Чанакья и Чандрагупта.
Чанакья был сыном брахмана Чанина, преданного джайна. За неприемлемо дерзкое поведение его выгнали из числа придворных девятого Нанды, на что он был сильно обижен и желал отмщения. Встретив Чандрагупту, он побудил его к нападению на Паталипутру, столицу потомков Нанды. Но каждый раз, когда Чандрагупта пытался сделать это, он терпел поражение. Тогда Чанакья предложил ему сначала подчинить отдалённые города. Олин из этих городов сопротивлялся весьма решительно, а Чанакья знал, что он находится под защитой идола. Позже Чандрагупта всё-таки подчинил этот город. Так, один за другим Чандрагупта захватил все отдалённые города и, наконец, смог взять Паталипутру, где он взошёл на трон. Это случилось через 155 лет после нирваны Махавиры.
Как Чандрагупта выбрал джайнских учителей.
Вначале Чандрагупта предпочитал иноверческих учителей. Тогда Чанакья, желая доказать, что иноверческие учителя не стоят ничего, пригласил их во дворец, а сам накидал пыли перед окном, выходившим на женскую половину дворца. Когда все дворцовые слуги разошлись, иноверческие учителя подошли к окну, чтобы посмотреть туда. Чанакья показал их следы царю и тем самым доказал, что эти иноверцы смотрели на женщин. На другой день были приглашены джайнские учителя, но те оставались на своих местах с самого начала до самого конца их визита и, конечно, пыль перед окнами осталась незатронутой. Тогда Чандрагупта, увидев доказательства святости джайнских учителей, с этого момента сделал их своими духовными руководителями.
Рождение Биндусары и смерть Чандрагупты.
Чанакья служил Чандрагупте в качестве министра до конца жизни последнего. По приказу Чанакьи в еду Чандрагупты подмешивались всё большие и большие дозы ядов, чтобы в конечном счёте обезопасить его даже от сильнейшего яда. Однажды, когда царица Дурдхара, находившаяся на последней стадии беременности, обедала с царём, Чанакья натолкнулся на них. Видя, что яд почти немедленно убил царицу, он разрезал её утробу и извлёк ребёнка. Тот тоже был близок к смерти, поскольку капля яда уже приблизилась к голове мальчика, который, ввиду таких обстоятельств, был назван Биндусарой. В зрелом возрасте, когда умер, приняв смерть самадхи[76], его отец, Биндусара был возведён Чанакьей на трон.
Ашока и Сампрати.
«По смерти Биндусары на трон взошёл его сын Ашока. Ашока послал своего сына и предполагаемого наследника Куналу в Удджайини для пулучения образования. Когда принцу было восемь лет, царь написал его учителям не пракрите, что Кунала должен начать обучение. Но одна из жён Ашоки, желавшая гарантировать трон ля своего сына, взяла это письмо, якобы для того, чтобы прочитать его, а сама втайне надписала точку над буквой «а», тем самым изменив «адхийю» в «андхийю» - совсем другое слово, значащее, что он должен быть ослеплён. Не перечитав письмо, царь запечатал и отправил его. Слуга в Удджайини был настолько шокирован содержанием письма, что не смог прочитать его принцу вслух. Тогда Кунала выхватил письмо и прочитал жестокий приказ своего отца. Учитывая, что ещё не один из принцев династии Маурьев не выказывал непослушания главе рода и поскольку он сам не был готов показать дурной пример, он мужественно выжег глаза раскалённым железом»[77].
«Годы спустя Кунала пришёл во дворец Ашоки, переодетый как певец и, когда он доставил царю большое удовольствие своей музыкой, тот пожелал вознаградить его. Тогда певец сказал, что он - принц Кунала, и что он требует своего наследства. Ашока в печали возразил, что, будучи слепым, он никогда не сможет занять престол. Тогда Кунала сказал, что он требует царство не для себя, а для своего сына. Царь воскликнул: «Когда сын был рождён тобой?» «Прямо сейчас» («сампрати»): таков был ответ. Соответственно, сыну Куналы было дано имя «Сампрати» и, хотя он и был младенцем, его объявили преемником Ашоки, после отречения которого от престола он взошёл на трон и стал могущественным монархом. Сампрати был преданным джайном»[78].
Далее Хемачандра описывает, как десять текстов Пурва были сохранены Стхулабхадрой. Главным героем в этом знаменитом эпизоде был Бхадрабаху и, поскольку он умер 170 лет спустя после нирваны Махавиры, т.е. через 15 лет после прихода к власти Чандрагупты, то очевидно, что события, описываемые ниже, имели место в период правления последнего.
Стхулабхадра получает от Бхадрабаху тексты Пурва.
