Смекни!
smekni.com

© А. К. Рой, 1985 (стр. 26 из 33)

Император Акбар, услышав о нём от джайнов из Фатехпур-Сикри, выразил желание встретиться с ним. Он отправил правителю Гуджарата Сабахуддину Ахмад Хану приказ, согласно которому тот был обязан послать Хиравиджаю Сури в Фатехпур-Сикри, как только это станет возможным, и предоставить ему все необходимые средства: эскорт, слонов, лошадей и повозки.

Хиравиджая Сури родился в 1527 г. в Паланпуре, штат Гуджарат, в осавальской семье[195]. Его родители умерли, когда он был ещё ребёнком, потому он был воспитан сёстрами. В 1540 г. он стал учеником Виджаяданы Сури и получил имя Хирахарша. Для получения дальнейшего образования его направили в Девагири – известный в те времена центр санскритской учёности. Там он последовательно получил титулы пандита (в 1550), упадхьяи[196] (в 1552), и сури (1553). С тех пор он стал известен как Хиравиджая Сури. В 1556 г., когда умер его гуру, шветамбарская община Гуджарата избрала его своим бхаттаракой.

Джайны Ахмедабада встретили указ императора с огромной радостью. Многие другие джайнские монахи решили сопровождать Сури в столицу. Дисциплинарные правила джайнских монахов предписывают им принимать только ту пищу, которая была приготовлена домохозяевами для нужд своей семьи, но поскольку на всём их пути от Ахмедабада до Фатехпур-Сикри было невозможно найти достаточное для того, чтобы прокормить такую большую группу монахов число джайнских семейств, некоторые миряне отправились в путь вместе с этой группой. По утрам они снимались с места раньше, чем монахи и, пройдя небольшое расстояние, готовили под деревьями на обочине дороги достаточное для одного дня количество пищи, после чего ждали прибытия монахов.

Вполне естественно, что строгий джайнский аскет Хиравиджая не воспользовался слонами, предложенными правителем Гуджарата, а предпочёл пройти весь путь пешком.

Хиравиджая Сури прибыл в Фатехпур-Сикри на двенадцатый день тёмной половины месяца Джьяйштха[197] 1582 г. «Усталый путешественник был принят со всей императорской пышностью и находился на попечение Абу-ль-Фазла, пока монарх не нашёл времени побеседовать с ним. После долгого разговора на религиозные и философские темы, проведённого сначала с Абу-ль-Фазлом, а затем и с Акбаром, Сури нанёс визит в Агру. Поскольку приближался сезон дождей, он вернулся в Фатехпур-Сикри и убедил императора выпустить посаженных в клетки птиц, а также запретить убийство животных в определённые дни. В течение следующего года (1583) эти указы были расширены, а за непослушание им грозила высшая мера наказания. Акбар даже отказался от некогда любимой им охоты и наложил ограничения на рыбную ловлю. Сури, получив титул Джагад-гуру («учитель мира») и посетив Агру и Аллахабад, в 1584 г. вернулся в Гуджарат»[198].

Один из тех учёных монахов, которые сопровождали Хиравиджаю Сури, остался при дворе императора. Его звали Бхану Чандра. Необходимо отметить, что Бхану Чандра (как Бхан Чанд) и ещё один джайн – Виджаясена Сури (как Биджай Сен Сур) также были включены Абу-ль-Фазлом в его список самых учёных личностей того времени. Но он поместил их в пятый класс. «Лица, входящие в пятый класс, фанатичны, и не могут выйти за пределы узкой сферы открытых учений». Другими словами, Бхану Чандра и Виджясена были сведущи в шветамбарских текстах, но не обладали той широтой видения, какую имел Хиравиджая Сури.

В свою работу Айн-и-Акбари Абу-ль-Фазл включил довольно-таки длинную главу о джайнизме[199]. Скорее всего, он получил большую часть сведений от Бхану Чандры. Он пишет: «Автор не встретил никого, кто бы обладал личным знанием об обеих сектах, поэтому его рассказ о дигамбарах был написан, так сказать, в темноте, однако, имея некоторое знакомство с одним учёным из секты шветамбаров, также известных как Севра, он смог дать достаточно полную информацию»[200].

Интересно отметить, что вплоть до начала 17 в. нет никаких сведений об учёных-дигамбарах в северной Индии. Джайнские учёные работали при дворе в Дели и до периода Моголов. Например, Тхаккара Пхеру был «лаборантом»[201] при казне Алауддина Кхалджи (1316), а позднее, в период правления Кутбуддина Мубарака, стал главой монетного двора. Другой учёный – Махендра Сури, написал труд по астролябиям, называемый Янтра-раджа. В своём комментарии на эту книгу его ученик Малаенду Сури говорит: «Книга была написана Махендрой Сури, главным астрономом (астрологом) Фируза». (Шах Тугхлак, 1351 - 1388). Как Тхаккара Пхеру, так и Махендра Сури явно были шветамбарами.

Второстепенные подразделения шветамбаров.

