Смекни!
smekni.com

© А. К. Рой, 1985 (стр. 7 из 33)

Джайнские канонические книги мало что говорят о жизни Паршвы. Короткое сообщение о его жизни содержится в Кальпа-сутре Бхадрабаху. Кальпа-сутра была написана примерно в 4-5 вв. от Р.Х. В конце этого сообщения говорится, что с момента смерти архата Паршвы прошло двенадцать столетий, и что сейчас идёт тридцатый год тринадцатого столетия. Относительно Махавиры Кальпа-сутра говорит, что с момента его смерти прошло девять столетий, и сейчас идёт восьмидесятый год десятого столетия. Из этого можно сделать вывод, что Паршва умер за 250 лет до Махавиры и, таким образом, принадлежал к 9 в. до Р.Х.

Все прочие события в жизни Паршвы описываются всё тем же стереотипным образом, каким джайны описывают жизни всех своих тиртханкаров. Например, утверждается, что пять самых важных событий в жизни Паршвы произошли, когда луна была в соединении с астеризмом Вишакха. Эти пять событий следующие: его зачатие в утробе матери, рождение, отречение от мира, достижение всеведения и уход в нирвану.

Согласно Кальпа-сутре, Паршва был сыном царя Варанаси Ашвасены. Его мать звали Вама. До тридцати лет Паршва вёл жизнь домохозяина. Затем он отрёкся от мира и в течение 83 дней предавался суровому аскетизму. На 84-й день он стал кевали, т.е. достигшим высшего знания. Впоследствии он учредил обширное сообщество своих последователей: монахов и домохозяев, мужчин и женщин. Умер он в возрасте ста лет на горе Саммет Шикхара (Параснатх в Бихаре).

ЖИЗНЬ МАХАВИРЫ.

Вардхамана, он же Махавира, 24-й и последний тиртханкара джайнов, является самой важной фигурой в истории джайнизма. Именно он консолидировал джайнскую общину и заложил для неё такой прочный фундамент, что она сохранилась почти без перемен в течение почти двадцати пяти столетий. Как уже отмечалось, его имя - Ниггантха Натапутта, встречается в ранних буддийских документах. Поскольку эти источники независимы, они подтверждают историчность Махавиры. Буддийские тексты не дают каких-либо деталей, касающихся жизни Махавиры, ограничиваясь утверждением, что он был руководителем секты ниггантхов. Буддисты также отметили время его смерти.

Джайнские источники также не дают каких-либо подробностей его жизни в качестве учителя. Те события, которые имели место до его рождения, в частности, сны, которые видела его мать в тот момент, когда он был зачат, описываются весьма подробно, но в том, что касается его жизни после рождения, то детали таковой малочисленны. В возрасте тридцати лет Махавира стал аскетом, а затем странствовал течение около двенадцати лет. Но о жизни Махавиры в качестве учителя, которая продолжалась около тридцати лет вплоть до его смерти, эти источники хранят молчание.

Жизнь Махавиры в том виде, в каком её представляют шветамбарские источники, такова:

Махавира был кшатрием из клана Джнятри и родился в местечке Кшатрия-Кундаграма[54] - предместье города Вайшали (вблизи Патны). Он был вторым сыном Сиддхартхи и Тришалы - женщины, обладавшей высокими связями. Она была сестрой царя Вайшали Четаки[55], чья дочь Челлана вышла замуж за Шренику Бимбисару - царя Магадхи.

Шветамбары утверждают, что душа этого тиртханкары вначале спустилась в лоно Девананды - женщины из касты брахманов. Затем, по приказу Шакры (Индры), зародыш был перенесён в лоно Тришалы, которая и стала матерью Махавиры. Возникает закономерный вопрос: откуда люди узнали об этом случае с перенесением зародыша? Согласно шветамбарам, сам Махавира раскрыл это своим ученикам, когда Девананда пришла поклониться ему. Вот как это описывается в Бхагавати-сутре:

«Брахман Ришабхадатта и его жена Девананда совершили паломничество, чтобы увидеть Махавиру. … Затем из грудей брахманской женщины Девананды начало течь молоко, её глаза наполнились слезами, её руки под браслетами набухли, волосы встали дыбом, подобно цветку кадамба, раскрывающемуся навстречу потоку дождя. Она смотрела на святого монаха Махавиру, не отрывая глаз. «Учитель», - обратился почтенный Гаутама к святому Монаху Махавире, - «почему эта брахманская женщина смотрит… не отрывая глаз?» «Слушай, Гаутама», - ответил Махавира, - «Эта брахманская женщина Девананда - моя мать. Я - сын этой брахманской женщины Девананды. Потому брахманская женщина Девананда и смотрит на меня с нежной любовью, причина которой в том, что я сначала зародился в ней»[56].

Все пять важнейших событий в жизни Махавиры: его зачатие, рождение, отречение, достижение всеведения и уход в нирвану имели место, когда луна была в соединении с астеризмом Уттарапхалгуни. Его родители, которые были преданными последователями Паршвы[57], дали ему имя «Вардхамана». (Вира, или Махавира - это эпитет, используемый в качестве имени.) Он женился на Яшоде и имел дочь по имени Аноджджа (также известна как Приядаршана). Его родители умерли, когда ему было 30 лет, а старший брат Нандивардхана унаследовал от отца ранее занимаемый тем пост. С разрешения брата и других заинтересованных лиц он, наконец, осуществил своё давнее желание стать монахом. Затем, в течение двенадцати лет он занимался самоумерщвлением. Махавира бродил по стране в каестве нищенствующего монаха, снося все виды лишений, а спустя 13 месяцев отказался даже от одежд. В конце этого периода, посвящённого медитации и путешествиям, он достиг состояния всеведения (кевала-джняна), соответствующего буддийскому бодхи.