«Ужасная засуха свирепствовала в это время, вынуждая монахов уходить на морское побережье. В эти смутные времена они настолько пренебрегали своими религиозными занятиями, что святое учение было на грани забвения. Поэтому, когда голод закончился, сангха собралась в Паталипутре, чтобы собрать воедино те фрагменты канона, которые монахи смогли вспомнить; таким образом были составлены 11 Анг. А чтобы восстановить дриштиваду, сангха отправила монахов к Бхадрабаху в Непал, приказывая ему присоединиться к собору. Бхадрабаху, однако, отклонил этот приказ, сославшись на то, что он принял обет Махапрана, выполнение которого займёт 12 лет, но после того он в течение короткого времени обучит их дриштиваде. Получив такой ответ, сангха опять послала к Бхадрабаху двух монахов, чтобы спросить его, какое наказание он хочет получить за непослушание сангхе. Если он скажет, что отлучение, то они ответят, что таким и будет его наказание. Поскольку всё происходило, как было предсказано, Бхадрабаху запросил несколько умных монахов, которым он мог бы ежедневно давать по семь уроков. Соответственно, к нему были посланы 500 монахов во главе со Стхулабхадрой. Но все они, за исключением Стхулабхадры, вскоре отпали, устав от медлительности их прогресса, и Стхулабхадра остался один на весь период действия обета его учителя. К концу этого периода он изучил первые десять текстов класса Пурва.
Затем Стхулабхадра и Бхадрабаху вернулись в Паталипутру. Стхулабхадра имел семь сестёр. Когда эти сёстры оказывали почтение Бхадрабаху по его прибытии в Паталипутру, они спросили его, где остановился их брат, и были отправлены в один из храмов. Когда они приблизились, Стхулабхадра превратил себя в льва, чтобы вознаградить сестёр демонстрацией чуда. Естественно, испуганные девушки побежали назад, чтобы сказать учителю, что лев сожрал их брата. Бхадрабаху, однако, заверил их, что их брат жив, после чего они, вернувшись, нашли его в том храме».
«Когда сёстры оставили Стхулабхадру, он пошёл к Бхадрабаху на свой ежедневный урок. Но тот отказался учить его, поскольку он стал недостойным этого. Стхулабхадра ответил, что не припоминает ни одного греха с момента его посвящения, но когда ему напомнили о том, что он только что сделал, он пал к ногам учителя и попросил прощения. Бхадрабаху, однако, так и не приступил к дальнейшему обучению. Даже целая сангха лишь с большим трудом смогла преодолеть его сопротивление. В конце концов он согласился обучить Стхулабхадру остающимся Пурвам, но лишь на том условии, что он не передаст их кому-либо другому. После смерти Бхадрабаху, т.е. через 170 лет после нирваны Махавиры, Стхулабхадра стал главой общины».
Махагири и Сухасти.
«Стхулабхадра имел двух учеников: Махагири и Сухасти. Поскольку они обучались у Якшарьи[79], к их именам в качестве приставки присоединялось слово «арья». Стхулабхадра обучил их десяти Пурвам, а оставшимся четырём ему было запрещено учить. После смерти учителя они унаследовали его пост».
«Спустя некоторое время Махагири передал своих учеников Сухасти и начал жить как джинакальпика, хотя джина-кальпа уже впала в неупотребительность».
Хемачандра ранее утверждал, что джина-кальпа была оставлена после Джамбу. Не означает ли принятие Махагири этого образа жизни раскол джайнской общины на дигамбаров и шветамбаров? Такое предположение, однако, не кажется приемлемым, поскольку имя Махагири отсутствует в каких-либо списках старейшин, составленных дигамбарами. Кроме того, утверждение Хемачандры о том, что Махагири передал своих учеников Сухасти, вероятно, не соответствует действительности, поскольку Нанди-сутра (шветамбарский текст) даёт такую последовательность учеников Махагири, которая полностью отличается от списка преемников Сухасти, приводимого в Кальпа-сутре.
Другими совами, когда Махагири начал жить как джинакальпика, он либо вообще не передавал учеников Сухасти, либо, если и сделал это, впоследствии набрал новую группу учеников. Ясно одно: наследники Махагири не оставили заметных следов в истории джайнизма. Их имена практически исчезли, за исключением тех, которые приводятся в Нанди-сутре. Как сказано ранее, единственное лицо, чьё имя встречается в легендах, составленных в более поздние времена, - это Мангу.
Распространение джайнизма.
Благодаря миссионерским усилиям Ашоки буддизм распространился по всей Индии и даже вне её. В случае с джайнизмом подобную же роль сыграл внук Ашоки Сампрати. Хемачандра продолжает:
«Царь (Сампрати), почитавший Сухасти в качестве своего величайшего благодетеля, был обращён им в истинную веру, и с тех пор строго соблюдал все обязанности,
предписываемые мирянам. В дальнейшем он показал своё усердие, приказав воздвигнуть джайнские храмы по всей Джамбудвипе».
«Пример и совет Сампрати побудил его вассалов принять его веру и оказывать ей содействие, чтобы монахи могли практиковать их религию не только в его царстве, но и в соседних странах».
«Чтобы расширить сферу их деятельности на нецивилизованные страны, Сампрати отправил туда посланников, переодетых в джайнских монахов. Они описывали людям, какие вещи монахи принимают в качестве подаяния, предписывая им давать это вместо обычных налогов, которые время от времени взимаются сборщиками налогов. Конечно, этими сборщиками налогов должны были стать джайнские монахи. Подготовив таким образом путь для них, царь побудил Высочайшего послать монахов в те страны, ибо они не нашли бы там никаких препятствий для жизни. Соответственно, в страны Андхра и Драмила были посланы миссионеры, которые нашли ситуацию именно такой, какой её описал царь. Таким образом, нецивилизованные народы попали под влияние джайнизма».