После долгого забвения Соловьёв возродил центральное место эроса в философии. Уже у Плотина эрос не имеет главного значения в познании Истины. Главное значение у Плотина отдается мистическому экстазу. В дальнейшем, христианском неоплатонизме эрос полностью исключается. Только философы Возрождения, в связи с реставрацией платонизма, восстанавливают и значение эроса. Но между эпохой Возрождения и Соловьёвым эрос никак не присутствует в философии.
Но и у Платона, несмотря на декларацию о центральном значении эроса в познании истины в его наиболее вдохновенных диалогах, по своей сущности метафизика не может, не нарушая своей логики, включать эротическую любовь, даже на нижней ступени познания (каковой она и соответствует у Платона).
Для того, чтобы эрос приобрел центральное значение, необходимо, чтобы высшей целью метафизического познания стала Красота во плоти и крови. Центральное место эрос по праву обретает только в философии, основанной на культе Вечной Женственности. Истинное же познание Красоты воплощенной также не может быть отделено от истинного делания Красоты.
9.(белый) Социологический принцип.
Предыдущий принцип есть принцип истинной Любви. Этот второй интегральный принцип есть принцип, указывающий на Предмет истинной Любви — на конечный Высший Предмет всякого должного дела — на Предмет Вселенского Дела — на истинный Предмет Дела истинного Эроса. Этот конечный Предмет истинной Любви есть Вселенский Идеал — Идеал Всесовершенного, Всепрекрасного Человечества.
Истинный эрос есть любовь к истинному человечеству. Всякое бытие и всякая жизнь оправдываются только истинной эротической Красотой истинных людей, истинной эротической Красотой истинного человечества.
Истинная любовь к человеку есть провидение Идеала этого человека — провидение реализации того, каким он должен быть в состоянии Божественном, достойным Жизни Вечной, но это провидение есть провидение в Свете Вселенского Идеала Человечества. Истинно-прекрасное в человеке немыслимо как отдельное от истинного человечества. Человек как истинная Личность полностью пребывает в Истинном Человечестве, вне Истинного Человечества может быть только антиличностное в человеке. Истинная Вселенская Мечта и есть сознательно-зрелое выражение причастности человека трансцендентному Миру.
Все истоки Истины, всякая истинная любовь должны найти свое полное и высшее воплощение во Всепрекрасном Человечестве. В Нем всякая правда и свобода должна обрести Вечную Жизнь и Единство. Свобода человека в служении истинному человечеству. Свобода человека есть созидание Царства Свободы — Царства Справедливости — Царства Истинной Красоты.
Свобода есть высшее качествование целостного акта человеческого духа. Но то, что в человеческом существе неразделимо представляет целостность, в сознательной рефлексии разделяется на позитивную и негативную составляющие. Негативная составляющая свободы постигается как автономия личности. Позитивная составляющая есть целостный Идеал Человека (Человечества). В аспекте формулы персональности КИ это соответствует отрицательной и положительной самоцельность личности.
Свобода отрицательная, отрицательная самоцельность личности коренится в свободе положительной, в положительной самоцельности личности. В настоящем человеческом чувстве поступиться свободой всегда означает поступиться Правдой — поступиться конкретной Правдой, конкретной Истиной о человеке, о Человечестве. И, с другой стороны, только истинная положительная свобода, только истинный Идеал Человечества соответствует истинной правдивой автономии, правдивой независимости человеческого Духа от того, что ниже человека. Только истинная положительная свобода утверждает истинную отрицательную свободу.
Абсолютная свобода существует только потому, что существует Абсолютная Истина Человечности — Абсолютное положительное содержание личности, которое по своей сути несовместимо с зависимостью от начал стоящих ниже ее, которое определяется не отношением человека к какой-либо данности, а только тем каким Должен быть человек — Идеалом Человека. Именно на положительном содержании Идеала основано абсолютно-автономное долженствование. Абсолютная автономность долженствования определяется самим характером Идеала. Отсюда автономность есть верификация Идеала. Истина рационально дается, прежде всего, как автономность.
Личность обретает себя только в служении тому, что ее превышает, только в служении тому, что ее истинно превышает. Личность творит себя в служении истинному человечеству (всем ближним, причастным или могущим быть причастным истинной человечности) и Истинному Человечеству (Вселенскому Идеалу), личность творит себя во Вселенском Деле. И высшая задача философии в единении людей в Духе и Истине.
