоро уступит место искусственной, которая будет протекать с куда большей скоростью, будет иметь «революционный» характер, и в будущем эволюцией человечества, видимо, можно будет назвать процесс управляемого, планируемого самоулучшения (самоапгрейда) каждого индивида и искусственного создания новых людей, который, возможно, когда-нибудь придет к какой-то одной, наиболее совершенной форме человека, но скорее всего — нет[‡‡]. Так что, эволюция человека как результат передачи генов по наследству, возможно, может стать неактуальной (особенно — учитывая стремление людей к радикальному продлению жизни человека), тенденция же к изменению внутреннего содержания понятия эволюции наблюдается уже сейчас.

Так куда же и с какой скоростью мы эволюционируем? Появится ли постчеловек на планете Земля? Станет ли человечество постчеловечеством — сообществом людей с усиленными возможностями их телесных оболочек и мозга, с невиданными раньше возможностями взаимообмена информацией и взаимодействия? Вероятность такого развития событий есть. Технологическое развитие вполне ее допускает. Научные достижения последних двух десятилетий говорят о том, что человечество вплотную приблизилось к новой, технобиологической фазе эволюции. Кроме того, есть некоторые основания предполагать, что через какое-то, не слишком долгое время, изменения, накапливаемые в мире, будут столь сильны, что мы сейчас принципиально не способны спрогнозировать дальнейшее развитие мира, то есть, произойдет так называемая технологическая сингулярность — момент, после которого характеристики цивилизации невозможно предсказать (Vinge 1993; Kurzweil 2005, Панов 2005).

Конечно, столь радикальные взгляды вызывают самые различные реакции: несогласие, отторжение, восторг, настороженность, воодушевление. Тем более что эволюционно человек не только был призван постоянно видоизменяться, но и психологически был склонен к сохранению статус-кво. Корни биоконсерватизма[§§] лежат не только в традиционализме и консерватизме, но и в самой психологии человека. Известно, что испуг, страх являлись до последнего времени важнейшим приспособлением, способствующим лучшему выживанию индивида[***].

На этой почве противодействие всему новому встречается на всех этапах развития человечества. Еще Платон в своем диалоге «Федр» в приводимой притче сетовал на то, что письменность (инновация по тем временам) может привести к ухудшению памяти людей, ведь теперь не надо полагаться на память и тренировать ее (Платон 1993: 176)...

Появившись как оформившееся мировоззрение во второй половине XX века, трансгуманизм вызвал в обществе бурную реакцию. Так, известный американский футуролог Фрэнсис Фукуяма (Fukuyama 2004) назвал трансгуманизм самой опасной идеей в мире. Тем не менее, многие идеи трансгуманизма завоевали сторонников в самых разных кругах: от философских до политических — в разное время в их защиту выступали биоэтик Артур Каплан, астрофизик Стивен Хокинг, генетик Джеймс Уотсон, президент США Билл Клинтон[†††]. В целом, в том своем аспекте, который касается влияния именно биотехнологий на модификацию человека, трансгуманизм можно назвать одним из биоэтических подходов. Действительно, трансгуманисты имеют свою, широко обсуждаемую на разных уровнях и в основном выкристаллизовавшуюся точку зрения на такие вопросы как проблемы генетики, моральные проблемы клонирования и развития стволовой терапии, проблемы трансплантологии, эвтаназия — то есть вопросы, которые традиционно обсуждаются в кругах биоэтиков.

В заключение хочется сказать, что новые открывающиеся возможности ставят новые вопросы, от ответов на которые уже нельзя уклоняться. Прогресс бросает человечеству очередной вызов. Нам остается только надеяться, что человечеству удастся выработать правильную, разумную и наиболее демократическую линию управления появляющимися возможностями.

Литература

Алексеева Т. И. 1998. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты). М.: Изд-во МНЭПУ.

Анисимов В. Н., Соловьев М. В. 1999. Эволюция концепций в геронтологии. СПб.: Эскулап.

Батин М. А. 2007. Лекарства от старости. Кострома: ИПП «Кострома».

Боринская С. А., Коротаев А. В. 2007. Гены, народы и социокультурная эволюция. История и Математика: анализ и моделирование социально-исторических процессов. М.: УРСС.

Вишев И. В. 2003. Иммортология. Глобалистика. Энциклопедия. М.: Радуга.

