Смекни!
smekni.com

Перевели О. О. Чистяков и А. П. Хомик Rollo May. Love and Will. N. Y.: W. W. Norton&Co., 1969 М.: "Рефл-бук" (стр. 75 из 76)

25. James, II, pp.553-554.

26. Я говорю о легких, потому что страх в приступе одиночества, по-видимому, воздействует на аппарат дыхания, и боль представляется резким сокращением легких, а не болью "в сердце", которую мы ощущаем в состоянии горя или печали. Все это имеет под собой большее основание, чем простая локализация боли, ибо страх в целом связывается с узким проходом, через который должен выйти младенец при рождении, а трудности при дыхании могут ассоциироваться с этим узким проходом, "выпрямленными воротами" (для наших целей у нас нет необходимости выяснять, действительно ли "вызваны" они этим или нет). Французский корень слова angoisse, беспокойство, буквально связан со значением прохождения через узкий проход, так же как английское слово "anguish" [страдание] (лат. angustia, узость, горе; фр. angoisser, прижиматься). См.: Rollo May, The Meaning of Anxiety).

27. О том, что мы боимся, потому что бежим, а не бежим, потому что боимся. Джемс считал, что ощущение, связанное с эмоцией, является нашим восприятием внутренних химических и мышечных изменений в теле, вызванных нашим действием, таким как бегство.

VI. ДЕМОНИЧЕСКОЕ В ДИАЛОГЕ

1. Spiegelberg, p.236.

2. Сократ скромно называл себя "повитухой", считая что его функция состоит в том, чтобы не говорить людям конечную истину, но помогать им "родить" их собственную истину при помощи наводящих вопросов. Кто знает, сколько иронии скрывалось на самом деле, за скромностью Сократа? Во всяком случае, функцию психотерапевта он описал бы, пожалуй как маевтическую.

3. Из высказывания профессора Рикера в частной беседе с автором.

4. Псалтирь, 68:29; Исход, 32:32; Откровение, 3:5.

5. От Иоанна, 8:32.

6. Webster's Collegiate Dictionary.

7. James, I, p.565. Курсив Джемса.

8. Этим наблюдением я обязан Томасу Лоусу из Колумбийского Университета,

9. Бытие, 32:29, 30.

10. The New York Times, October 10, 1967, p.42.

11. Когда происходит коронация принца или официальное возведение в сан Папы Римского, они обретают новую сущность и получают новое имя. Когда в нашем обществе женщина выходит замуж, она берет себе фамилию мужа, что символически выражает ее новую сущность.

12. Jan Frank, "Some Aspects of Lobotomy Under Analytic Scrutiny", Psychiatry, vol.13, February, 1950.

13. Эсхил, Эвмениды, 739 (Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах, М., 1996, с.184.)

14. Там же.

VII. ВОЛЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

1. Sigmund Freud, General Introduction to Psychoanalysis, trans. Joan Riviera (New York, Garden City Publishing Co., 1938), p.95.

2. Allan Wheelis, "Will and Psychoanalysis", Journal of the American Psychoanalytic Association, IV/2, April, 1956, p.256. Предложенное Уилисом в данной статье и в последних главах The Quest for Identity (New York, W.W.Norton & Co., 1958) решение проблемы уступает, однако, проницательности его анализа.

3. Modern Man is Obsolete [Современный человек устарел] - название книги Нормана Кузенса, написанной сразу же после взрыва первой атомной бомбы.

4. Из кинофильма Семь дней в мае.

5. Prof. L.S.Feuer, "American Philosophy Is Dead", The New York Times Magazine, April 24, 1966.

6. См.: Walter Kaufmann, Nietzsche: Philosopher, Psychologist, Antichrist (Princeton, N.J., Princeton University Press, 1950), p.75.

7. Sylvano Arieti, "Volition and Value: A Study Based on Catatonic Schizophrenia", представлена на зимнем заседании Академии Психоанализа в декабре 1960 г. и опубликована в: Comprehensive Psychiatry, II/2, April, 1961, р.77.

