Шакхи Чарана-ганы из Кальпа-сутры: Шакхи Варана-ганы из надписей в Матхуре:
Харитамалакари Харитамалакадхи
Самкашика Самкашия
Гаведхука –
Ваджранагари Ваджанагари
– Ода
Сходство в названиях поразительно. Так что вполне вероятно, что вышеприведённое предположение о том, что слово «чарана» должно читаться как «варана», т.е. в соответствии с матхурскими надписями, верно.
Следующими двумя понтификами общины были:
10. Индрадатта (один из пяти учеников Сустхиты и Супратибуддхи)
11. Датта.
Хемачандра в своей Стхавиравали полностью игнорирует этих двух понтификов. Кальпа-сутра тоже ничего не говорит о них, кроме упоминания их кланов. Более того: мы не знаем, чьим учеником был Датта. Следующими двумя понтификами были:
12. Синхагири (ученик Датты)
13. Ваджра (ученик Синхагири)
Чьим учеником был следующий патриарх – Ваджрасена, мы не знаем.
Ваджрасена был последним понтификом в краком списке Кальпа-сутры. Подробный перечень даёт ещё 19 имён, начиная с Пушьягири и кончая Скандильей. После этого Кальпа-сутра приводит шесть гатх[227], дающих имена ещё шести понтификов, последним из которых был Кшамашрамана Девариддхи, председательствовавший на соборе в Валабхи. На этом соборе и были записаны канонические книги шветамбаров. Имена этих 25 понтификов следующие:
15. Пушьягири
16. Пхалгумитра
17. Дханагири
18. Шивабхути
19. Бхадра
20. Накшатра
21. Ракша
22. Нага
23. Джехила
24. Вишну
25. Калка
26. Сампалита и Бхадра
27. Вриддха
28. Сангхапалита
29. Хастин
30. Дхарма
31. Синха
32. Дхарма
33. Скандилья
34. Джамбу
35. Нандита
36. Кшамашрамана Дешигани
37. Кшамашрамана Стхирагупта
38. Дхарма
39. Кшамашрамана Девариддхи
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СТХАВИРАВАЛИ НАНДИ-СУТРЫ.
Стхавиравали (последовательность понтификов) приводится в первой главе Нанди-сутры. Данный список соответствует приведённому в Кальпа-сутре вплоть до Махагири и Сухасти, но далее они полностью расходятся. Стхавиравали Нанди-сутры не очень хорошо известна среди шветамбаров и, кроме того, в настоящее время не существует ни одногй легенды, касающейся понтификов, упомянутых в этом списке, за исключением Мангу. Последовательность стхавир согласно Нанди-сутре такова:
1. Сухамма из Аггивешана готты[228].
2. Джамбу из Касава готты
3. Прабхава из Каччаяна готты.
4. Сиджджамбхава из Ваччха готты.
5. Джасабхадда из Тунгия готты.
6. Самбхуйя из Мадхарама готты.
7. Бхаддабаху из Пайннама готты.
8. Тхулабхадда из Гояма готты.
9. Махагири и Сухаттхи из Ваччха готты.
10. Бахула из Косия готты.
11. Шьяма из Хайрья готты.
12. Самаджджа из Мохай готты.
13. Самдилла из Косия готты.
14. Аджджа Самудда.
15. Аджджа Мангу.
16. Аджджа Дхамма.
17. Бхаддагупта.
18. Аджджа Вайра.
19. Аджджа Ракшита.
20. Аджджа Нандила.
21. Аджджа Нагахатти.
22. Ревати.
23. Бамбхаддивага Сихи.
24. Кхандила.
25. Нагаджджуна.
26. Нагаджджуна II.
27. Говинда.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ПАТТАВАЛИ СОГЛАСНО ТРАДИЦИИ БРИХАТ-КХАРАТАРАГАЧЧХИ.
Даты рождения (р.) и вступления в должность (в.) приводятся в соответствии с эрой Викрама Самват.
1. Судхарма
2. Джамбу
3. Прабхава
4. Шайямабхава
5. Яшобхадра
6. Самбхутавиджая
7. Бхадрабаху
8. Стхулабхадра
9. Махагири
10. Сухасти
11. Сустхита
12. Индра
13. Динна
14. Синхагири
15. Ваджра
16. Ваджрасена
17. Чандра
18. Самантабхадра
19. Вриддхадева
20. Прадьотана
21. Манадева
22. Манатунга
23. Вира II
24. Джаядева
25. Девананда
26. Викрама
27. Нарасинха
28. Самудра
29. Манадева
30. Вивудхапрабха
31. Джаянанда
32. Равипрабха
33. Яшобхадра
34. Вималачандра
35. Дева
36. Немичандра
37. Удьотана
Двое учеников Удьотаны: Вардхамана и Сарвадева стали главами тех гаччх, которые позднее были названы Кхаратарагаччха и Тапагаччха.
38. Вардхамана
39. Джинешвара
40. Джиначандра
41. Абхаядева
42. Джинаваллабха
43. Джинадатта (р. 1132)
44. Джиначандра
45. Джинапати (р. 1210, в. 1223)
46. Джинешвара (р. 1245, в. 1278)
47. Джинапрабодха (р. 1285, в. 1331)
48. Джиначандра (р. 1326, в. 1341)
49. Джинакушала (р. 1337, в. 1377)
50. Джинападма
51. Джиналабдхи
52. Джиначандра
53. Джинодая (р. 1375)
54. Джинодая (в. 1432)
55. Джинабхадра
(Джинавардхана, который должен занимать место между 54-м и 55-м, был лишён титула «сури» за нарушение обета безбрачия.)
