Смекни!
smekni.com

По введению в ркт ок «Буран» (стр. 5 из 7)

В качестве начального этапа практического использования ОК "Буран" для научных исследований планировалась постановка и проведение на его борту уже во время второго полета экспериментов по исследованию мик­роатмосферы, микроускорений и характеристик излучений с помощью научной аппаратуры многоразового использования. Это направление оце­нивалось как весьма значительное, особенно при комплексном решении научно-исследовательских и технических задач. Уникальные энергетиче­ские возможности ОК "Буран" (до 60 кВт), уровень микрогравитации (10-4...10-5g) и другие характеристики функционирования на орбите, а также возможность возвращения и многократного использования оборудования позволили организовать на борту промышленное производство и дос­тавку на Землю биопрепаратов и полупроводниковых материалов высо­кой стоимости. Проектные исследования этого направления на основе конкретных биоустановок ("Рекомб-2", "Ручей-2", "Поток") и технологи­ческих установок ("Кратер-АГ", "Малахит") показали целесообразность его реализации уже в ходе летных испытаний.

В результате этих разработок и исследований были разработаны прин­ципы и научно-технические направления создания и эксплуатации любых многоразовых космических аппаратов.

Разработкой и исследованиями целевого применения ОК "Буран" занима­лись В.Г.Алиев, Б.И.Сотников, П.М.Воробьев, В.Ф.Садовый, А.В.Егоров, С.И.Александров, Н.А.Брюханов, В.В.Антонов, В.И.Бержатый, О.В.Митичкин, Ю.П.Улыбышев и др.

Попытка запуска МТКК "Буран" 29 октября 1988 года.

---------- СООБЩЕНИЕ ТАСС ----------

На заключительном этапе предстартовой подготовки ракеты-носителя "Энергия" с орбитальным кораблем "Буран" возникли отклонения в ра­боте одной из систем обеспечения пуска. В связи с этим автоматически была выдана команда на прекращение дальнейших работ. В настоящее время ведется устранение возникших замечаний. О дате и времени старта будет сообщено дополнительно.

Что же произошло?

За 51 секунду до старта одна из площадок обслуживания (отмечена на ри­сунке справа) не отошла от ракеты-носителя. Точнее, время отвода пло­щадки превысило допустимое, и сигнал об успешном завершении опера­ции отвода не поступил на ЭВМ, проверяющую пусковую готовность всех систем. Эта площадка до последних секунд держит платформу при­целивания, регулирующую гироскопы. Автоматика после опроса всех сигналов не нашла отзыв этого концевика и мгновенно дала "стоп» про­грамме пуска.

Специальная комиссия установила, что стартовое сооружение с его пло­щад­кой не при чем. Она выяснила, что блок приборов платформы прице­ливания, отстыковывался от ракеты почти 40 секунд вместо 3. Ферма же, обязанная отвести блок после его отстыковки, не получила на это ко­манду и согласно программе осталась на месте, так как автоматика вы­дала старту общий отбой.

ПОЛЕТ

К этому полету готовились более 12 лет. И еще 17 дней из-за отмены старта 29 октября 1988г.,

когда за 51 с. до него не прошло нормальное отведение площадки с при­борами прицеливания и была выдана команда на отмену старта. А затем слив компонентов топлива, профилактика, выявление причин отказа и их устранение. "Не торопиться! - предупреждал председатель Государствен­ной комиссии В.Х.Догужиев. - Прежде всего, безопасность!» Все проис­ходило на глазах миллионов телезрителей... Очень высоко напряжение ожидания...

Задачей первого полета МРКК «Энер­гия-Буран» были продолжение лет­ной отработки РН «Энергия» и проверка функционирования конструкции и бортовых систем ОК «Буран» на наи­более напряженных участках по­лета (выведение и спуск с орбиты) с мини­мальной длительностью орби­тального участка. Из соображений безопасности первый испытательный полет ОК «Бу­ран» был определен как беспилотный, что традиционно для отечественной космонавтики, с полной автоматиза­цией всех динамиче­ских операций вплоть до рулежки по ВПП.

Первый беспилотный полет ОК «Бу­ран» был запланирован не­продолжи­тельным: два витка, или 206 минут полета. В соответствии с его задачами и программой были задействованы состав и ре­жимы работы бортовых и назем­ных систем.
Наземный комплекс управления, мозговым центром которого яв­ляется ЦУП, в первом полете ОК «Буран» задействовал шесть на­земных станций слежения, четыре плавучие станции и систему связи и передачи данных, состоящую из сети наземных и спутниковых широкополосных и теле­фонных каналов связи.

