тиртханкара | якша | якшини | |
Ришабха (Адинатха) | Гомукха | Чакрешвари (Д) или Апратичакра (Ш) | |
Аджита | Махаякша | Рохини (Д) или Аджитабала (Ш) | |
Самбхава | Тримукха | Пражняпти (Д) или Дуритари (Ш) | |
Абхинандана | Якшешвара (Д) или Якшанаяка (Ш) | Ваджрашринкхала (Д) или Калика (Ш) | |
Сумати | Тамбуру | Пурушадатта (Д) или Махакали (Ш) | |
Падмапрабха | Кушума | Мановега, Маногупти (Д) или Шьяма, Ачьюта (Ш) | |
Супаршва | Варананди (Д) или Матанга (Ш) | Кали (Д) или Шанта (Ш) | |
Чандрапрабха | Шьяма (Д) или Виджая (Д и Ш) | Джваламалини (Д) или Бхрикути (Ш) | |
Пушпаданта | Аджита | Махакали или Аджита (Д) или Сутара (Ш) | |
Шитала | Брахма, Брахмешвара или Брахмашанти | Манави (Д) или Ашока (Ш) | |
Шреямса | Ишвара (Д) или Якшета (Ш) | Гаури (Д) или Манави (Ш) | |
Васупуджья | Кумара или Чандра | Гандхари (Д) или Чанда (Ш) | |
Вимала | Шанмукха или Карттикея | Ваджроти или Ваджротья (Д) или Видита (Ш) | |
Ананта | Патала | Анатамати (Д) или Анкуша (Ш) | |
Дхарма | Киннара | Манаси (Д) или Кандарпа (Ш) | |
Шанти | Кимпуруша (Д) или Гаруда (Ш) | Махаманаси (Д) или Нирвани (Ш) | |
Кунтху | Гандхарва | Виджая или Джая (Д) или Нирвани (Ш) | |
Ара | Кендра (Д) или Якшендра (Ш) | Аджита (Д) или Дхана (Ш) | |
Малли | Кувера | Апараджита (Д) или Вайротья (Ш) или Дхаранаприя (Ш) | |
Мунисуврата | Варуна | Бахурупини (Д) или Нарадатта (Ш) | |
Нами | Бхрикути | Чамунда (Д) или Гандхари (Ш) | |
Неми (Ариштанеми) | Сарвахна (Д) или Гомедха (Ш) | Кушмандини или Дхармадеви (Д) или Амбика (Ш) | |
Паршва | Дхаранендра или Паршваякша | Падмавати | |
Махавира (Вардхамана) | Матанга | Сиддхайни или Сиддхайика |
Д – дигамбары, Ш – шветамбары.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. СТХАВИРАВАЛИ КАЛЬПА-СУТРЫ.
Кальпа-сутра шветамбаров даёт последовательность патриархов своей общины. Это общепринятый среди них список. Хемачандра следовал ему, за исключение ряда случаев, когда он опускал детали, связанные с некоторыми патриархами, перечисленными в этом списке. (Другой вариант последовательности патриархов шветамбаров, приводимый в Нанди-сутре, даётся в Приложении 5.)
Махавира имел 11 ганадхаров. Они знали 14 Пурв, 12 Анг и всю Сиддханту[223]. Большинство из них, за исключением Индрабхути и Судхармы, умерли ещё при жизни Махавиры. «Все ниргрантха шраманы сегодняшнего дня – наследники монаха Арья Судхармы; прочие же ганадхары не оставили преемников»[224].
Учениками Махавиры были:
1. Судхарма
2. Джамбу
3. Прабхава
4. Шайямабхава, отец Манаки
5. Яшобхадра.
Далее Кальпа-сутра продолжает свой перечень в двух вариантах: один краткий, а другой даёт ганы, кулы и шакхи, основанные соответствующими учителями. «Гана» означает школу, основанную определённым учителем. Это, вероятно, эквивалент современного термина «гаччха». «Кула» обозначает последовательность учителей в одной линии преемственности, а «шакха» – линии преемственности, берущие начало от каждого отдельного учителя.