Гершензон С. М., Бужиевская Т. И. 1996. Евгеника: 100 лет спустя. Человек. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/MEN/HERSH.HTM

Дягтерев Н. Д. 2002. Клонирование: правда и вымысел. СПб.: Невский проспект.

Коротаев А. В. 2003. Социальная эволюция. Факторы, закономерности, тенденции. М.: Восточная литература.

Коротаев А. В., Комарова Н. Л., Халтурина Д. А. 2007. Законы истории: Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. М.: УРСС.

Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. 2005. Законы истории. Математическое моделирование исторических макропроцессов. Демография, экономика, войны. М.: УРСС.

Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. 2007. Законы истории: Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. М.: УРСС.

Моисеев Н. Н. 1990. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия.

Панов А. Д. 2005. Завершение планетарного цикла эволюции? Философские науки 4: 31—50.

Платон. 1999. Федр. Полное собрание сочинений в 4-х томах. Т. II. М.: Мысль.

Российское Трансгуманистическое Движение. 2008. http://www.transhumanism-russia.ru

Ушаков Д. Н. (ред.). 1935–1940. Эволюция Толковый словарь русского языка. В 4-х т. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов.

Халтурина Д. А., Коротаев А. В. 2005. Российский демографический кризис: факторы, модели, пути решения. История и синергетика. Математическое моделирование социальной динамики. М.: КомКнига/УРСС.

Часто задаваемые вопросы по трансгуманизму. 2002. Российское Трансгуманистическое Движение. http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/6/93/#posthuman

“Bionic” Research at the Rehabilitation Institute of Chicago. 2008. Rehabilitation Institute of Chicago. http://www.ric.org/bionic/

De Grey A. 2007. Еnding Aging. New York: St. Martins Press.

Dunbar R. I. M. 1998. The Social Brain Hypothesis. Evolutionary Anthropology 6 (5): 178–190.

FDA. 2006. FDA Approves First Totally Implanted Permanent Artificial Heart for Humanitarian Uses. U.S. Food and Drug Administration. September 5 http://www.fda.gov/bbs/topics/NEWS/2006/NEW01443.html

Fukuyama F. 2004. Transhumanism. Foreign Policy 144: 42–44 http://www.foreignpolicy.com/story/files/story2667.php

Gavrilets S., Vose A. 2006. The Dynamics of Machiavellian Intelligence. PNAS 103 (45):16823—16828.

Harris F. 2006. Thought-Powered Bionic Arm is a Nouch of Genius. Telegraph.Co.Uk, September 16. http://www.telegraph.co.uk/news/main.jhtml?xml=/news/2006/09/15/wbionic15.xml/

Huxley J. 1957. New Bottles for New Wine. New York: Harper.

Kurzweil R. 2005. The Singularity Is Near. New York: Viking.

McKie R. 2002. Men redundant? Now We Don't Need Women Either. The Observer International, Sunday, February 10. http://observer.guardian.co.uk/international/story/0,6903,648024,00.html

Nanotechnology News Network. 2008. http://www.nanonewsnet.ru.

O’Neil K. 2005. Implanted Retinal Prosthesis Offers Hope of Sight to the Blind. HSC Weekly, March 2. http://uscnews.usc.edu/hscweekly/detail.php?recordnum=11879

Pattinson S., Caulfield T. 2004. Variations and Voids: The Regulation of Human Cloning Around the World. BMC Medical Ethics. 5: 9. http://www.biomedcentral.com/1472-6939/5/9

Steams S. 2000. Human Biology: An Evolutionary and Biocultural Approach. New York: Oxford University Press.

Sullivan R. 2005. Gates Says Technology Will One Day Allow Computer Implants – But Hardwiring's Not For Him. Associated Press Writer. August 16.

University of Michagan News Service. 2006. New cochlear implant could improve hearing. http://www.umich.edu/news/index.html?Releases/2006/Feb06/r020606a

Vinge V. 1993. The Coming Technological Singularity: How to Survive in the Post-Human Era. http://www-rohan.sdsu.edu/faculty/vinge/misc/singularity.html

Young S. 2006. Designer Evolution: A Transhumanist Manifesto. New York: Prometheus Books.


И. В. Артюхов

Трансгуманизм — философские истоки
и история возникновения

Мафусаил прожил 969 лет. Вы, дорогие мальчики и девочки,
за ближайшие 10 лет увидите больше, чем он за всю жизнь.