"И ВОЗНИКАЮТ ДОРОГИЕ ТЕНИ..."
97
быстрее, то медленнее, самоанализ Фрейда, оттачиваясь, движется вперед к своему завершению, которое, вероятно, можно датировать 9.2.1898: "Я оставляю свой самоанализ, чтобы полностью посвятить себя книге о сновидениях".
По поводу своих занятий психологией неврозов Фрейд говорил, что в его распоряжении находится "огромный массив руды, содержащий неизвестное количество драгоценного металла". Самоанализ служит для ее самого тонкого разделения: отдельные куски и блоки, подвергнутые многолетним неврологическим наблюдениям, извлекаются на свет, уточняется их внутренняя структура, и они входят в единую архитектурную композицию психического аппарата. В Манускрипте от 31.5.1897 уже намечен Эдипов комплекс: "по-видимому, у мальчиков желание смерти направлено на отцов, а у девочек — на мать", а лежащее в его основе либидо освещается в очень важном письме от 3.10.1897, где Фрейд описывает Флиессу свое великое открытие: "Я понял также, что несколько позднее (между 2 и 2 112 годами) мое либидо пробудилось и было направлено к матери...". Тут же он пишет о том, что "братские" чувства были заслонены в нем отношением к родителям, и он ощутил желание смерти в возрасте одного года, когда рождение младшего брата вызвало в нем "жестокие желания и настоящую детскую ревность". Он вспоминает также близкие отношения, которые связывали его "между 1 и 2 годами" с племянником Джоном, бывшим на год старше; они становились сообщниками, когда строили козни против маленькой племянницы. "Отношения с племянником и младшим братом, — замечает Фрейд, — определили невротический характер, но также и силу всех моих последующих дружб".
После "долгого пути" Фрейд приходит к почти законченной формулировке эдипова комплекса: "Я обнаружил в себе, как и во многих других, проявление чувств любви к своей матери и ревности — к отцу, 4 Фрейд
98
БИОГРАФИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
чувств, которые, я думаю, присущи всем маленьким детям" и которые объясняют, как полагает Фрейд, "захватывающий эффект, производимый пьесой "Царь Эдип". "Греческая пьеса отразила ситуацию, знакомую всем, поскольку все ее когда-то прочувствовали. Каждый зритель в своей душе, в воображении был когда-то Эдипом, и реализация этого сна, воплощенного в реальность, приводит его в ужас; он содрогается, оценивая пропасть, лежащую между его детским состоянием и им теперешним" (15.10.1897).
В конце 1897 года Фрейд намечает другую область, которая даст необычайно богатые результаты: анальность. Обсуждая в связи со случаем одной из своих пациенток различный смысл глагола делать и воспоминание о "ночном горшке" своего детства, он делает обобщение относительно терминов: "Один из моих снов... касался источника наших слов, происходящих от обычных терминов телесно-эротической природы". Это открытие получает существенное развитие: "Я едва ли смогу перечислить тебе все то, что для меня (нового Мидаса*) превращается в нечистоты. Все это прекрасно согласуется с теорией внутреннего зловония. Особенно воняют деньги". Таким образом был установлен один из важнейших компонентов психоаналитической символики, который регулирует имеющее либидную окраску соотношение между испражнениями и деньгами. Исследования анального аспекта, выявленного самоанализом, представляются настолько важными, что Фрейд испытывает необходимость объединить их и представить Флиессу (они содержатся в неопубликованных фрагментах писем, изданных Максом Шуром) под названием, представляющим собой греческо-немецкий неологизм — "Дреккология",
• Мидас — царь Фригии с 738 по 696 гг. до н.э. Согласно греческому мифу, был наделен способностью превращать в золото все предметы, к которым прикасался.
99
"И ВОЗНИКАЮТ ДОРОГИЕ ТЕНИ...'
от немецкого слова Dreck, обозначающего отбросы, нечистоты, испражнения, грязь, написанного греческими буквами, иногда сокращенно. 4 января 1898 года он объявляет Флиессу: "Сегодня я отправляю тебе номер 2 "Дреккологических докладов", очень интересного журнала, опубликованного моими трудами для единственного читателя". И 16 января: "При сем прилагается N 3
ДР...".
