Те же самые века имеют место и в восходящем полуцикле, только в обратном порядке.
В первом веке - сукхама-сукхама, человек жил три пальи, или пальопамы: долгий период, который не выразить определённым числом лет (одна крора-крора пальопама равна количеству лет, сравнимому с океаном). Нирвана первого тиртханкары Ришабхи имела место за 3 года 8 месяцев и 2 недели до конца третьего века. Остальные 23 тиртханкары рождались в четвёртом веке. Махавира, последний тиртханкара, умер за 3 года 8 месяцев и 2 две недели до начала пятого века, который начался в 527 г. до Р.Х. Таким образом, мы живём в пятом веке, называемом духкхама.
Джайнская мифическая история начинается с периода, близкого к концу третьего века, т.е. сукхама-духкхама. В этом периоде жили 63 «сверхчеловека» джайнской мифологии, называемых ришабханатхами. Следующие 63 «сверхчеловека» появились в четвёртом, т.е. духкхама-сукхама веке. Шветамбары называют этих людей «шалакапуруша», а дигамбары - Лакшанапуруша[46]. Махавира был последним из этих 63 «сверхлюдей».
Как шветамбары, так и дигамбары написали ряд работ, описывающих жизни этих личностей[47]. Одна из самых знаменитых работ на эту тему – Тришашти-шалакапуруша-чаритра Хемачандры. В целом не существует большой разницы в версиях их жизней, которые предлагаются этими двумя традициями. Заметные различия имеют место лишь в случае двух тиртханкаров: Малли и Махавиры. Во всех прочих случаях две школы согласны между собой относительно мифологии своей религии.
63 «сверхчеловека» следующие:
Согласно шветамбарам: Согласно дигамбарам: Количество:
тиртханкары тиртханкары 24
чакравартины чакравартины 12
баладевы баладевы 9
васудевы нараяны 9
пративасудевы пратинараяны[48] 9
Помимо этих 63 «сверхлюдей» было также несколько кулагаров, или законодателей. Все они жили в третьем веке. Первый тиртханкара Ришабха был также последним из кулагаров. Кулагары были теми, кто впервые в мире учредил наказания. Они, однако, состояли не более чем в увещевании, предупреждении и выговоре (хаккара, маккара и дхиккара)[49]. Кулагара был чем-то вроде Ману, законодателя индуистов.
Среди баладев и васудев самыми интересными были Баларама и Кришна (Канха на пракрите). Они жили во времена Неминатхи, 22-ого тиртханкары. Кришна даже был двоюродным братом Неми. Здесь мы имеем джайнскую версию истории о Кауравах и Пандавах из Махабхараты, кроме того, описываются и потомки Кришны и Баларамы. Кауравы и Пандавы были обращены в джайнскую религию. В конце концов Пандавы также стали аскетами и, подобно Неми, достигли нирваны[50]. Интересный момент здесь состоит в том, что главная битва отличается от той, которая описывается в Махабхарате. Кришна, т.е. Васудева, сражается с Джарасандхой, т.е. пративасудевой, и убивает его. Согласно джайнской версии, это и было главной битвой. В этой битве между Кришной и Джарасандхой Пандавы приняли сторону Джарасандхи. Фактически, главная история в этой джайнской версии - это жизнь Кришны, и она похожа на ту, которая даётся в индуистской Бхагавата-пуране. Кришна является единственным из васудев, играющим некоторую роль в джайнских канонических работах, известных как Антакриддасаха и Джнятадхарма-катха.
Джайнская версия Рамаяны даётся в Падма-чаритрах, или Падма-пуранах. Падма - это джайнский вариант имени Рамы, а его история в джайнской версии во многом отличается от произведения Валмики.
Хемачандра в своей Тришашти-шалакапуруша-чаритре приводит подробную легенду о Раме. Согласно этой версии, царь Сакеты Дашаратха имел четыре жены: Апараджиту, Сумитру, Супрабху и Кайкейи. Эти четыре царицы имели четырёх сыновей. Сыном Апараджиты был Падма, который также был известен под именем Рама. Сыном Сумитры был Нараяна, который позже стал известен под именем Лакшмана. Сыном Кайкейи был Бхарата, а сыном Супрабхи был Шатругхана.
Сита была дочерью Джанаки. Она имела брата-близнеца Бхамандалу, который был похищен ещё в детстве. Однажды на Джанаку напали варвары. Раму послали на помощь Джанаке, и он с лёгкостью отразил нападение. Джанака был восхищён и пожелал, чтобы Рама женился на его дочери Сите.
Дашаратха женился на Кайкейи на празднике Сваямвара, где она выбрала его из многих царей, посетивших праздник. Тогда отвергнутые цари напали на Дашаратху. В последовавшей битве Кайкейи участвовала в качестве возницы Дашаратхи и выполнила свою работу настолько искусно, что Дашаратха пообещал дать ей любое вознаграждение, какое она пожелает. Но она сказала, что она попросит об этом, когда появится подходящий повод.
