Смекни!
smekni.com

© А. К. Рой, 1985 (стр. 28 из 33)

Хотя их труды и не представляют собой большой литературной ценности, та наполненная учёбой жизнь, которую ведут джайнские монахи, подразумевает необходимость библиотек. По этой причине собрания книг (грантха бхандара) существуют в любом месте, где проживает более-менее значительное число джайнских семей. Д-р К.Ч. Касливал насчитал 100 таких собраний в одном только Раджастхане. Эти собрания содержат не только джайнскую религиозную литературу, но и массу мирских книг (произведения Калидасы, например), а иногда и книги по музыке.

Важным вкладом джайнов в индийскую культуру являются бесчисленные прекрасные храмы, построенные ими по всей стране. Некоторые из них, расположенные в отдалённых местах, избежали разрушений со стороны врагов идолопоклонения. Но именно вследствие этого самого факта некоторые из них не очень хорошо известны даже сегодня. В качестве примеров можно упомянуть храмы в Ранакапуре (округ Пали, Раджастхан) и 31 храм в Деогархе (Лалитпур Техсил в округе Джханси). Во втором из них имеется более тысячи статуй джин, одна из которых описыватся как «один из величайших шедевров, когда-либо созданных индийской душой»[219].

С древних времён джайнские торговцы славились своим богатством. Нельзя сказать, что каждый из них был богат, но интересным фактом является то, что те семьи, котрые были самыми богатыми в своих городах и за это получили от Моголов титул «нагара-сетх»[220], остаются богатыми и по сей день. Вот только два примера: Сетх Кус-Турбхай, нагара-сетх Ахмедабада, и Дживарадж Валчанд Ганди, нагара-сетх Шолапура[221]. Многие джайны хорошо использовали своё богатство: в области строительства больниц, школ, колледжей, дхармашал[222] и прочих подобных учреждений вклад джайнов непропорционально превышает вклад остальной части населения Индии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАНОНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ШВЕТАМБАРОВ.

Канонические книги шветамбаров (дигамбары не считают их подлинными) не являются работами самого Махавиры, хотя некоторые из них и считаются его беседами с Индрабхути (также известным как Гаутама) и Судхармой, которые последний передал своему ученику Джамбусвами.

Джайны верят, что изначально (т.е. со времени первого тиртханкары) существовало два вида священных писаний: класс Пурва, насчитывавший 14 текстов, и класс Анга, насчитывавший 11 текстов. Кроме того, сокращённое содержание 14 Пурв составило двенадцатую Ангу. Всё это называлось дриштивадой. Полное знание 14 Пурв передавалось по линии преемственности до Стхулабхадры, восьмого патриарха. Следующие семь патриархов вплоть до Ваджры знали лишь 10 Пурв. С течением времени их знание постепенно утрачивалось, и к моменту записи Канона (через 980 лет после нирваны Махавиры) были утеряны все Пурвы, а также 12-ая Анга. Такова шветамбарская версия потери Пурв. (Дигамбарская слегка отличается в деталях и, кроме того, они считают, что через девять поколений были потеряны и все Анги.)

11 Анг представляют собой древнейшую часть Канона, которая в настоящее время включает в себя 45 текстов. Прочие 34 текста разделены на следующие категории: Уванга (Упанга) (12); Пайнна (Пракирна) (10); Ччхея-сутта (Ччхеда-сутра (6); два независимых текста: Нанди-сутра и Ануйогадвара; и четыре Мула-сутры.

1. Анги:

1. Айяранга-сутта (Ачаранга-сутра)

2. Суйягадамга (Сутракританга)

3. Тханамга (Стхананга-сутра)

4. Самавайанга

5. Бхагавати вия-хапаннатти (Бхагават- вьякхья-праджняпти-сутра)

6. Найя-дхаммакахао (Джнятадхармакатханга-сутра)

7. Увасагадасао (Упасакадашанга-сутра)

8. Амтагададасао (Антакриддашанга-сутра)

9. Ануттаровавайядасао (Ануттаропапатикадашанга-сутра)

10. Панхавагал-аниям (Прашнавьякарана-сутра)

11. Вивагасуйям (Випака-сутра).

2. Упанги, или «вторичные члены»:

1. Увавайя (Аупапатика-сутра)

2. Райяпасенайджджа или Райяпасения (Раджапрашния-сутра)

3. Дживабхигама

4. Паннавана (Праджняпана-сутра)

5. Сурьяпаннятти (Сурьяпраджняпти-сутра)

6. Джамбуддивапаннятти (Джамбудвипа-праджняпти)

7. Чамдапаннятта (Чандрапраджняпти-сутра)

8. Нираявали

9. Каппавадамсао (Кальпаватансика-сутра)

10. Пуппхиао (Пушпика-сутра)

11. Пуппхачулиао (Пушпачулика-сутра)

12. Ванхидасао (Врашнидаша-сутра)

3. Пракирна, т.е. «разбросанные кусочки»:

1. Чаушарана (Чатухшарана)

2. Айюрпачакхана (Айюрпратьякхьяна)

3. Бхаттапаринна (Бхактипариджня)

4. Санстара (Сантхара)

5. Тандулвеялия (Тандулавайталика)

6. Чамдавиджджхая (Чандраведхьяка)

7. Девиндаттхаа (Девендрастава)

8. Ганивиджджа (Ганивидья)

9. Махапаччаккхана (Махапратьякхьяна)

10. Вираттхаа (Вирастава)

4. Ччхеда-сутры:

1. Нисиха (Нишитха-сутра)

2. Маханисиха (Маханишитха-сутра)

3. Вавахара (Вьявахара-сутра)

4. Айярадасао (Ачарадаша-сутра)

5. Каппа (Кальпа-сутра)

6. Панчакаппа (Панчакальпа-сутра)

5. Независимые тексты:

1. Нанди-сутра

2. Ануйогадвара

6. Мула-сутры:

1. Уттараджхаяна (Уттарадхьяяна-сутра)

2. Авашшая (Авашьяка-сутра)

3. Дашавеялия (Дашавайкалика-сутра)

4. Пинданиджджутти (Пинда-нирукти)

Третья и четвёртая Мула-сутры иногда называются Оханиджджутти (Огха-нирукти) и Паккхи (Пакшика-сутра), а иногда они встречаются в списке Ччхеда-сутр.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КАНОНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДИГАМБАРОВ.