56. Джиначандра (р. 1487, в. 1514)
57. Джинасамудра (р. 1506, в. 1530)
58. Джинаханса (р. 1524, в. 1555)
59. Джинаманикья (р. 1549, в. 1582)
60. Джиначандра (р. 1595, в. 1612)
61. Джинасинха (Р. 1615, в. 1670)
62. Джинараджа (р. 1647, в. 1674)
63. Джинаратна (р. 1699)
64. Джиначандра (р. 1711)
65. Джинасаукхва (р. 1763)
66. Джинабхакти (р. 1770, в. 1780)
67. Джиналубха (р. 1784, в. 1804)
68. Джиначандра (р. 1809, в. 1834)
69. Джинахарша (р. 1856)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ПАТТАВАЛИ ДИГАМБАРОВ.
Сарасватигаччха:
1. Бхадрабаху II
2. Гуптигупта
3. Магханади
4. Джиначандра I
5. Кунда-Кунда
6. Умасвами
7. Лохачарья II
8. Яшокирти
9. Яшонанди
10. Девананди
11. Пуджьяпада
12. Гунананди
13. Ваджрананди
14. Кумарананди
15. Локачандра
16. Прабхачандра
17. Немичандра
18. Бханунанди
« »
84. Падмананди (Дели)
85. Субхачандра (Дели)
86. Прабхачандра (Дели)
87. Джиначандра (Читторгарх)
88. Дхармачандра (Читторгарх)
После этих были бхаттараки в Гуджарате. Их имена вместе с годом вступления в должность согласно эре Викрама Самват даются ниже:
89. Лалитакирти (1603)
90. Чандракирти (1622)
91. Девендракирти (1662)
92. Нарендракирти (1691)
93. Сурендракирти (1722)
94. Джагаткирти (1733)
95. Девендракирти (1770)
96. Махендракирти (1792)
97. Семендракирти (1815)
98. Сурендракирти (1822)
99. Сукхендракирти (1852)
100. Наянакирти (1879)
101. Девендракирти (1883)
102. Махендракирти (1938)
ПРИМЕЧАНИЯ.
(Примечания переводчика помечены инициалами.)
[1] Данные на первую половину 1980-х. По данным 2001 г. джайнов в Индии насчитывалось 4225000, что составляло 0,4% населения. (The Ahimsa Times, июнь 2005.) (Г.Г.)
[2] Тиртханкара: указывающий брод или переправу. (Г.Г.)
[3] Дигамбара: одетые в одежду стран света. Иногда встречается перевод «одетые пространством», но это кажется неадекватным, поскольку «пространственное» значение слова «диш» («диг») связано, скорее, с расстоянием, чем объёмом чего-либо. Встречается также перенвод «одетые небом». (Г.Г.)
[4] Шветамбара: одетые в белое. (Г.Г.)
[5] На языке тулу, принадлежащем к дравидийской семье, говорят в Западных Гхатах штата Карнатака. (Г.Г,)
[6] В написании этого имени часто опускается «а»: «Хирвиджая» вместо «Хира Виджая», что вызвано особенностями эволюции индийских языков. (Г.Г.)
[7] Возможны разные варианты перевода: «доктрина «может быть», «доктрина возможного». (Г.Г.)
[8] Здесь имеются в виду дигамбарские терапантхи. Секта с таким же названием существует и среди шветамбаров. (Г.Г.)
[9] Священные книги Востока, том XXII.
[10] Уттарадхьяяна-сутра упоминает Кеши в качестве ученика Паршванатхи. Это одно из нескольких указаний на то, что Паршванатха был исторической фигурой.
[11] Уттарадхьяяна-сутра (23), 87, в «Священных книгах Востока», том XLV.
[12] А.А. Макдонелл, Прошлое Индии.
[13] Риг-веда, IX, 113, 9-11.
[14] Риг-веда, IX, 104, 2
[15] Поздний гимн в Риг-веде (Х, 136) упоминает о существовании мудрецов (муни). Значение этого гимна неясно. Возможно, муни был человеком, обладавшим сверхъестественной силой.
[16] Священные книги Востока, том ХV.
[17] Брихадараньяка Упанишад также упоминает Аджаташатру, современника Джанаки, но тот жил в Каши, а не в Магадхе.
[18] Кошала и Видеха отсутствуют в ранней ведической литературе. Впервые они упоминаются в Шатапатха Брахмане, которая рассказывает историю о распространении арийской культуры.
[19] Ведический индекс, том II
[20] Там же.
[21] Шива-Покровитель животных. (Г.Г.)
[22] Шива-Великий Йогин. (Г.Г.)
[23] Энциклопедия мирового искусства, VIII.
[24] Исследования источников буддизма.
[25] Чудо, которым была Индия.
[26] Р.Н. Дандекар, Некоторые аспекты истории индуизма.
[27] Там же.
[28] Саманнапхала-сутта в «Священных книгах Востока», том II.
[29] Эти случаи приводятся в Чурни Джинадасы - комментарии на Авашьяка-сутту, написанном в 7 в. Хотя это и поздняя работа, описание кажется надёжным.
[30] Священные книги буддистов, том II.
[31] Священные книги Востока, том XIV.
[32] Якоби в «Священных книгах Востока», том XLV.
[33] «Может быть, существует». (Г.Г.)
[34] «Может быть, не существует». (Г.Г.)
[35] Логика семи способов. (Г.Г.)
[36] Якоби в «Священных книгах Востока», том XLV.
[37] История восточной и западной философии.
[38] Махабхарата, Шантипатха.
[39] Этот пункт будет подробно обсуждаться в главе 7.
[40] Рис Дэвидс, переводчик данного отрывка, предположил, что серия загадок в этом трудном пассаже была, вероятно, иронической имитацией способа говорить, принятого у ниггантхов.