В кратком варианте перечень старейшин после Арьи Яшобхадры таков:
6. Бхадрабаху и Самбхутавиджая
7. Стхулабхадра
8. Махагири и Сухасти
9. Сустхита и Супратибуддха, по прозвищам Котика и Какандака
10. Индрадатта
11. Датта
12. Синхагири
13. Ваджра
14. Ваджрасена
Далее Кальпа-сутра продолжает подробный перечень имён учеников и названий ган, кул и шакх, основанных девятью поколениями старейшин. Некоторые из них приводятся ниже:
6а. Бхадрабаху имел четырёх учеников, один из которых – Годаса, был основателем Годаса-ганы, которая была разделена на четыре шакхи: тамралиптика, котиваршия, пундравардхания и дашикхарбатика.
Необходимо отметить, что из этих четырёх шакх, основанных Годасай, три были названы в честь бенгальских городов. Далее в истории джайнизма имена этих шакх, а также и прочих, основанных учениками Бхадрабаху, не встречаются.
6б. Самбхутавиджая имел 12 учеников-мужчин, один из которых – Стхулабхадра, фигурирует в данном перечне под № 7. Помимо них, Самбхутавиджая имел 7 учениц-женщин.
8а. Махагири, который, возможно, был старшим из двух учеников Стхулабхадры, имел восемь учеников. Из этих восьми нам имеет смысл назвать лишь двух: Кодинну и Рохагутту. Считается, что ученик Кодинны Ассамитта вызвал четвёртый раскол общины в 220 г. после нирваны Махавиры, а Рохагутта начал шестой раскол, имевший место в 544 г. после нирваны Махавиры. Поскольку представляется невероятным, что один из них мог прожить более 300 лет, то остаётся предположить, что тот Рохагутта, который спровоцировал шестой раскол, был другим лицом. Среди восьми учеников Махагири мы не находим имени Бахулы, который, согласно Нанди-сутре[225], был главой джайнской общины после Махагири. Отсутствие этого имени в Кальпа-сутре представляет собой интригующий факт.
8б. Сухасти имел 12 учеников, и некоторые из них основали ганы, шакхи и кулы. Некоторые из этих ган и кул упоминаются в надписях, обнаруженных в Канкали-тиле в Матхуре. Этот факт доказывает, что длинный перечень названий, приводимый в Кальпа-сутре, – не фикция, и по крайней мере часть этих групп действительно существовала. К сожалению, надписи в Матхуре не упоминают понтификов того времени. Таким образом, мы не в состоянии установить хронологию руководителей джайнской общины из независимых источников.
В связи с последним вопросом для нас могут иметь значение лишь двое из учеников Сухасти: Сустхита и Супратибуддха, поскольку ганы, кулы и шакхи, основанные ими, прослеживаются и в матхурских надписях. Эти два понтифика основали Каутика-гану, наиболее часто встречающуюся в тех надписях. Эта гана, в свою очередь, была разделена на четыре кулы.
Названия кул приводятся ниже:
Согласно Кальпа-сутре: Согласно надписям в Матхуре:
Бамбхалиджджа Брахмадашика
Ваччхалиджджа Ваччхалия
Ваниджджа Тхания или Стхания
Панхаваханая Панхаваханава
В случае с шакхами мы имеем следующее:
Согласно Кальпа-сутре: Согласно надписям в Матхуре:
Уччханагари Уччхенагари
Видьядхари –
Ваджри Ваджри или Вери
Маджджхимилла Маджхима
Второй после Каутики по числу упоминаний в матхурских надписях является Варана-гана, однако в Кальпа-сутре такая не упоминается. Кальпа-сутра упоминает Чарана-гану, из чего было сделано предположение[226], что, поскольку буквы «ча» и «ва» алфавита брахми похожи, то в действительности название ганы должно читаться «варана», а при переписывании сутры была сделана ошибка. Если мы примем такую теорию, то обнаружим сходство в названиях кул этой ганы:
Кулы Чарана-ганы из Кальпа-сутры: Кулы Варана-ганы из надписей в Матхуре:
Ваччхалиджджа Ваччхали-ято
Притидхармика Петавамика
Халиджджа –
Пушьямитрика Пушьямитрия
Малиджджа –
Арьячетака Арьячетия
Канхасава Арьяхаттакия
– Айябхистия
– Надика
Чарана-гана из Кальпа-сутры была основана Шригуптой, одним из учеников Сухасти. Эта гана также подразделялась на четыре шакхи. Их параллели с матхурскими надписями следующие: