ТРИ ОШИБКИ В ОТНОШЕНИИ К ФРЕЙДУ
267
Фрейд описал и разоблачил "Трудности цивилизации" и сам сопротивляегся, работая с ними. Если даже принять во внимание содержащееся в данной работе утверждение: "Что касается терапевтического применения наших знаний... чему может служить самый глубокий анализ социального невроза, если никто не будет иметь достаточной власти, чтобы применить к обществу необходимую терапию?", ясно, что он сам больше, чем кто-либо до настоящего времени, прививал культуре силы сопротивления, отказа, разрыва, способные противостоять процессу деградации человека, росту влияния влечения к смерти. Они берут начало в сексуальности, Эросе, в энергии жизни, предназначенной для создания все новых связей в поиске самостоятельности, образующей центральную ось учения Фрейда.
Борясь с иллюзиями прошлыми, настоящими и особенно с теми, которые нервозно проецируются в будущее, выявляя формы и механизмы трудностей цивилизации, превращающихся в катастрофы, мысль Фрейда остается способной поддержать антропологию на должной высоте, увидеть в культуре не прикрасы и фантазии, призванные "утешить" и приукрасить действительность, но инфраструктуру человеческой реальности, созданную благодаря работе человечества над собой, над своим часто сомнительным и незаконченным образом.
Именно в таком контексте мы постараемся проанализировать различные аспекты учения Фрейда. Этот анализ будет достаточно схематичным по двум причинам: во-первых, Фрейд ясно изложил основные положения своих трудов в многочисленных обобщающих работах — от "Пяти уроков психоанализа" 1909 года до "Краткого курса психоанализа" 1939-го, между которыми лежат "Вклад в историю психоаналитического движения" •<1914), насыщенные статьи "Метапсихологии" (19121915), "Введение в психоанализ" (1925), "Новые сообщения по психоанализу" (1932), — чтобы без задержки отчитаться перед заинтересованным читателем.
268
МЫСЛЬ ФРЕЙДА
Во-первых, главной чертой психоанализа является его бесконечность; можно войти в него через любую дверь, но выйти — только путем волевого решения, разорвав цепь ассоциаций, разрезав по-живому ткани, питающие интерпретации. Работа Фрейда, во всем ее динамизме, открытости, благородстве, такова, что как бы предлагает удаляться от его трудов.
Для простоты и ясности изложения мы использовали разделение учения Фрейда на две части — внутреннюю и внешнюю, каждой из которых посвятили самостоятельную главу. Внутренней стороне посвящена глава "Исследования и методы", где детально изложены основные идеи и концепции "глубинной психологии"; здесь два раздела, в которых находят свое место, описания Эротики Фрейда и сексуальности, а также Исследования сновидений. Внешняя сторона отражена в главе "Область опытов и развития"; она касается роли психоанализа в двух областях — Эстетике (искусство и литература) и Антропологии (религия, история, общество, культура, политика).
Как бы ни было кратко рассмотрение этих двух сторон, оно позволит прилежному читателю в конце концов отойти от подсказок автора и, быть может (в этом — тайная задача настоящей работы), начать полагаться только на себя...
269
ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ
Как бы далеко ни уносила Фрейда на своей мифической метле ведьма-метапсихология, как бы ни удалялся он от конкретных фактов, играя с небылицами и умозрительными теориями, он постоянно сохраняет связь с областью "психоаналитического исследования".
Фрейд плодотворно использует возможность обращения к эмпирическим данным, будь то клинические наблюдения, сведения исторического и социального плана или просто обыденная жизнь. Психология динамична, поскольку основана на противоположностях, двойственности, конфликте, водовороте влечений, мотиваций, фантазий, постоянных перемещений либидо и т.п. Поэтому психоанализ представляет собой в первую очередь динамику исследования, рациональный лоиск, ведущийся на конкретной основе, "разумное" проникновение в глубину признаков, следов. Термин "след", имеющий широкое толкование, в данном случае отражает определенный взгляд на мир: оставив в стороне философские вопросы о "сути" реальности — идти за ней по следу, следить не только за ее яркими проявлениями, но также за остатками, "отбросами" и т.д. Можно заметить, что "следы" обычно обнаруживаются в некоторой очередности, определяя собой некоторую ограниченную область, в пределах которой вынуждена двигаться мысль — стесненно или свободно. Прекрасным примером служат симптомы, "следы", благодаря которым можно выявить нарушения. Мысль Фрейда, работающая в основном с симптомами, воспринимающая их непосредственное и расширенное значение, заслуживает названия "мысли следа" и представляет собой пример исследования.
Исследование следов реальности требует, чтобы гибкая, "эластичная", по выражению Фрейда, мысль шла за всеми шероховатостями, неопределенностями, нарушениями этой реальности, обретая статус скорее приблизительности, чем правды. Всякий след может быть выражен формулировкой: "Я — ошибка, но я говорю", и наша
К оглавлению
270
МЫСЛЬ ФРЕЙДА
задача — постараться за многочисленными голосами и отголосками расслышать мимолетную рождающуюся правду. Когда Фрейд позволяет себе скатиться (хотя вернее, пожалуй, употребить здесь термин воздымание) к теоретизированию, он называет это "спекуляцией" или "фантазированием"; выкованный им концептуальный аппарат под названием "глубинной психологии" квалифицируется им самим порой как "мифология", а собственные интерпретации разного уровня он часто именует "конструкциями".
Как бы ни были амбициозны (а они таковыми являются, поскольку их цель — наиболее точно и широко отразить реальность) такие крупные построения Фрейда, как Это, Сверх-Я, Я, Влечение к смерти. Эрос, они упорно отказываются составить собой "концепцию мира" — это великое призвание Фрейд отвергает как форму религиозной иллюзии в одном из "Новых сообщений по психоанализу" под названием "О концепции мира". Нужно, таким образом, сохранить за ними характер "конструкций", имея в виду динамичный и трудовой смысл этого термина, отвечающего работе, процессу, созиданию, короче говоря, характер инструментов и методов. Они являют собой не законченную, а созидающую, или, применяя более скромное выражение, строящую и "создающую себя" мысль. Одновременно с видами мысль Фрейда предоставляет целую серию методов, инструментов, аппаратов, механизмов, которые, скорее, относятся к системе флюидов, чем к области механики, и действуют подобно — о, чудо! — "лучу света", который может концентрироваться на темных сторонах действительности ("и в темных глубинах начинают различаться контуры").
В учении Фрейда исследование создает метод, который позволяет продвинуть исследование, оттачивающее и заостряющее этот метод для нового движения вперед, — ив этом открытом и открывающем новые
СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ЭРОТИКА
271
дали процессе остаются широкие возможности к действию для того, кто, вооружившись методикой Фрейда, захочет стать создателем своего Я.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ЭРОТИКА
Фрейд создал революционную теорию сексуальности, и в этом его основная слава. Термин "революционный", несколько опошленный в настоящее время, может быть применим здесь во всей своей полноте: "Три очерка, которые потрясли мир" — можем мы сказать, отмечая неопровержимый эффект фрейдовской теории сексуальности — orpteB, ниспровержение, коренная трансформация сознания своего я, постоянная открытость свободе и независимости.
И во времена Фрейда, и до него всегда хватало авторов, увлеченно, с умом и отвагой поднимавших проблемы сексуальности, скрытые и деформированные лживым целомудрием и воинственной нравственностью. Примечателен в этом плане пример Хэвелока Эллиса, жизнь и работа которого удивительно совпадают с фрейдовскими (он родился в 1859, а умер в том же 1939 году) и одновременно явно и несомненно различаются. Эллис на основе медицинских и биологических данных рассмотрел почти все аспекты сексуальности, поддающиеся описанию, дав им широкое культурное и антропологическое толкование. Его знаменитые "Исследования сексуальной психологии" — серия оригинальных работ, написанных в период с 1897 uo 1928 год (во французском издании они представлены десятью значительными томами, составленными Эснаром, бывшим президентом Французского психоаналитического общества, в переводе А.Ван Женнепа), вызвали, как и исследования Фрейда, ярость и возмущение, шокировали добропорядочных граждан и официальные власти. Фрейд ценил
272
МЫСЛЬ ФРЕЙДА
работы Эллмса, уже в письме к Флиессу от 3 января 1899 года называя его "человеком очень умным". Значительно позднее, в письме от 9 апреля 1935 года, адресованном одной американской матери, просившей у него совета по поводу своего сына-гомосексуалиста, он писал: "Это большая несправедливость — преследовать гомосексуальность как преступление, а также жестокость. Если вы мне не верите, почитайте книги Хэвелока Эллиса".
Дух этих двух исследований, однако, принципиально различен. Об этом свидетельствует замечание Фрейда, сделанное им после того, как он познакомился с опубликованной в октябре 1917 года в "Журнале по психическим наукам" статьей Эллиса "Психоанализ и его отношение к сексу", где тот представлял Фрейда художником, а не ученым. Речь идет здесь, пишет Фрейд Джонсу 12 февраля 1920 года, "о любезной и утонченной форме противодействия — назвать меня великим художником, чтобы свести на нет значение наших научных выводов". Фрейд точно квалифицирует достаточно распространенный способ приуменьшить значимость исследования, имеющего научную, методическую или теоретико-практическую направленность, придав ему определение "художественного" или "поэтического" — на первый взгляд хвалебное, но на самом деле меняющее статус этого исследования, оттесняющего его в туманную неопределенность художественного вымысла. Однако слова Хэвелока Эллиса не лишены смысла: если "художник" — это создатель новых, доселе неизвестных форм, ярко и мощно отражающих реальность, то Фрейд является таким "художником" психической жизни в целом и сексуальности в частности. Он создал новые формы восприятия (концепции, принципы, гипотезы, мифы, системы, "конструкции") психологической действительности, оказавшиеся (и это хорошо доказано к настоящему времени, за три четверти века практики) плодотворными и обладающими мощным потенциалом.