Смекни!
smekni.com

Дадун Р (стр. 93 из 95)

(Тысячелетнее царство Иеронима Босха. Деноэль. — Л.Н., 1966. "Аре Аманди")

ПЬЕР-П. ГРАССЕ

Автор, член Академии наук, воображает диалог между Жаком Дюпоном, "биологом, высокого роста, блондином... женатым, имеющим троих детей", и Теофилом Панорши, "директором Института теоретической и практической эротологии... с курчавыми, черными как смоль волосами... полные губы выдают его восточное происхождение... женат, затем разведен, снова женат, детей не имеет". Жак Дюпон восклицает: Неужели вы хотите, чтобы я не возмущался, видя, какого масштаба разрушения производит доктрина Фрейда в душах моих современников?

Снять всякую ответственность, предпочесть тьму свету, удовлетворить либидо в самых гнусных его проявлениях — не значит ли это развенчать, сместить принципы нашей цивилизации; не это ли — самое дьявольское, самое неискреннее мероприятие, призванное отнять у

494

ДОСЬЕ

высокоморального создания, каковым является Homo, его достоинство, благородство, лучшие черты, в общем, его человеческий облик, плод" биологической эволюции, действовавшей в течение всего третичного периода, 70 миллионов лет?

... Холодный, коварный, скрытый сатанизм пронизывает все грязные работы венского психиатра.

... Можете ли вы отрицать, что фрейдовский пансексуализм спровоцировал тот эротизм, который сегодня захлестнул западный мир подобно мутному грязному валу?

... Антиморальность, заключенная в самой сердцевине фрейдизма, является источником загнивания западного общества...

(Поражение любви, или Триумф Фрейда. Альбин Мишель, 1976)

МАРТИН ГРОСС

Мы, несомненно, еще не осознали до конца, насколько неврозы д-ра Фрейда подрывают нашу психику и нашу культуру. Как только мы увидим проявление самого Фрейда, поймем, насколько сложна его фигура, у нас появятся шансы избежать его всепоглощающего влияния. Тогда, быть может, перестанем существовать в тени д-ра Фрейда!

(Психократы. Р. Лаффон, 1979) ГЕРМАН ГЕССЕ

Таким образом, психоанализ (несмотря на многочисленные заблуждения, которые столь же мало затрагивают его суть, как заблуждения духовенства — суть Церкви) не имеет, и не может иметь сегодня другой основной цели, как создать внутри нас самих некое пространство, в котором мы смогли бы услышать Бога. Для меня анализ стал между тем очистительным огнем, через

495

который мне необходимо пройти и который очень с:1льно жжет.

(Письма (1900-1962). Кальман-Лсви, 1981. "К Эмми и Хыого Балл", Цюрих, май 1921 г.)

ДЖЕЙМС ХИЛЛМАН

Интерес Фрейда к своей собственной психике, его наблюдения над ней в кокаиновый период и продолженный в дальнейшем анализ отмечают собой начало исследования психологии бессознательного. Психоанализ начался тогда, когда Фрейд, очарованный, обратился к своей душе в период взаимотношений с Флиессом. "Создатель должен создать себя сам", — сказал Джон Ките, и наша наука — психология — начала свое развитие вглубь, когда либидо Фрейда устремилось к психике во время его самоанализа.

(Миф о психоанализе. Имаго, 1977) РОБЕРТ КАЛИВОДА

Огромное значение фрейдовской теории инстинктов для общей теории человека заключается в первую очередь в том, что инстинкты, как это особенно ясно показано на последней стадии исследований Фрейда, не имеют абсолютно ничего общего с обыкновенными физиологическими инстинктами. Вся область "Этого" является именно психической...

... Разнообразие энергии человеческого инстинкта, его динамика и конфликтность, его способность к метаморфозам отличают жизненный инстинкт человека от инстинктов животных. Огромная заслуга психоанализа и, конечно, в первую очередь Фрейда в качественном развитии познания человека, в том, что они проанализировали разнообразие и способность к трансформации энергии человеческого инстинкта, а особенно — природной сексуальности человека.

496

ДОСЬЕ

(Маркс и Фрейд. Издательство Антропос, 1971)

АБРАМ КАРДИНЕ

Что я испытывал, читая Фрейда, — это ощущение приключения, переживаемого в состоянии некоего гипноза, очарованный его обаянием, силой убеждения и гением. Как мне кажется, нет никого в научной или другой области, кто обладал бы подобным гением, такой страстью к наблюдениям, кто сумел бы так необыкновенно раскрыть природу процессов, управляющих сновидением, и кто позволил таким образом охарактеризовать процессы интеграции, лежащие в основе формирования человеческой личности...

Психоанализ ... может стать совершенно необходимым орудием для обеспечения выживания общества и человека.

