[195] Большая часть информации о Хиравиджае Сури взята из бенгальского журнала «Праваси» за месяц Джьяйштха, 1923.
[196] Упадхьяя: джайнский монах, изучивший все писания и имеющий право учить других монахов. На языке ардхамагадхи: «уваджджхая». (Г.Г.)
[197] Соответствует маю-июню. (Г.Г.)
[198] В.Смит, Великий Могол Акбар.
[199] Айн-и-Акбари.
[200] Там же.
[201] Лучшего перевода не найдено. «Assayer» означает «химик-лаборант». (Г.Г.)
[202] Муни Уттар Камал Джайн в «Джайнских сектах и школах» приводит перечень названий этих гаччх. Там их перечислено 117. Значительная часть информации о них взята из той книги.
[203] Согласно К.М. Мунши, это произошло в тот момент, когда джайны впервые получили доступ к гуджаратскому двору.
[204] Воспроизводится в Приложении 5.
[205] Первые эпиграфические свидетельства об этой секте имеют ту же самую дату. Поэтому вполне вероятно, что она возникла на некоторое время раньше.
[206] Ежедневный ритуал покаяния. (Г.Г.)
[207] Кабир (1440 - 1518): индийский поэт и проведник бхакти, один из родоначальников поэзии на хинди. (Г.Г.)
[208] Основатель сикхизма. (Г.Г.)
[209] В этом вопросе он ошибался. Шубринг отмечал, что в канонической литературе содержится не только ясное упоминание изображений тиртханкаров, но также предписывается способ поклонения им. «Можно отметить здесь, что в Каноне говорится об образах джин (джина-падима): Найядхаммокахао (Анга 5), Райяпасенайджджа (Упанга 2) и т.д. … Их культ, напоминающий поклонение богам, состоит в произнесении религиозных формул».
[210] «Мудрец»: эпитет джайнских монахов. (Г.Г.)
[211] В узком смысле: зал для медитаций; в более широком – строение, включающее в себя, помимо большого зала, служащего не только для медитаций, но и для других религиозных практик, собраний мирян, диспутов, слушания проповедей учителей, также и комнаты, в которых могут останавливаться монахи. (Г.Г.)
[212] Хинди: «терах»: 13; «пантх»: «путь». Согласно другой версии, это название происходит от притяжательного местоимения «тера»: «твой» и должно, таким образом, пониматься как: «О, Махавира! Это – твой путь». (Г.Г.)
[213] Книга была написана в начале 1980-ых. В данный момент (2005) школа терапантхов возглавляется ачарьей Махапраджней. (Г.Г.)
[214] В.А. Сангави, Джайнское сообщество: социальный обзор.
[215] Там же.
[216] Н.Р. Преми, Джайн сахитья аур итихаса.
[217] Свадебный ритуал, при котором жених и невеста семь раз обходят вокруг жертвенного огня. (Г.Г.)
[218] Т.е. обета безбрачия. (Г.Г.) См. также Приложение 6.
[219] Клаус Брунн, Статуи джин из Деогарха.
[220] Сетх: уважительное обращение к крупным торговцам, ростовщикам. (Г.Г.)
[221] В.А. Сангави, Джайнское сообщество: социальный обзор.
[222] Религиозная школа (также патхшала). (Г.Г.)
[223] Сиддханта: философская система. (Г.Г.)
[224] Якоби, Священные книги Востока, том XXII.
[225] См приложение 5.
[226] Дж.П. Сингх, Аспекты раннего джайнизма.
[227] Гатха: стих. (Г.Г.)
[228] Пракритский вариант санскритского слова «готра». (Г.Г.)