Мы знаем некоторые детали маршрута Махавиры, который он прошёл в течение этих двенадцати до достижения всеведения, странствуя по восточной Индии. Жизнь Махавиры в течение этих двенадцати лет сопровождалась большими трудностями. Иногда деревенские жители принимали его за вора. Иногда его, вместе с компаньоном Гошалой, сопровождавшим его шесть или семь лет, подозревали в шпионаже. Подробности этих путешествий приводятся Джинадасой в соответствии с Авашьяка-сутрой. Согласно Шубрингу, его Чурни нельзя датировать ранее, чем 7 в., но это сочинение обычно принимается как более или менее надёжное.

Где-то в пределах пяти дней с момента своего отречения от мира Махавира пришёл в деревню Куммара и остался здесь на некоторое время для медитации. Однако, когда некий пастух принял его за вора и захотел побить его, ему пришлось уйти. Махавира провёл первый в своей отшельнической жизни сезон дождей в Аттхиягаме.

На второй год, когда Махавира переходил реку Суваннакула, его одежда зацепилась за колючки на берегу. С этого момента он оставался обнажённым. Свой второй сезон дождей он провёл в сарае некоего ткача в Наланде, недалеко от Раджагрихи. Здесь-то его и встретил Маккхали Гошала и стал его компаньоном. Отсюда они ушли в Коллагу. Третий сезон дождей Махавира и Гошала провели в Чампе.

Когда Махавира и Гошала проходили через Чорагу Саннивешу, их заподозрили в том, что они - вражеские шпионы и бросили в колодец. Однако их опознали две женщины - последовательницы Паршвы, и они были освобождены. Четвёртый сезон дождей они провели в Питтхичампе.

Следующий год аскетической жизни оказался очень трудным для Гошалы и Махавиры. Гошала был склонен насмехаться над людьми, за что его неоднократно били. В этом году они также ходили в Ладху (юго-западная Бенгалия), но тамошние жители дурно с ними обращались. Пятый сезон дождей они провели в Бхаддие.

Во время их странствий в том году их опять приняли за шпионов в месте, называемом Кувия Саннивеша. Но позднее их освободили благодаря вмешательству двух сестёр, которых звали Вияя и Прагалбха. В этот момент Гошала отказался далее ходить в компании с Махавирой, сказав, что, поскольку он создан для того, чтобы сносить оскорбления повсюду, он бы предпочёл ходить один. На некоторое время они разошлись, но через шесть месяцев Гошала опять присоединился к Махавире. Свой шестой сезон дождей они опять провели в Бхаддие.

Свой седьмой сезон дождей они провели в Алабхие. На следующий год Гошалу опять побили за насмешничество. А один раз, когда они были в Лохаггале - месте, которое описывается как столица царя Джиясатту, царские слуги приняли их за вражеских шпионов и связали. Но позднее они были освобождены Уппалой, который, говорят, прибыл туда из Аттхиягамы. Восьмой сезон дождей Махавира и Гошала провели в Раджагрихе.

Из Раджагрихи они пошли в Ладху, а оттуда - в Ваджджабхуми и Шуббхабхуми, где Махавире пришлось подвергнуться всем видам испытаний. Ачаранга-сутра описывает это в деталях. Вот отрывок из неё:

«Он ходил по бездорожной стране ладхов в Ваджджабхуми и Шуббхабхуми, где ему приходилось пользоваться убогими постелями и убогими сидениями. В Ладхе он подвергался многим опасностям. Многие местные жители нападали на него. Даже в верующей части этой грубой страны его кусали собаки и лаяли на него. Лишь немногие люди били собак, чтобы предотвратить нападения. Ударяя монаха, они орали: «Животное!», – и натравливали собак, чтобы те покусали его. Таковы были местные жители. Там, в Ваджджабхуми, жили и многие другие нищие, употреблявшие грубую пищу и всегда имевшие при себе кол или палку, чтобы отгонять собак. Но даже несмотря на это их кусали собаки. Трудно путешествовать в Ладхе».

В этой местности они провели девятый сезон дождей.

На десятый год, во время их пребывания в Сиддхаттхапуре, Гошала окончательно расстался с Махавирой и ушёл в Саваттхи. Оставшуюся часть года Махавира странствоал один и провёл десятый сезон дождей в Саваттхи.

Точная причина того, почему Махавира и Гошала разошлись, неясна. Возможно, она состояла в том, что Гошала не заботился о соблюдении целибата, что не нравилось Махавире. В Сутракританге мы находим такое заявление, которое Гошала сделал Ардраке, ученику Махавиры: «Как твой закон не видит никакого греха в том, что Махавира окружает себя толпой учеников, так и согласно нашему закону аскет, живущий в одиночестве, не совершает никакого греха, если он пьёт холодную воду, ест семена, принимает вещи, приготовленные специально для него, и общается с женщинами».