(Мой анализ с Фрейдом. Бельфон, 1978)

АРТУР КЁСТЛЕР

Фрейд постулировал два фундаментальных Triebe (или влечения), которые он рассматривал в качестве универсальных антагонистических тенденций, свойственных любой живой материи: Эрос и Танатос или либидо и влечение к смерти. Когда мы читаем пассажи, посвященные этому вопросу (в "По ту сторону принципа удовольствия", "Трудностях цивилизации" и др.), мы с удивлением отмечаем, что эти два влечения регрессивны: и то и другое стремится восстановить предшествующую ситуацию. Эрос, используя обман принципа удовольствия, старается установить древнее "единство протоплазмы среди первичной грязи", в то время как Танатос имеет целью еще более прямой возврат к неорганическому состоянию материи путем уничтожения Я и всех других Я. Поскольку оба влечения стараются повернуть вспять

досье

497

эволюцию, задаешься вопросом, как же ей все-таки удается двигаться вперед.

(Янус. Кальман — Леви, 1979)

ЖАК ЛАКАН

Среди всех работ, осуществленных за последнее столетие, работа психоанализа, вероятно, является высшей, поскольку он действует в качестве посредника между рядовым человеком и субъектом абсолютного знания. Поэтому он требует долгой субъективной аскезы, которая никогда не прервется...

... Смешно пытаться повернуть смысл работы Фрейда от биологических основ, которые являются ее необходимой составляющей, на культурологическую сторону, также рассматривавшуюся им. Мы не хотим здесь проповедовать ни преимущество фактора Ь, отвечающего первой стороне, ни фактора с, отражающего вторую. Мы хотим лишь напомнить вам о всех а, Ь, с, составляющих структуру языка, и заставить вас вновь прочитать по складам Ь — a, ba — забытые слоги слова.

Психоаналитическая практика обнаружила в человеке требование слова как закон, создавший его по своему подобию. Она использует поэтическую функцию языка для придания его желанию символического значения. Нужно понять, что в даре слова заключается суть воздействия психоанализа, поскольку через этот дар человек постигает действительность и через него человек поддерживает эту связь.

(Сочинения, Сёйль, 1966. "Функция и область деятельности слова и языка в психоанализе". Доклад на Конгрессе в Риме, 26-27 сентября 1953 г.)

ПЬЕР ЛЕЖАНДР

Несомненно: книги Фрейда составляют особую проблему на фоне работ наших индустриальных обществ,

498

ДОСЬЕ

которые следуют старым урокам классиков и предполагают, благодаря пропаганде, проповедующей новые формы подчинения, создание текстов на тему объединения Власти с массами под лозунгом: все мы друзья. Подобное противоречие влияет на догматизм, и ослабление традиционной цензуры сопровождается новыми формами отношения, при которых ортодоксальность уже прозрачна, выделяется плохой и хороший Фрейд, а также выдвигается новая наука, пытающаяся превратить историю в универсальный, развлекательный фольклор, лишенный своей трагичности.

(Любовь цензора. Сёйль, 1974). ТОМАС МАНН

Я абсолютно убежден в том, что в свое время в трудах, которым Фрейд посвятил свою жизнь, будет обнаружен один из важнейших камней для строительства новой антропологии, создающейся сегодня различными способами, а также для заложения основ будущего человеческого рода более мудрого, более свободного...

Психоаналитическая доктрина способна изменить мир. Благодаря ей был посеен дух недоверия, подозрения к скрытым сторонам души, позволивший их разоблачить. Этот дух, однажды пробудившись, никогда не исчезнет. Он пронизывает всю жизнь, подрывает ее наивность, лишает ее пафоса, свойственного незнанию.

("Фрейд и будущее". В книге: Р.Жаккар. Фрейд. Суждения и свидетельства. PUF, 1976).

ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ

Метапсихология Фрейда представляет собой постоянно возобновляемую попытку выявления и обсуждения страшной необходимости внутренней связи между цивилизацией и варварством, процессом и страданием, свободой и несчастьем — а благодаря последнему анализу

499

выяснилось, что это — связь между Эросом и Танатосом. Фрейд ставит под вопрос цивилизацию, но не с точки зрения романтизма или утопизма, а на основе страдания и нищеты, которые неизбежно вызывают ее развитие. Культурная свобода и прогресс появляются, таким образом, в противоречивом свете.

(Эрос и цивилизация. Дополнения к Фрейду. Издательство Минюи, 1963)

ПИТЕР МЕДАВАР

ч

Начинает распространяться мнение, что психоаналитическая догма является самым замечательным заблуждением интеллектуального сознания двадцатого века, а также — явлением без будущего, представляющим собой в истории идей нечто подобное динозавру или цеппелину: огромную структуру, основанную на абсолютно ложной концепции, которая не будет иметь продолжений.

("Жертвы Психиатрии". The New York Review of Books, 23 января 1975 г. Цит. по: Фрэнк Дж. Салловей. Фрейд, биолог разума. Файяр, 1981)

МИХАЙЛОВ И ЦАРЕГОРОДЦЕВ

Фрейдизм возник как отражение идей буржуазии, находящейся в полном моральном упадке, и в наши дни он служит подтверждением сексуальной распущенности, разврата, порнографии, морального разложения, распространившихся в капиталистических странах... Больше чем любая другая теория фрейдизм питает собой атмосферу морального разложения, которая все усиливается в империалистических странах. Фрейдовская терапия играет немалую роль в извращении нравов детей и молодежи. Акцент на сексуальных проблемах ведет к моральному извращению психики и развитию преждевременного сексуального интереса у детей и подростков.