[116] Тиртханкара Ара может изображаться с двумя символами: усложнённой свастикой, которая имеется в виду здесь, и рыбой. (Г.Г.)
[117] Хайраньяка или хемакартар: ремесленник, занимавшийся, в отличие от ювелира («маникара»: букв. «обработчик драгоценностей»), только обработкой золота. (Г.Г.)
[118] См. главу «Жизнь Махавиры». (Г.Г.)
[119] Дискуссию о датах расколов см. в главе 5.
[120] Священные книги Востока, том XXII.
[121] Слово «малли» - женского рода. (Г.Г.)
[122] Паришиштапарван.
[123] Адживики, Лондон, 1951.
[124] Священные книги Востока, том XLV.
[125] Там же.
[126] Сейлтор, Средневековый джайнизм.
[127] Большинство подсект дигамбаров южной Индии не позволяли женщинам принимать монашество. Среди дигамбаров северной Индии такого запрета не существовало. (Г.Г.)
[128] Надпись № 15 в Corpus Inscriptionum Indicarum.
[129] Британская Энциклопедия, издание 15, том 10.
[130] Священные книги Востока, том XXII.
[131] Джайн шилалекха самграха, том II.
[132] Средневековый джайнизм.
[133] Дигамбарский монах имеет право принять пищу только от одного домохозяина в день. Шветамбарам разрешается собирать подаяние разных домах. (Г.Г.)
[134] Букв.: «Обретший всеведение в процессе слушания». Значение термина требует важного уточнения: считается, что всякий, кто усвоил знание, содержащееся во всём корпусе писаний (включая 14 Пурв, ибо обладание правильной верой (самьяг-даршана) без знания таковых считается невозможным), не может противоречить словам подлинного кевали (всеведущего). Таким образом, с точки зрения передачи слов тиртханкары не существует разницы между кевали и шрута-кевали. С точки же зрения духовной реализации знание последнего не является всеведением. (Г.Г.)
[135] «Шишена йя бхаддабахусса» - в конце его работы Бодхапахуда.
[136] Шубринг, Доктрины джайнов.
[137] С.К. Рао, Джайнизм в южной Индии.
[138] См. Приложение 2.
[139] Предположение, что Кунда-Кунда жил в 1 в. было сделано Винтерицем на основании паттавали. Самая ранняя надпись, упоминающая линию преемственности Кунда-Кунды, была обнаружена на медной пластинке из Мерчары (466 г.) Но, поскольку сейчас она считается подделкой 8-9 вв., полагаться на неё невозможно. Эта надпись упоминает 6 человек, входящих в линию преемственности: от Гуначандры до Чандрананди. Выдвигалось предположение, что если принять теорию о том, что эта пластинка была копией подлинника, относящегося к 5 в., и допустить, что каждое из упомянутых там лиц руководило общиной в течение 25 лет, то окажется, что Гуначандра, первое упоминаемое в надписи лицо, должен был жить в начале 4 в. Если он был непосредственным учеником Кунда-Кунды, то и сам Кунда-Кунда принадлежит приблизительно к тому же периоду. (А.К. Чаттерджи, Полная история джайнизма.) Все прочие надписи, упоминающие линию преемственности Кунда-Кунды, были написаны после 900 г.
[140] С.К. Рао, Джайнизм в южной Индии.
[141] Джайн сиддханта коша.
[142] Джайн шилалекха самграха.
[143] Сейлтор, Средневековый джайнизм.
[144] С.К. Рао, там же.
[145] Винтериц, История индийской литературы.
[146] Натхурам Преми, дигамбарский учёный, пытался разрешить эту проблему, выдвинув предположение, что Умасвами не был ни шветамбаром, ни дигамбаром, но принадлежал к третьей секте - япания. Однако в сочинениях самого Умасвами нет ничего такого, что могло бы подтвердить это.
[147] Винтериц, там же.
[148] Винтериц помещает его в первую половину 8 в.
[149] Напр. Epigraph Carnatica II, № 59.
[150] П.Б. Десаи, Джайнизм в южной Индии.
[151] Сейлтор, там же.
[152] Рао, там же.
[153] Некоторые джайнские термины вошли в тамильский язык.
[154] Содержание этих эпосов пересказывается в книге А.Л. Бэшэма «Чудо, которым была Индия».
[155] Сейлтор, там же.
[156] Первая столица государства Чола. Следующими были Танджур и Гангайкондачолапурам. (Г.Г.)
[157] Там же.
[158] Чакраварти, Джайнская литература на тамильском языке.
[159] Покровитель трёх миров. (Г.Г.)
[160] В.П. Джохрапуркас, Бхаттарака Сампрадая.
[161] Там же.
