Эти семь принципов метафизики начинаются тезисом абсолютного противопоставления трансцендентного истинного Бытия, истинного Добра этому миру и заканчиваются тезисом, указывающим путь осуществления полноты Истины в человеческой жизни, в пределе — во всей полноте бытия.
Всякая подлинная метафизика есть наука о жизненном делании, о практической реализации самоценного безусловного Добра. Поэтому цель метафизики — Освобождение человека от небытия мира сего, обретение истинной Вечной Жизни, Восхождение к истинному Бытию. Метафизика рассматривает человека в Свете Абсолютного Идеала, в Свете исполнения должной Задачи. Метафизика есть учение о человеке — учение об истинной жизни.
Для Сократа и Платона философия есть наука об истинной жизни и о достижении посредством нее высшей Абсолютной Ценности, высшего Абсолютного Блага. Но это Восхождение к истинному Бытию, полное приобщение к Абсолютной Истине по Платону возможно только после смерти, к чему философская жизнь и является подготовкой: «Человек, который посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага. … Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью» (Федон, 63 e — 64 a) (Платон 1993: 14). «Словно какая-то тропа приводит нас к мысли, что, пока мы обладаем телом и душа наша неотделима от этого зла, нам не овладеть полностью предметом наших желаний. Предмет же этот, как мы утверждаем, — Истина» (Федон, 66 b) (Платон 1993: 17). По Сократу и Платону философия есть лебединая песня о посмертном Восхождении к Вечному истинному Бытию: «Лебеди принадлежат Аполлону, и потому — вещие птицы — они провидят блага, ожидающие их в Аиде, и поют, и радуются в этот последний свой день, как никогда прежде. Но я и себя, вместе с лебедями, считаю рабом того же господина и служителем того же бога, я верю, что и меня мой владыка наделил даром прорицания не хуже лебедей, и не сильнее, чем они горюю, расставаясь с жизнью» (Федон, 85 b) (Платон 1993: 41—42).
Философия же Плотина учит восхождению к Абсолютному Благу — полному слиянию с Единым-Абсолютом уже при жизни, посредством мистического экстаза. Но и философия Плотина, также как и Платона, и еще более, представляет эскапистскую мировоззренческую позицию, полностью отрицающую телесное бытие.
Более положительное отношение к телесному, материальному бытию являет неоплатонизм Возрождения.
Но вполне последовательное и полное введение материального, телесного бытия в Полноту Истины возможно только в проективной мысли, ставящей в основу метафизики преображение всего материального мира.
Сущность философии Соловьёва — учение об обожении человека, которое неотделимо от активного, творческого преобразования всего космоса. Свободная теософия Соловьёва есть необходимый аспект свободной теургии: «Для истинной организации знания необходима организация действительности. А это уже есть задача не познания как мысли воспринимающей, а мысли созидающей, или творчества. … Организация нашей действительности есть задача творчества универсального, предмет великого искусства — реализации человеком божественного начала во всей эмпирической, природной действительности, осуществление человеком божественных сил в самом реальном бытии природы — свободной теургии» (Соловьёв 1966: 352). По Соловьёву конечная цель метафизики: «воплощение Божественной Идеи или обожествление (theosis) всего сущего чрез введение его в форму Абсолютного Организма» (Соловьёв 1966: 145).
Указанные семь дифференциальных принципов представляют только как бы ореол, окружающий знание Вселенского Идеала — положительное содержание истинной самоцельности личности. На центр же этого знания указывают два интегральных принципа метафизики, которые царствуют над всеми принципами Золотого Канона метафизики. Они дают понятие об истинной Любви и Предмете таковой Любви, как всеобъединяющем Истоке и Основании высшего познания-преображения всего и конечной Цели познания-преображения:
8.(золотой) Эротический принцип.
Высшая и верховная страсть человека есть сердце высшего и верховного Познания и Делания. Эрос — золотой зародыш всякого познания и делания. Истинный Эрос — первоисточник Абсолютной Истины, Абсолютного Добра, Абсолютной Красоты.
Эрос есть Золотая Канва бытия, связующая здешнее с трансцендентным, Вертикальное измерение бытия.
Эротическая любовь — трансцендентный принцип, связующий все метафизическое знание. Сократ, как творец метафизики, говорит: «я утверждаю, что не смыслю ни в чем, кроме эроса…» (Пир, 177 d) (Платон 1993: 86).
У Платона душа окрыляется видением эротической красоты (Федр, 249 d) (Платон 1993: 158). Только в эротическом чувстве душа восхищена Высшим Миром (Федр, 246 d-e) (Платон 1993: 155—156). У Платона именно прекрасное человеческое тело является связующим звеном между этим зримым миром и миром трансцендентным (Федр, 250 d-e) (Платон 1993: 159—160).
