Смекни!
smekni.com

«ответ» (стр. 4 из 4)

Внутрь проход свободный, там устроено нечто вроде лапидария, лежат камни, и надгробия, и просто архитектурные детали, в том числе из Соборной мечети. Некоторые поражают своими рисунками, выполненными, как правило, на основе геометрических орнаментов. Подобные орнаменты встречаются и на монетах, но было бы слишком самонадеянным датировать плиты на основании этого сходства, поэтому для тех, на ком не сохранилось датировки, подходит общая дата - XIV в. Надписи на плитах выполнены как «обычным» арабским шрифтом, так и куфи.

«Никольская церковь» (Восточный мавзолей). В самом начале XVIII в. русские священники переделали усыпальницу, входившую, как и «Монастырский погреб», в комплекс Соборной мечети, под храм св. Николая, но его упразднили уже в 1732 году, а название, пусть условное, в литературе осталось. Это - ярчайший и в то же время типичнейший образец булгарской архитектуры: четверик, переходящий в восьмерик, и все это покрыто восьмиугольной же конической крышей.

О том, кто был похоронен в этом мавзолее, есть лишь такое глухое свидетельство: в литературе XIX в. говорится, что при ремонте здания нашли надгробие с текстом: «Сабар-Ильчжи, дочь князя Бураша, умершая 4 июня 1291 года» (в переводе на наше счисление). Этот князь Бураш был, очевидно, региональным владетелем этих мест в период господства Ногая и частичной дезинтеграции Золотой Орды.

Как говорят археологи, на месте мавзолея некогда была железоделательная мастерская, а с середины XIII в. кладбище. Мастерская изготавливала предметы, необходимые для строительства Соборной мечети, и ее можно датировать первыми годами после вхождения города в состав Монгольской империи в 1236 году. В 1291 году здесь было совершено погребение ханской дочери, после чего на кладбище перестали хоронить, а над надгробием поставили этот мавзолей. Строительство заняло с десяток лет, и дату самой постройки определяют ныне как первые годы XIV в. (видимо, одновременно с «Монастырским погребом»). Аналогии этой постройке находятся по всему мусульманскому миру в пределах XII-XV вв., почти его близнец стоит неподалеку от Уфы (мавзолей Кэшэнэ). Это понятно: ханы Башкирии были в подчинении у ханов Булгара.

Малый минарет

Минарет сложен из огромных блоков, тщательно пригнанных друг к другу. На вершине его барабана - скупое украшение в виде «шестерни». С одной стороны можно заметить нишу, украшенную тонкой резьбой по белому камню. Вход в минарет оформлен аркой, которая по ранту столь же скупо украшена витым веревочным орнаментом. Наконец, на углах фундамента - украшения в форме стилизованных растительных розеток. Непосредственно на лестницу, ведущую наверх, не попадешь - сегодня приставлена лестница железная, а раньше, наверное, был каменный или деревянный пандус.

Ханская усыпальница находится рядом с Малым минаретом и принадлежит с ним к одному комплексу. Название происходит от того, что, согласно татарским преданиям, тут были похоронены десять святых мусульман, и в том числе ханы Болгар. 31 могила, вскрытая еще в начале века, дали среди прочего дату 709 год хиджры.

Внешне усыпальница напоминает мавзолеи возле Соборной мечети, особенно «Монастырский погреб», но на самом деле конструкция здания в корне иная. Некогда было три мавзолея, два из которых стояли рядом, третий чуть в стороне, соединенный с ними небольшой постройкой. Руины этих сооружений, ныне разрушенных до фундамента, можно видеть рядом с Ханской усыпальницей. Но главное - форма купола, которая в древности была совершенно иной у всех трех сооружений, чем у мавзолеев возле Соборной мечети. Если там это были восьмигранные шатры, то здесь - четырехгранные «паруса», как это хорошо видно на современной реконструкции.

Считается, что ханы были похоронены именно в сохранившейся усыпальнице. Но сопоставление с рисунками XVIII-XIX вв., когда еще три мавзолея стояли вместе, показывает, что ханской была одна из усыпальниц, которая не сохранилась, а в этой хоронили «святых мусульман», потом же, когда прочие разрушились, название «ханской» перешло именно к ней.

Усыпальница сложена из больших, местами аккуратно, местами не очень отесанных блоков, закрытых опять же кое-где красноватой «штукатуркой» на глиняной основе. Некогда здание было покрыто поливной плиткой с тонкими арабесками. О времени строительства этого сооружения нет точных данных. Известно, что оно было разрушено в 1361 году, значит, в это время уже существовало. В то же время ряд строительных приемов заставляют говорить, что усыпальница построена позже, чем Соборная мечеть (даже ее, скажем так, «средние строительные слои»), и в целом, наверное, наше сооружение можно датировать первыми десятилетиями XIV в. Для посетителей усыпальница закрыта.

Черная (Судная) палата. Это - одно из красивейших, к тому же хорошо сохранившихся сооружений города.