[162] Бхаттарака сампрадая.
[163] Мы не знаем точно, когда начался процесс разделения. Согласно Джайн сиддханта коша, это произошло в 1 в. от Р.Х. «Ачарья Архадвали в 593 г. после нирваны Махавиры позволил коренной сангхе разделиться».
[164] Отпавших естественным образом. (Г.Г.)
[165] С.К. Рао, Джайнизм в южной Индии.
[166] Рукопись этой работы был идентифицирована и представлена публике в 1922 г.
[167] Три неполных рукописи этой работы были обнаружены проф. Рангачарьей в 1912 г. в правительственной Библиотеке восточных рукописей в Мадрасе. Несколько позже полная рукопись на языке каннара была обнаружена в Госудапрственной восточной библиотеке в Майсуре.
[168] Чаттерджи в своей «Полной истории джайнизма» даёт подробности относительно этих царей.
[169] До начала 2006 г. эта статуя была самым высоким вертикальностоящим монолитом в мире. В феврале 2006, т.е. уже после окончания работы над переводом данной книги, в г. Хубли-Дхарвар в том же штате Карнатака, были завершены работы по возведению более высокой монолитной статуи. Цит. по «The Ahimsa Times» №68, февраль 2006: «Хубли (Карнатака): 58-футовая статуя Бахубали в Шравана-Белголе теперь не самая высокая»: Отныне она не будет самым высоким монолитом. Другая статуя джайнского тиртханкары, возведённая в Хубли, может похвастаться тем, что её высота на 3 фута больше. И это – не единственная её претензия: весящая 185 тонн и достигающая 61 фута в высоту монолитная статуя тиртханкары Паршванатхи, стоящая на 48-футовом пьедестале, станет, вне сомнения, самым высоким монолитом в мире. Говорит местный священнослужитель Ганадхара Нанди Бхаттарака: «Между ними есть некоторая разница: Бахубали был великим воином, поэтому и его тело имеет соответствующие черты бойца; Паршванатха же достиг просветления в возрасте 16 лет, так что и выражение лица этой статуи характерно детское». Работа над статуей началась около года назад, однако по её завершении оказалось, что поднять её весьма проблематично в связи с большим весом монолита. Несколько башенных кранов, привезённых на место, справиться с такой задачей не смогли. Наконец, на помощь пришла американская компания «Петрон»: присланный ею кран грузоподъёмностью 800 тонн смог поднять статую в вертикальное положение.
[170] Дж. Фергюссон, История индийской и западной архитектуры.
[171] Банарасидаса обычно известен как автор первой автобиографии на индийских языках.
[172] Не путать с терапантхами шветамбаров. (Г.Г.)
[173] Курчхаки ещё раз упоминаются в дарственной надписи Харивармы, другого представителя той же династии. Натхурам Преми полагал, что они были дигамбарской сектой.
[174] Не столько приветствие, сколько благословение, означающее пожелание духовного благополучия («лабха» букв. «достижение, приобретение»). При этом голова получателя благословения может посыпаться шафраном, хотя не все джайнские секты прибегают к такой его форме. (Г.Г.)
[175] По-сути, то же самое, что и предыдущая форма приветствия, разница лишь в том, что здесь желают духовного прогресса. (Г.Г.)
[176] Н.Р. Преми, Джайн сахитья аур итихаса.
[177] Ланчаны и имена якшей см. в Приложении 3.
[178] М. Стивенсон в «Энциклопедии религии и этики».
[179] Также Кулишанкуша. (Г.Г.)
[180] Также Чакрешвари. (Г.Г.)
[181] Также Нарадатта. (Г.Г.)
[182] Ваджрашринкхала и Ваджранкуша также являются именами двух богинь буддийской тантры (ваджраяны).
[183] Дж.П. Джайн, Джайнские источники в истории Индии, Дели, 1964.
[184] В оригинале очевидная опечатка: пропущена «ш». (Г.Г.)
[185] Винтериц, История индийской литературы.
[186] Бюлер предполагал, что она могла продать сына ачарье из-за своей бедности.
[187] Д.Ч. Сирчар, Грамматика пракритского языка.
[188] Название позднейших форм пракритов. (Г.Г.)
[189] Это не имя создателя системы, а название краткой элементарной грамматики санскрита, созданной Шарваварманом на основе грамматики Панини. (Г.Г.)
[190] Н.Ч. Шастри, Критическое исследование Сиддха-хема-шабданушасаны (на хинди).
[191] Поэзия. (Г.Г.)
[192] Словарь синонимов Амарасинхи. (Г.Г.)
[193] К.М. Мунши, Слава Гурджарадеши, Бомбей, 1955.
[194] Айн-и-Акбари.