Вселенский Идеал — Абсолютное Первоначало-Первооснова бытия и познания.
Уже у Платона, несмотря на его непроективный, статический характер понимания познания, именно «Полития» является конечным, целевым произведением всех его метафизических построений. Это указывает на главный предмет страсти для любого истинного метафизика. По Платону построение совершенного общества является единственно достойной для мудреца активностью по отношению к этому миру.
Но только в проективной философии Соловьёва Идеал Человечества становится Высшей Идеей всей метафизики, а воплощение Идеала Человечества — воплощение Богочеловечества — воплощение Вечной Софии — полная реализация Абсолюта становится высшей и верховной Задачей всего познания и делания.
Так как ПМС полагает положительную самоцельность личности как учение о Вселенском Идеале, то именно философия Соловьёва ближе всего к ПМС, будучи Богочеловеческоцентрической метафизикой в противоположность логосоцентрическому платонизму.
Бердяев Н. А. 1995. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация Царство духа и царство Кесаря. М.: Республика.
Виндельбанд В. 2000. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. История новой философии. Т. 2 М.: ТЕРРА – Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц.
Кант И. 1997. Основоположения к метафизике нравов. Иммануил Кант. Сочинения 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 3. М.: Московский философский фонд.
Кожевников В. А. 2004. Опыт изложения учения Н.Ф. Фёдорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. М.: Мысль.
Платон 1993. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2 М.: Мысль.
Платон 1994. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3 М.: Мысль.
Соловьёв В. С. 1966. [1911–1913]. Жизненная драма Платона. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева в 10-и томах. Т. 9. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение».
Соловьёв В. С. 1966. [1911–1913]. Критика отвлеченных начал. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева в 10-и томах. Т. 2. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение».
Соловьёв В. С. 1966. [1911–1913]. Чтения о Богочеловечестве. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева в 10-й томах. Т. 3. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение».
Соловьёв Э. Ю. 1978. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция.
Скрипник А. П. 1978. Категорический императив. И. Канта. М.: Изд-во МГУ.
Кн. Трубецкой С. Н. 1997. Курс истории древней философии. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Русский Двор.
Проективная мысль:
Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал.
Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве.
Соловьев В.С. Оправдание добра.
Соловьев В.С. Общий смысл искусства.
Соловьев В.С. Первый шаг к положительной эстетике.
Федоров Н.Ф. Статьи о регуляции природы: Кто наш общий враг…?, Небесные науки как факт и как проект., Будущее астрономии., Горизонтальное положение и вертикальное, — смерть и жизнь. и др. (Собрание сочинений. В 4-х т.: т. 2, с. 239—264.).
Фёдоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве… (Записка от неученых к ученым…): Части II, IV. (Собрание сочинений. В 4-х т.: т. 1, с.68—133, 228—308).
Метафизика свободы:
Кант И. Основоположения к метафизике нравов.
Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. / Пер. с нем. под ред. А. Введенского. — Т. 2: От Канта до Ницше. Философия Канта.
Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация.
Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии.
Золотой канон вечной метафизики:
Платон. «Федон», «Пир», «Федр», «Полития».
Соловьев В.С. Смысл любви.
Соловьев В.С. Жизненная драма Платона.
Соловьев В.С. Три свидания (Поэма).
Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона. Введение в изучение Платоновых творений.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии: IV. Учение Платона об идеях в его систематическом развитии: c) Типологический анализ; VI. Социальная природа платонизма.
[*] В данном случае приставка "транс-" используется в значении "через", "лежащий за пределами чего-либо", "выходящий за пределы", как в словосочетаниях «трансатлантический перелет», «транссибирская магистраль», «трансформация».
[†] Иммортализм — доктрина, провозглашающая основной ценностью человеческую жизнь. Иммортализм ставит своей целью продление жизни людей и достижение, в конечном счете, неограниченного долголетия (определение взято с сайта Российского Трансгуманистического Движения www.transhumanism-russia.ru).
[‡] Определение взято с сайта Российского Трансгуманистического Движения www.transhumanism-russia.ru.
[§] Cюда включается и эволюция антропоидов — В. П.
[**] Неокортекс (новая кора) — верхний слой полушарий мозга, отвечающий за высшие нервные функции: сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, пространственную ориентацию, осознанное мышление и – у людей – язык.