Космодром Байконур 15 ноября 1988 г. На старте МРКК «Энер­гия-Бу­ран». Циклограмма пред­стартовой подготовки проходит без замечаний. Но погодные условия ухуд­шаются. Председатель Государственной ко­миссии получает очеред­ной доклад метеорологической службы с прогно­зом: «Штормовое преду­преждение». Учитывая важность момента, синоп­тики потребовали пись­менно подтвердить получение тревожного про­гноза. В авиации посадка - самый ответственный этап полета, особенно в сложных метеорологиче­ских условиях. ОК «Буран» не имеет двигателей для полета в атмосфере, в первом полете на его борту не было экипажа, а посадка предусматрива­лась с первого и единственного захода. Специали­сты, создавшие ОК «Бу­ран», заверили членов Государственной комиссии, что они уверены в ус­пехе: для системы автоматической посадки этот слу­чай не предельный. Решение на пуск было принято.

В 6 часов 00 минут по московскому времени МРКК «Энергия-Буран» от­рывается от стартового стола и почти сразу же уходит в низкую облач­ность. Проходит 8 минут участка выведения. В 6 ч 08 минут 03 секунды завершается работа РН, и ОК «Буран» начинает первый самостоятельный полет. Высота над поверхностью Земли составляет около 150 км, и, как это предусмотрено баллистической схемой полета, выполняется довыве­дение ОК на орбиту собственными средствами. В течение последующих 40 минут проводятся два маневра довыведения ОК на рабочую орбиту на­клонением 51,6 и высотой 250...260 км. Параметры этих маневров (вели­чину, направление и момент отработки импульса ОДУ) автоматически рассчитывает БЦВК в соответствии с заложенными полетным заданием и реальными параметрами движения на момент отделения от РН.
Первый маневр происходит в зоне связи наземных станций слежения, второй - над Тихим океаном. Передача телеметрической информации о втором маневре проходит по трассе «ОК - плавучая станция слежения в Тихом океане - стационарный спутник связи - ретрансляционная станция «Орбита» в Петропавловске-Камчатском - высокоэллиптический спутник связи - подмосковный ретрансляционный пункт - ЦУП» протяженностью более 120000 км.

Вне участков маневров для соблюдения теплового режима ОК движется в орбитальной ориентации левым крылом к Земле. Правильность заданной ориентации подтверждается как принимаемой телеметрической информа­цией, так и «картинкой» с бортовой телекамеры, размещенной по про­дольной оси ОК за остеклением кабины. Четко работает командная ра­диолиния, исполняются передаваемые из ЦУП команды на управление телеметрической и телевизионной системами ОК.

Наступает одна из завершающих операций - перезагрузка оперативной памяти БЦВК для работы на участке спуска и перекачка топлива из носо­вых баков в кормовые для обеспечения посадочной центровки.

Проходит полтора часа полета, БЦВК рассчитывает и сообщает в ЦУП параметры тормозного маневра для схода с орбиты.

Уточненные данные о скорости и направлении ветра передаются на борт и закладываются в банк данных системы. ОК стабилизируется кормой вперед и вверх. В 8 часов 20 минут в последний раз включается марше­вый двигатель и отрабатывает заданную величину скорости. ОК начинает снижаться и через 30 мин «цепляет» атмосферу. За время снижения до высоты 100 км реактивная система управления развернула ОК носом впе­ред, и, «протиснувшись» в узкую щель ограничений, он входит в атмо­сферу. В 8 часов 53 минут на высоте 90 км с ним прекращается связь из-за плазменных образований. Движение ОК в плазме более чем в три раза продолжительнее, чем при спуске одноразовых космических кораблей типа «Союз», и по расчету составляет 16...19 минут.

В 9 часов 11 минут, когда ОК находился на высоте 50 км, стали поступать доклады: "Есть прием телеметрии!", "Есть обнаружение корабля средст­вами посадочных локаторов!", "Системы корабля работают нормально!". В этот момент он находился в 550 км от ВПП, и, хотя его скорость умень­шилась, она все же в 10 раз превышала скорость звука. До посадки оста­валось чуть больше 10 минут...

"Буран" пришел в прицельную зону - на рубеж 20 км - с минимальными отклонениями, что было весьма кстати при посадке в плохих погодных условиях. Реактивная система управления и ее исполнительные органы отключились, и только аэродинамические рули, задействованные еще на высоте 90 км, ведут ОК к следующему ориентиру – ключевой точке.

Интенсивно гасится в атмосфере скорость. Полет проходит строго по рас­четной траектории снижения, на контрольных дисплеях ЦУП его отметка смешается к ВПП посадочного комплекса практически в середине допус­ти­мого коридора возврата. "Буран" приближается к аэродрому не­сколько правее оси посадочной полосы, все идет к тому, что он будет "рассеивать" остаток энергии на ближнем «цилиндре». Так думали специа­листы и лет­чики-испытатели, дежурившие на объединенном командно-диспетчер­ском пункте. Включаются бортовые и наземные сред­ства ра­диомаячной системы. После отметки 10 км "Буран" летит, можно сказать, по знакомой дороге, проторенной летающей лабора­торией Ту-154ЛЛ и аналогом ОК.