Начиная со столетия, предшествующего появлению Хемачандры, мы находим признаки разделения шветамбаров на ряд групп. Эти группы, называемые гаччхами, формировались вокруг их лидеров, как правило, знаменитых монахов. Процесс формирования таких групп продолжался с 11 по 13 в., в результате чего возникло, как принято считать, 84 гаччхи[202]. Большая часть этих гаччх, однако, не пережила своих основателей и, вероятно, слилась с другими группами. В настоящее время большая часть шветамбаров Гуджарата и Раджастхана принадлежит к следующим трём гаччхам:

1. Кхаратарагаччха.

2. Тапагаччха.

3. Анчалагаччха.

Если сохранились ещё какие-то группы, то они малоизвестны. Важной чертой всех этих гаччх является то, что между ними не существует вообще никаких доктринальных различий. Всё, что отличает одну гаччху от другой, это то, что каждая из них имеет собственные храмы и собственных святых. Эти группы, однако, не кристаллизовались в касты, в том смысле, что они не являются эндогамными. Фактически, трудно определить, какой цели служит это разделение. Несомненно только то, что когда-то гаччха означала группу последователей определённого монаха, но более это не так.

Кхаратарагаччха.

Не существует никакой аутентичной истории формирования этих гаччх, но есть один способ, с помощью которого можно определить, к какому моменту та или иная гаччха сформировалась. Среди джайнов существовал общий обычай упоминать свои гаччхи в каменных надписях, делавшихся, когда они жертвовали средства на храмовое и другое религиозное строительство. Из таких надписей (в той мере, в какой они аутентичны) мы знаем, что Кхаратарагаччха возникла до 1090 г., поскольку первая надпись, упоминающая эту гаччху, датируется 1147 г. эры Викрам Самват.

Легенды о возникновении этой гаччхи варьируют. Одна из них говорит, что Джинешвара Сури одержал победу в религиозном диспуте с чайтьявасинами (монахами, пребывавшими в храмах), состоявшемся при дворе царя Дурлабхараджи в 1022 г. и получил от него титул «кхаратара» («человек смелого характера»)[203]. Поэтому его ученики были названы Кхаратарагаччхой. Другая легенда говорит, что эта гаччха была основана в 1147г. Джинадаттой Сури. Существует также и мнение, что она была основана Джинаваллабхой Сури.

В отличие от дигамбаров, начинающих генеалогию своих понтификов с Бхадрабаху II или Кунда-Кунды, шветамбары начинают свою генеалогию с самого Махавиры. В одной такой генеалогии[204], принадлежащей Брихаткхаратарагаччхе, упоминается, что после Удьотаны, 37-ого понтифика, джайнская сангха (шветамбары игнорировали существование дигамбаров) разделилась надвое. Этот Удьотана имел двух учеников: Вардхаману и Сарвадеву, которые и основали кхаратарагаччху и тапагаччху соответственно. Но в любом случае сейчас нельзя сказать ничего определённого относительно основателей этих групп. Сейчас Кхаратарагаччха является самой популярной гаччхой в Гуджарате и Раджастхане.

Тапагаччха.

Легенда повествует, что основатель этой гаччхи Джагаччандра Сури за свой суровый аскетизм получил от царя Джайтрасинхи эпитет «Тапа». Это было в 1228 г[205]. С тех пор линия преемственности его учеников называется Тапагаччха. Членов этой гаччхи можно найти по всей Индии, но в основном они сосредоточены в Пенджабе и Харьяне. Они имеют ряд образовательных и религиозных учреждений, например, Джайнский колледж в Амбале, штат Харьяна.

Анчалагаччха.

Ранее эта гаччха называлась «Видхипакша»: термин, означающий «поддерживать священные ритуалы». Монахи этой группы на время выполнения пратикраманы[206] прикрывают рот куском ткани, называемым «анчала», вместо полной повязки мукхапатти, отчего и произошло название «Анчалагаччха». Считается, что Видхипакша возникла в 1156 г., однако надписи, упоминающие эту гаччху, начали появляться по всей северной Индии с 15 в.

Лонкагаччха.

Это самое важное протестантское движение среди шветамбаров. Все более поздние движение подобного характера: биджамата, стханакваси и терапантха являются производными Лонкагаччхи. Основателем этого движения был Лонка Шаха, в честь которого и названа гаччха.

Лонка Шаха жил в середине 15 в. То столетие было весьма важным в религиозной истории северной Индии. Свежие ветры начали дуть в это время: Кабир[207], Нанак[208] и т.д. основывали свои секты и религии, главным принципом которых была преданность Богу, лишённому атрибутов. Очевидно, это было результатом исламского влияния, хотя точная степень такого влияния остаётся спорной. Эта атмосфера протеста против поклонения изображениям затронула и джайнизм.

Лонка жил в Ахмедабаде, хотя некоторые утверждают, что он был родом с полуострова Катхиявар. Он служил у мусульманских правителей Гуджарата. Однажды он увидел, как мусульманские охотники ловят силками птиц, и был настолько травмирован этим жестоким актом, что бросил свою работу у мусульман и начал зарабатывать на жизнь переписыванием джайнских рукописей.