Флиесс стал страстным теоретиком бисексуальности
как основы человеческого существа, и считал эту концепцию одной из своих наиболее новых плодотворных идей. И пока она не стала, через посредничество некоторых лиц (Свобода, Вейнингер), причиной разрыва и резких конфликтов с Фрейдом, эта тема являлась особой областью взаимопонимания и интенсивных исследований двух друзей. Фрейд безоговорочно признавал приоритет Флиесса по этой части, когда писал 4 января 1898 года: "Я полностью принял твою концепцию бисексуальности и считаю ее самой важной, после концепции защиты, с точки зрения моих работ. И если, поскольку я несколько подвержен неврозу, личные мотивы заставляют меня испытывать некоторую неприязнь, то эта неприязнь направлена именно на идею бисексуальности, которую мы рассматриваем как несущую тенденцию к торможению". Однако Фрейд отказывается следовать за своим другом, когда тот пытается идентифицировать бисексуальность и билатеральность*, поскольку плохо представляет себе возможность разделить на мужскую и женскую правую и левую стороны. Хотя он и полагает, что это расхождение с Флиессом вызвано его собственными "истерическими мотивами", а также врожденной трудностью самому различать правую
• Имеется в виду одинаковое владение обеими руками вой ч левой.
К оглавлению
100
и левую руку, видно скептическое отношение Фрейда, когда он направляет Флиессу такую насмешливую записку: "Би-би звучит в моих ушах, но я слишком хорошо себя чувствую для серьезной работы". Би-би обозначает уменьшительное название пары бисексуальность — билатеральность, обоснованность которой Фрейд не признает.
Он ждет другого, причем многого, очень многого от идеи бисексуальности и не позволяет себе опошлять ее. Он, несомненно, предчувствует, что в этом есть нечто, подобное фундаментальному пласту психической реальности, некоей герцинской фазе складчатости* в психике; и в этих складках заключена важная и чрезвычайно действенная структура, которую он — и здесь тоже проявляется смелость Фрейда — называет своей "скрытой гомосексуальностью". Он без колебаний старается выявить в своих многих письмах то "женское", что есть в нем, подчеркнуть наличие "андрофильной тенденции", а его самоанализ позволил с определенностью установить гомосексуальную окраску взаимоотношений с флиессом.
Представим себе, сколько отваги, жесткой определенности и страсти к познанию потребовалось, чтобы простой буржуа — врач из Вены, мыслящий и действующий в рамках общей культуры и согласно этике, в которой доминирует сексофобия и ужас перед гомосексуальностью, выявил в себе самом, благодаря несокрушимой динамике своего самоанализа, гомосексуальную структуру!
В письме от 14 ноября 1897 года возникает грандиозный и выразительный образ, полный игры интуиции и разнородных картин. Вначале идет вступление Фрейда: "Я родился на свет... в результате
Важный этап тектонической активизации в истории Земли, приведший к формированию ряда горных систем и складчатых сооружений.
"И ВОЗНИКАЮТ ДОРОГИЕ ТЕНИ..." '
101
смертных мук...", затем следует психоаналитический и антропологический взгляд на "древние сексуальные зоны", отвергнутые в результате биологической эволюции человечества, ощущения, некогда "интересные", стали "отталкивающими". Таким образом, вырисовывается причина, лежащая в основе половых извращений, которая представляет собой сохранение сексуальных ориентиров, связанных с "анальной, ротовой и глоточной областями". Далее следует описание явления эротизации "всей поверхности тела", и, прежде чем сделать заключение, что "настоящий самоанализ в действительности невозможен", возврат к концепции бисексуальности ("Я ... отказался от того, чтобы видеть в либидо мужской элемент, а в проявлении покорности — женский"), который напоминает картину, предложенную Фрейдом в начале письма: "Это случилось 12 ноября 1897 года; солнце находилось в восточном секторе, Меркурий и Венера были в конъюнкции". Но Фрейд тут же разрушает торжественность этого заявления благодаря чувству юмора: "Нет, — пишет он. — Никакого провозглашения нового рождения...", и в итоге день оказывается отмечен "мигренью" и тем, что у Оливье "выпал второй зуб"...
Однако невозможно не видеть, несмотря на все фантазии Фрейда, что речь идет именно о "рождении", о появлении и победоносном вхождении идеи бисексуальности в структуру фрейдизма, отныне повернувшегося в сторону восточного солнца и принявшего вакхический колорит, который будет периодически проявляться... И если не пытаться увидеть в словах Фрейда вряд ли имевшую место мысль о "конъюнкции", объединении Востока и Запада, то станет ясна его удивительная проекция на мифологический небесный свод мотива бисексуальности. Меркурий и Венера — это Гермес и Афродита, их соединение порождает Гермафродита — фигуру с тысячелетней историей, олицетворяющую собой бисексуальность...
102
БИОГРАФИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
Из "бездонных глубин", в которые погружается Фрейд, самоанализ извлекает образы фантастические, древние, первичные. Благодаря им нам представляются удивительно знакомыми и близкими "первичные" сцены и явления, которые воссоздает для нас Фрейд через слова Гете: "И возникают дорогие тени, А с ними, как забытая легенда, И дружба первая, и первая любовь".