Дигамбары утверждают, что первоначальные Анги, содержавшие учение тиртханкаров, в том числе и Махавиры, были постепенно потеряны, поскольку ачарьи, знавшие их, ушли из жизни так и не убедившись в том, что ученики освоили их. Таким образом, сейчас не существует никакой возможности реконструкции первоначальных слов Махавиры. Поэтому дигамбары не признают в качестве канонических те работы, которые считаются таковыми шветамбарами и опираются только на те тексты, которые были составлены их ранними ачарьями.

Этими ачарьями были Кунда-Кунда, Умасвати, Пушпаданта, Бхутавали, Ганадхарачарья, Картикея, Ваттакера и т.д.

Большинство из них проживало в южной Индии. Единственным исключением был Умасвати, чья Таттвартха-сутра, как обычно считается, была написана в Паталипутре.

Но, кажется, среди дигамбаров нет единодушия во мнениях о том, какие работы должны считаться самыми священными из канонической литературы и каким образом её надо классифицировать. Семьдесят лет назад, когда писал Винтериц, было принято разделять её на четыре группы, которые иногда называются четырьмя Ведами. Эта система распределения следующая:

1. Пратхамануйога (мифологические работы, называемые Пуранами):

1. Падма-пурана

2. Харивамша-пурана

3. Тришаштилакшана-пурана

4. Маха-пурана

5. Уттара-пурана

2. Каранануйога (космологические работы):

1. Сурья-праджняпти

2. Чандра-праджняпти

3. Джаядхавала

3. Дравьянуйога (философия):

Философские работы Кунда-Кунды,

Таттвартхадхигама-сутра Умасвати и

Аптамиманса Самантабхадры.

4. Чаранануйога (дисциплина и ритуалы):

Мулачара и Триварначара Ваттакеры и

Ратнакаранда шравакачара Самантабхадры.

Но в настоящее время существует практика подразделения самой священной из литературы дигамбаров на две группы:

1. Кармапрабхрита («Главы о карме»):

Это также называется Шаткхандагама, составленная Пушпадантой и Бхутавали на основе утерянной дриштивады предположительно в 7 в. после нирваны Махавиры. Комментарий Вирасены (9 в) на первые пять глав этой книги почитается равным образом.

2. Кашаяпрабхрита («Главы о страстях»):

Это работа Гунадхары, составленная также на основе дриштивады и в то же самое время, что и Кармапрабхрита. Равным образом почитаются и комментарии к ней Вирасены и его ученика Джинасены.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТИРТХАНКАРЫ.

Здесь приводится последовательность джайнских тиртханкаров. В джайнских храмах статуя тиртханкары занимает центральное место. Они изображаются либо стоящими в позе кайотсарга, либо сидяими в позе йогасана. Поскольку все они выглядят более-менее одинаково, их приходится идентифицировать по соответствующим эмблемам. Эта эмблема, обычно животное, изображается внизу, на троне тиртханкары. Тиртханкары обычно сопровождаются божествами-хранителями, или помощниками, называемыми якшами и якшинями. Эмблемы тиртханкаров и имена их спутников, принятые в дигамбарской системе в нескольких случаях отличаются от принятых в шветамбарской системе. Иногда рядом с образом тиртханкары изображается ещё и дерево, по которому также можно идентифицировать того или иного тиртханкару. Эти деревья называются «дикшаврикша», поскольку тиртханкары достигали всеведения во время медитации под соответствующими деревьями.

Эмблемы и имена помощников были стандартизированы около 8 в.

тиртханкара цвет дерево эмблема
1 Ришабха (Адинатха) золотистый баньян бык
2 Аджита золотистый шала слон
3 Самбхава золотистый праяла конь
4 Абхинандана золотистый приянгу обезьяна
5 Сумати золотистый шала птица: кроншнеп, серая куропатка, красный гуь
6 Падмапрабха красный чатра красный лотос
7 Супаршва зелёный (Д) или золотистый (Ш) шириша свастика или змеи над головой
8 Чандрапрабха белый нага месяц или луна
9 Пушпаданта (Сувидхи) белый шали крокодил, дельфин, краб
10 Шитала золотистый приянгу шриврикша (четырёхлепестковая эмблема) (Д), шриватса (Ш)
11 Шреямса золотистый тандука носорог
12 Васупуджья красный патали бык или буйвол
13 Вимала золотистый джамбу кабан
14 Ананта золотистый ашока ястреб или медведь
15 Дхарма золотистый дадхи молния
16 Шанти золотистый нанди олень
17 Кунтху золотистый бхилака коза
18 Ара золотистый манго рыба (Д) или усложнённая свастика (Ш)
19 Малли золотистый (Д) или голубой (Ш) ашока кувшин с водой
20 Мунисуврата чёрный чампака черепаха
21 Нами золотистый бакула голубой лотос
22 Неми (Ариштанеми) чёрный веташа раковина
23 Паршва голубой дхатаки змей на троне или семь змей скапюшонами над головой
24 Махавира (Вардхамана) золотистый шала лев

Д – дигамбары; Ш – шветамбары.