Это величественное сооружение одно время упорно считали то усыпальницей, то мечетью. Однако новейшие исследования показывают, что оно носило сугубо светский характер. Так, при раскопках открыт водопровод, который шел в этот дом, совершенно неуместный в погребальном или культовом памятнике. Так, Паллас со слов местных жителей считал палату зданием суда, причем на первом этаже (действительно, мрачном) находилась тюрьма предварительного заключения для ждущих приговора, тогда как на втором вершился суд.

В конце XIX в. от местного муллы была записана легенда, которую сегодня воспринимают как верное воспоминание, по которой суд вершили четверо: сам хан и трое избранных из народа наиболее авторитетных людей. Хан обычно приходил в здание с запада, по переходу, которых соединял Черную палату с его дворцом (от которого ныне не осталось и следа), тогда как трое других судей входили каждый со своей стороны, и, так эффектно появляясь, они производили особое впечатление на подсудимых.

Название «Черная палата» имеет неясную этимологию, поскольку, здание отнюдь не черное. Скорее всего, так его назвали потому, что оно сильно погорело в 1361 году, при налете хана Булак Тимура. По некоторым аналогиям, оно построено в середине XIV в., и по строительным приемам показывает значительный прогресс относительно зданий аналогичного назначения даже в более “цивилизованных” регионах.

«Белые палаты» (Бани). Располагаются как бы на окраине (для неискушенного наблюдателя) городища, а на деле - в самом его сердце; просто дальше начинаются непаханые и некопаные поля, которые еще не касалась лопата археолога, и там, на горизонте только, за леском - вал и формальная граница города.

Баня была очень большой, и не частной, а общественной. В ней мылись рядовые горожане, о чем можно судить по строгости интерьера и отсутствию украшений. Она построена в 30-40 гг. XIV в., работала до 1361 года (примерно), а потом, после погрома, которому подвергся город в том году, ее постепенно забросили. Первое помещение, в которое попадал посетитель - предбанник; там люди раздевались. Далее шло главное помещение в форме квадрата со стороной больше 11 метров, причудливо разделенное на отдельные кабинки для мытья (они образовывали, если смотреть сверху, фигуру в форме креста). По сторонам зала находились индивидуальные комнаты для мытья. И центральный зал, и его боковые ответвления были покрыты куполами.

Помимо этого, в здании было несколько печей, нагревавших воду и воздух для отопления, а также целая система труб для подачи горячей воды и полых каналов под полом для нагнетания горячего воздуха (чтобы ноги на полу не стыли). В целом эта турецкая баня совершенно не отличалась от таковой в Константинополе, Багдаде, Дамаске или в Бахчисарае. Никакой скидки на «провинциализм» и удаленность от центров мировой культуры. Похоже, люди, жившие здесь, полагали в центре самих себя.

Восточная палата («Ханская баня»). Построена во второй половине XIII в, просуществовала до примерно 1340-х гг. Это, таким образом, самая старая общественная баня Булгара, и, наверное, самая крупная. Ее план в принципе напоминает Белую палату, хотя скорее больше отличий, чем сходства. Но это объясняется лишь тем, что Восточная палата сохранилась строго до уровня фундамента, тогда как в Белых палатах видна все-таки часть стен. Баня сложена была очень качественно, но без излишеств; так, здесь не практиковалось отопление пола в предбаннике. В целом же система нагрева воды и отопления примерно такая же, как в Белых палатах.

Руины бани находятся практически на улице современного села.

Остатки большого полукруглого сооружения - печь, а чуть в стороне - огромный, покрытый консервации ради современной плиткой – двойной бассейн, или, скорее, резервуар для воды.

Музей

Музей Булгара находится в церкви Успения.

Коллекция поливной посуды. Она не самая полная в российских музеях.

На фоне привычной для Булгара красной керамики запоминаются сфероконусы и подобные амфорам сосуды из глины серой. Назначение сфероконусов пока остается загадкой. Наиболее вероятно, что в таких емкостях с тонким отверстием перевозили ртуть. Серая глина считается признаком центрально-азиатского производства.

Внимание привлекает и плита с армянской надписью; армянская колония находилась левее от Соборной мечети, если стоять лицом к Волге, примерно метрах в 300.

Но самое яркое, своего рода символ музея – это конный идол, точнее, божество на, кажется, быке. Уж этого бога и татары, а особенно язычески настроенные чуваши видят своим прародителем. Идол небольшой, сантиметров 20 в высоту, но удостоился особой витрины, и возле него всегда толпится народ.

Найденным в Булгаре монетам посвящены два плотных стенда.

Список литературы

1. Путешествие ибн Фадлана на реку Итиль. Москва, бг. Наиболее доступное издание;

2. Город Болгар. Монументальное строительство, архитектура, благоустройство. Сб. М, 2001;

3. Город Болгар. Мастерство металлургов, кузнецов и литейщиков. Сб. М, 1996;

4. Ф. Хузин. Булгарский город в 10 - начале 13 вв. Казань, 2001;

5. А. Губайдуллин. Фортификация городищ Волжской Булгарии. Казань, 2002.

. . .