8. Ibid., p.78.

9. Ibid., p.79.

10. Ibid., p.80.

11. Ibid., p.81.

12. См.: Wheelis. См. также: Bruno Bettelheim, The Informed Heart.

13. См. выступление Жюля Массермана и Джадсона Мармора на Американском съезде психиатров и собрании Американской Академии Психоанализа в мае 1966 г.

14. Примечательно и вполне понятно, что вопрос силы был недавно поднят в психологии психологом-негром, который высказывается с точки зрения расовых конфликтов, где этого вопроса избежать нельзя. См.: Clark, Dark Ghetto.

15. Robert Knight, "Determinism, Freedom, and Psychotherapy", Psychiatry, 1946/9, pp.251-262.

16. См.: Зигмунд Фрейд, "Я и Оно".

17. Wheelis, р.287.

18. Vera M.Gatch and Maurice Temerlin, "The Belief in Psychic Determinism and the Behavior of the Psychotherapist" Review of Existential Psychology and Psychiatry, pp. 16-34.

19. См.: Knight.

20. Hudson Hoagland, "Science and the New Humanism", Science, 143, 1964, p.114.

VIII. ЖЕЛАНИЕ И ВОЛЯ

1. Уильям Джемс в главе, посвященной воле, в книге Принципы психологии заявляет, что проблема свободы воли неразрешима на психологическом уровне. Это метафизический вопрос, и если психолог занимает относительно свободы воли позицию детерминизма, он должен знать, что изъясняется на языке метафизики, и должен принять соответствующие меры предосторожности.

2. Wheelis, р.289.

3. Эрнест Шахтель сообщил мне, что птенцы морских чаек реагируют как на кормление на вид желтого пятнышка, нарисованного, например, на дощечке и похожего на отметину на шее матери-чайки.

4. Из неопубликованной работы Уильяма Линча, представленной в качестве доклада на Конференции по проблемам воли и ответственности (Нью-Йорк, 1964).

5. Wright Thomas and Stuart Brown, Reading Poems: An Introduction to a Critical Study (New York, Oxford University Press, 1941), p.716.

6. Ibid.

7. Речь Уильяма Линча на ежегодном собрании Американской ассоциации экзистенциальной психологии и психиатрии в 1964 г

8. Там же.

9. Там же.

10. Доклад Лесли Фарбера, представленный на Конференции по проблемам воли и ответственности (Нью-Йорк, 1964). Позднее опубликован в: The Ways of the Will: Essays Toward a Psychology and Psychopathology of Will (New York, Basic Books, 1966), pp.1-25.

11. E.R.Hilgard, "The Unfinished Work of William James", статья, представленная на ежегодном съезде Американской Психологической Ассоциации в Вашингтоне, штат Колумбия, в сентябре 1967 г. (Готовится к публикации.)

12. В Принципах психологии, шедевре Джемса, опубликованном в 1890 г., за десять лет до того, как Фрейд опубликовал Толкование сновидений.

13. Джемс считал, что система мотивации удовльствие/боль - согласно которой мы проявляем волю к определенным вещам потому, что они дают нам удовольствие, и отказываемся от других потому, что они приносят нам боль, - имеет два серьезных изъяна. Первый состоит в том, что, хотя удовольствие и боль являются мотивациями на поверхностном уровне, это лишь два среди множества различных мотивов. Второй изъян - это то, что на более глубоком уровне удовольствие и боль скорее сопровождают действие, чем выступают его причинами: я действую для того, чтобы достичь какого-то самоосуществления, и если мое действие способствует этому, оно приносит мне удовольствие. Как говорит Джемс, я продолжаю писать не потому, что это доставляет мне удовольствие, а потому, что в процессе писания я ощущаю умственное возбуждение, и продолжаю осуществлять свой замысел или задачу в силу их собственных причин; впрочем, в действительности я могу получать разного рода удовольствие от самого факта, что я продолжил писать.