Все истинное движется истинной любовью. Но всякая истинная любовь имеет верховный первоисточник в Высшей Любви.
Бердяев угадывал, что имеются только два трансцендирующих чувства — эрос и жалость. Кроме этих двух разновидностей любви все другие ее разновидности опосредованы иными началами: они гетерономны. Только эти два начала автономны и непосредственно связуют человека с Высшим измерением. Но жалость, полностью отделенная от иных начал, имеет основу чисто отрицательную. Вне всякого эротического измерения она устремлена только на прекращение страданий. Чистая жалость обязательно предпочла бы небытие бытию. Только эрос имеет позитивную связь с высшим трансцендентным Началом. Уже поэтому эрос есть высшая любовь и перводвигатель всякой любви, и высшее этическое начало, потому как этика в своей основе есть наука о любви.
Эрос есть любовь к красоте, и только через красоту может быть оправдано бытие. Но эрос не есть любовь ко всякой красоте, он есть любовь к целостной красоте человека и он есть провидение в красоте идеальной сущности человека. Эрос есть высшая сфера эстетики, через которую оправдывается всякая красота и к которой всякая красота восходит, имея к ней отношение как средство к цели. Только в эротическом познании понятие человека как цели, и только человека как цели, и всего остального как средства по отношению к этой цели, предстает в истинном свете.
В эротической философии отождествляется высшая сфера этики с высшей сферой эстетики. В низших же своих сферах они не пересекаются.
Низшие сферы эстетики (красота природы, красота произведений искусства) имеют свою цель и свое оправдание в творчестве эротической красоты истинного человека. Сами по себе красота природы, красота искусства не существуют как ценности. В метафизическом видении все существует только в свете Красоты Должного человечества, красоты истинного человека.
Только добро всегда ценно само по себе, что совсем нельзя сказать про красоту. Ибо добро ценно как воля к осуществлению всецелой трансцендентной Правды и в мире, который совсем лишен добра и истинной красоты, который полон зла. Добро абсолютно ценно и тогда, когда оно совсем бессильно, когда его результаты ничтожны и когда оно не ведет ни к каким положительным результатам.
Красота же может и не иметь отношения к осуществлению Правды, может быть к ней безразлична, а может утверждать зло и неправду. Ради самого ничтожного и бессильного добра должно отвергнуть все блага и красоты этого лживого и злого мира.
Только истинный Эрос есть единство осуществления истинного Добра и истинной Красоты. Всякое дело истинного добра ведомо, по меньшей мере, чаянием осуществления истинного Эроса.
Это несовпадение между добром и красотой имеет отношение и к тому, что добро есть всегда дело добра. Красота же может быть и даровой, от природы, в ней воля человека может и не участвовать. (В создании злой и лживой красоты может участвовать и злая воля.) Эрос же есть окрыление души. Потому он источник творческой силы.
Истинный Эрос не есть прилепление, прельщение даровой природной красотой. Он есть творческий труд создания истинной Красоты, рожденной в духе и свободе, а не в низшем порядке природной необходимости. Только истинная эротическая Красота, созданная творческим трудом, есть истинная ценность в себе. К этой истинной Красоте не могут относиться ни произведения искусства (кроме высшего искусства — создания истинного человека, что выходит за пределы всех искусств, ибо оно есть искусство всей жизни, а не частный род искусства), ни природа (в самом широком смысле этого слова, включающем и человека, как природную данность). Это творческий труд, созидающий новую, истинную Природу, новую плоть человека, плоть человечества. Так трансцендентное Начало, рождаясь страстью в плоти человека, имеет и своей конечной и высшей целью Преображение плоти.
Человек начинается с добра, а не с красоты. Человек начинается со служения истинной эротической Красоте, хотя сам может таковой Красотой и не обладать. Только добро всегда имеет абсолютную ценность. Красота же может обладать и антиценностью. Абсолютное зло может быть красиво в частных проявлениях, но абсолютное зло всегда антиэротично. Ибо истинный Эрос есть осуществление истинно-целостной Красоты человека, человечества, абсолютное же зло всегда есть в целостном отношении уродство, и оно тем более уродство, чем более совершенно и красиво в частных проявлениях.
В эротической Красоте заключена Конечная Истина. И только с позиций метафизики Соловьёва впервые стало возможным говорить об этой Истине. Но порок метафизики Соловьёва в том, для него не существует абсолютного зла, не существует реализации антиидеала. Зло для него всегда лишь помеха на пути добра, на пути реализации Идеала. Поэтому метафизика Соловьёва не есть строго этическая метафизика: она предполагает равноправность путей красоты и добра.