Состарившись, Дашаратха пожелал отречься от мира и стал нищим. Услышав об этом, Кайкейи потребовала своего вознаграждения, а состояло оно в том, что её сын Бхарата должен был принять царство в качестве наследника Дашаратхи. Рама с готовностью согласился на такое предложение, но сказал, что если он останется в столице, то Бхарата не сможет принять трон. Поэтому он подумал, что ему стоит оставить столицу и поселиться в лесу. Сита и Лакшмана сопровождали его. Остальная часть легенды более или менее та же самая, что и в Рамаяне Валмики. Есть, однако, важное различие: Равану в действительности убил Лакшмана, а не Рама. Поэтому в джайнской системе Лакшмана относится к васудевам, Рама - к баладевам, а Равана - к пративасудевам.
Но существует и другая, возможно, более ранняя, версия джайнской Рамаяны. Эта версия приводится в 14-й главе Васудевахинди Сангхадасы и в Уттарапуране Гунабхадрачарьи. Эта версия непопулярна, а шветамбарам и вовсе неизвестна. Вкратце эта история такова:
Дашаратха был царём Варанаси. Рама был его сыном от царицы Субалы, а Лакшмана - от Кайкейи. Сита родилась у Мандодари - жены Раваны, но, поскольку он получил предсказание о том, что его дочь должна стать причиной его смерти, он отправил её со своим слугой в Митхилу, чтобы там закопать её живьём. Её случайно обнаружил царь Джанака, когда пахал поле, и удочерил её. Когда Сита подросла, Джанака устроил жертвоприношение, на которое были приглашены Рама и Лакшмана. Джанака был впечатлён личными качествами Рамы и отдал Ситу замуж за него. Равана не был приглашён на это жертвоприношение и, когда он услышал, что Сита была прекрасной девушкой, он решил похитить её. В этой версии нет никакого упоминания об изгнании Рамы. Равана похищает Ситу из Читракуты вблизи Варанаси. Рама возвращает её, убив Равану на Ланке. Затем Рама и Лакшмана возвращаются домой и правят своим царством.
Все чакравартины имели более-менее одинаковые карьеры. Они проводили жизни в получении 14 императорских сокровищ или драгоценностей. После долгого периода царствования, они осуществляли акт очищения, известный как апурва-карма, достигали всеведения (кевала-джняна) и уходили в нирвану. Первым и чакравартинов был Бхарата, сын первого тиртханкары Ришабхи[51].
Имя Ришабхи встречается и в индуистских Вишну-пуране и Бхагавата-пуране. Там говорится, что император Ришабха передал власть сыну Бхарате и удалился в лес, где практиковал суровый аскетизм и умер. В момент смерти он был обнажённым. (Это наводит на мысль, что пураническая история могла первоначально происходить из джайнских источников.) С того момента, когда Ришабха передал свою империю Бхарате, люди стали называть свою страну Бхарата-варшей. Прежде эта страна называлась Хима-варшей. Имена прочих тиртханкаров не упоминаются в индуистской литературе.
Подробные жизнеописания 24 тиртханкаров даются в различных чаритрах и пуранах, написанных ближе к концу первого тысячелетия от Р.Х. Ранние книги, такие, как шветамбарская Кальпа-сутра, дают мало деталей относительно большинства из них. Фактически, Кальпа-сутра даёт лишь некоторые подробности жизней Паршвы, Ариштанеми и Ришабхи в стереотипной манере. Более подробно описывается жизнь Махавиры, однако том, что касается остальных двадцати тиртханкаров, то там упоминаются лишь периоды их появления.
В жизнеописаниях тиртханкаров наблюдается определённое однообразие. Все они были рождены в касте кшатриев, вели жизнь принцев до своего отречения от мира и почти все они достигли нирваны на горе Саммета (Параснатх) в Бихаре. Было лишь четыре исключения из этого правила: Ришабха достиг нирваны на горе Кайлас, Васупуджа - в Чампе, Аристанеми - на горах Гирнар, а Махавира - в Паве.
Считается, что 23-й тиртханкара Паршванатха умер за 250 лет до Махавиры. Предшественник Паршвы - Ариштанеми[52], умер за 84000 лет до нирваны Махавиры. Наминатха[53] умер за 500000 лет до Аристанеми, а Мунисуврата - за миллион лет до Наминатхи. Далее интервалы увеличиваются, пока не достигают астрономических величин.
Так что можно констатировать тот факт, что все тиртханкары, кроме Паршвы и Махавиры, были мифическими фигурами. Поэтому нет нужды обсуждать их жизни, приведённые в чаритрах и пуранах. Однако из вышеизложенного должно быть ясно, что джайны имеют свою философию истории (т.е. теорию колеса времени) и она отлична от философии истории любого другого народа. Кроме того, в течение прошедших полутора тысяч лет джайны находили большое удовольствие в написании истории их религии до времени Махавиры. Дигамбары даже игнорировали историю своей церкви после этого периода. За исключением некоторых паттавали, дающих имена их глав, ветвь дигамбаров не имеет никакой истории после Махавиры. Поэтому в том, что касается истории джайнизма после Махавиры, мы полностью зависим от шветамбарских источников.
ЖИЗНЬ ПАРШВЫ,
Паршва был 23-м тиртханкарой джайнов. Его историческое существование подтверждается тем фактом, что при жизни Махавиры существовало некоторое число людей, следовавших его учению. Родители самого Махавиры были последователями Паршвы. При Махавире руководителем этой секты, которую буддисты называл ниггантхами, был Кеши.