14. James, II, р.546.

15. Ibid., p.321.

16. Ibid., р.322.

17. Ibid., p.524. Курсив мой.

IX. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

1. Взято мной из философского словаря Пауля Тиллиха.

2. Там же.

3. Здесь слово "конформность" исключительно важно и означает "со-формированность".

4. Цит. по: Arthur Koestler, The Act of Creation (New York, Macmillan Co., 1964), p.251.

5. Цит. по: Quentin Lauer, The Triumph of Subjectivity (New York, Fordham University Press, 1958), p.29.

6. Webster's Collegiate Dictionary.

7. Ibid.

8. Процитировано на одном из семинаров проф. Полем Рикером.

9. Из личной переписки.

10. Речь на ежегодном собрании Нью-Йоркской психологической ассоциации, февраль, 1953 г.

11. См. статьи профессора Роберта Розенталя о предубеждении в эксперименте (Harvard Social Relations Department).

12. Цитируется Полем Рикером в личной переписке.

13. Eugene Genlin, "Therapeutic Procedures in Dealing with Schizophrenics", Ch.16, in: The Therapeutic Relationship with Schizophrenics, by Rogers Genlin and Kiesler (Madison, Wis., University of Wisconsin Press., 1967).

14. Из Сонета 27. Курсив мой.

15. Исследования и семинары Поля Рикера, профессора философии Университета Сорбонны, являются исключительно важным современным вкладом в понимание воли. Я благодарен профессору Рикеру за ряд идей, высказанных на его семинарах и в личных беседах.

16. Это соответствует концепции доктора Роберта Лифтона о том, что психическое заболевание обусловлено "ослаблением чувства символического бессмертия". Доктор Юджин Минковский построил теорию депрессии как искажения будущего временного измерения, выступающего не как результат депрессии, а как ее причина. (См.: Existence: A New Dimension of Psychiatry and Psychology, Ch.4, eds. Rollo May, Ernest Angel and Henri Ellenberger, New York, Basic Books, 1958.) To, что нас интересуют надежды пациента как одна из сторон его желаний, является здравым и конструктивным аспектом психотерапии. Эти надежды и желания, конечно же, могут быть романтичны, нереальны, проникнуты чувством зависти или мести; но по этой причине они тем более требуют выявления. Состояние пациента может приближаться к поистине полному отсутствию надежды, в таком случае у него будут наблюдаться выраженные симптомы апатии. В любом случае его интенциональность по отношению к его будущему будет в значительной мере определять то, что он помнит, то есть то, как он поступает со своим прошлым, как я уже указывал в книге, упоминавшейся выше. (Existence: A New Dimension of Psychiatry and Psychology).

17. May, The Meaning of Anxiety.

18. Paul Tillich, The Courage to Be (New Haven, Yale University Press, 1952), pp.81-82.

19. Ibid., p. 83.

X. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ В ТЕРАПИИ

1. Из работы Эрнеста Кина, готовящейся к публикации. Эрнест Кин, ранее ассистировал мне в преподавании моего курса в Гарвардском университете летом 1964 года, сейчас профессор в университете Бакнелла.

2. Доктор Роберт Найт ошибается, когда называет детерминизм Спинозы разрушающим человеческую свободу. Это неправильное понимание, которое отождествляет весь детерминизм с научными, причинно-следственными зависимостями. Они действительно могут препятствовать человеческой свободе, если их неоправданно возвести в ранг основополагающих принципов. Но так как детерминизм Спинозы представляет собой углубление человеческого опыта, отнюдь не умаляющее его достоинства, то он делает свободу купленной дорогой ценой, но поэтому еще более реальной. "Необходимость" для Спинозы - это факт жизни и смерти, а не необходимость технических процессов, как полагает доктор Найт.

3. James, II, pp.578-579.

XI. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛЮБВИ И ВОЛИ