Смекни!
smekni.com

© А. К. Рой, 1985 (стр. 8 из 33)

Гошала провёл оставшуюся часть своей жизни в Шравасти, в доме горшечницы по имени Халахала.

Возможно, что именно после того, как он увидел такого рода поведение, Махавира решил, что было бы полезно установить отдельный обет брахмачарьи в качестве одного из необходимых условий монашества и добавить его к перечню четырёх обетов Паршвы.

Одиннадцатый год странствий Махавиры был одним из самых трудных. В Тошали его приняли за грабителя и сильно побили. Затем он пошёл в Мошали, где его опять приняли за грабителя и арестовали, но царский суд освободил его. Когда он вернулся в Тошали, местные жители пытались его повесить, но он был спасён тошальским кшатрием. Весь тот год был для него периодом испытаний и унижений. Свой одиннадцатый сезон дождей он провёл в Вайшали.

Следующий год был сравнительно мирным. Махавира провёл двенадцатый сезон дождей в Чампе.

Из Чампы Махавира пошёл в Джамбхиягаму, а оттуда - в Мендхиягаму. Затем он ушёл в Чамманигаму, где некий пастух воткнул ему в уши железные гвозди. В таком состоянии Махавира прибыл в Маджджхима Паву, где эти гвозди убрали. Оттуда он пошёл в направлении Джамбхиягамы и там, на ферме домохозяина Самаги, стоявшей на берегу реки Уджджувлийи, что в северо-восточной части святого места Веяватта, под деревом Шала, в завершение периода, продолжавшегося 12 лет 6 месяцев и 15 дней, на десятый день светлой половины месяца Вайшакха, Махавира достиг всеведения (кевала-джняна).

После достижения Махавирой всеведения на берегу той реки был проведён религиозный собор (самаваршана), но произнесённая там первая проповедь Махавиры не имела успеха. Тогда, пройдя двенадцать йоджан, Махавирв вернулся в Маджджхима Паву, где, в саду Махасены, был созван другой собор. Здесь, после долгой дискуссии на разнообразные религиозные и философские предметы, Махавира посвятил одиннадцать учёных брахманов[58].

Впоследствии эти одиннадцать брахманов стали ганадхарами[59]. Девять из них умерли ещё при жизни Махавиры, а двое: Гаутама Индрабхути и Судхарма, пережили его. Шубринг замечает по этому поводу: «Вряд ли можно сомневаться в том, что прочие девять ганадхаров были вымыслом»[60]. Фактически, в самих джайнских канонических работах трудно найти какое-либо упоминание об этих девяти ганадхарах.

После достижения всеведения в возрасте сорока двух лет, Махавира прожил ещё тридцать. Джайнские правила предписывают, что в течение восьми месяцев лета и зимы монах может оставаться в деревне на одну ночь, а в городе - не более, чем на пять. В течение четырёх месяцев сезона дождей он должен оставаться в одном месте. Места, в которых Махавира провёл сорок два сезона дождей, приводятся в Кальпа-сутре. Они следующие:

1. Аттхиягама - 1.

2. Чампа и Питтхи Чампа - 3.

3. Вайшали и Ванийягама - 12

4. Раджагриха и Наланда - 14.

5. Митхила - 6.

6. Бхаддия - 2.

7. Алабхия -1.

8. Паниябхуми - 1.

9. Саватти - 1.

10. В городе Пава, в конторе писца царя Хаттивалы[61] - 1 (это был его последний сезон дождей).

Территория, которую Махавира прошёл за 42 года своей аскетической жизни, т.е. с момента его ухода из дома и до достижения нирваны, охватывает Бихар, западную и северную части Бенгалии и некоторые части штата Уттар-Прадеш. В некоторых работах упоминается также Тошали. Если это место находилось в Ориссе, то Махавира посетил и этот регион.

Большинство ранних джайнских работ не питают большого интереса к описаниям жизни Махавиры после достижения им всеведения[62]. Отдельные упоминания, однако, встречаются повсюду. Бхагавати-сутра является единственной ранней работой, дающей побольше деталей, касающихся жизни Махавиры как до достижения им всеведения, так и после. Более поздние джайнские писатели отовсюду собирали фрагменты историй о его жизни и включали их в работы, называемые «Жизнями шестидесяти трёх сверхлюдей». Самая известная из этих работ - Тришашти-шалакапуруша-чаритра Хемачандры[63]. Жизнеописание Махавиры даётся в десятой книге данной работы. Поскольку Хемачандра был одним из самых учёных среди джайнов, можно предположить, что в своей работе он привёл лишь те части мифов и легенд о жизни Махавиры, которые он счёл самыми достоверными. Поэтому он заполнил большую часть своей работы жизнеописаниями других важных фигур, в том числе современных Махавире правителей и их жён. Порой трудно найти какую-либо связь этих историй с жизнью Махавиры.

Вскоре после достижения всеведения Махавира начал бродить по деревням, рудным приискам и городам, оказывая помощь тем душам, которые были способны на возвышение. Многие люди приходили посмотреть на него. Среди тех, кто пришёл к нему первыми, были его «природные» родители: Ришабхадатта и Девананда. Именно во время этого визита Махавира признал её своей матерью, в чьё лоно он вначале сошёл с небес и пребывал там 82 дня, пока не был перенесён в лоно Тришалы.

Среди тех ранних посетителей был и Джамали - сын его сестры и зять одновременно[64]. Джамали встретил Махавиру во время его пребывания в Кшатрия-Кундаграме - той деревне, где родился Махавира. Приядаршана, дочь Махавиры и жена Джамали, выслушав проповедь, приняла монашество вместе с тысячей других женщин. Джамали, выслушав проповедь и получив согласие родителей на принятие монашества, принял обет вместе с пятьюстами кшатриями. Затем Блаженный[65] продолжил свои странствия вместе с пятьюстами монахами-кшатриями. С течением времени Джамали выучил 11 анг, и учитель сделал его главой общины. Он практиковал аскезы, двухдневные посты и т.д. Приядаршана следовала за Чанданой.

Чандана была дочерью Дадхиваханы, царя Чампы. Он был разгромлен в битве, и его дочь обратили в рабство. Однажды, в то время, когда Махавира ещё не достиг всеведения, Чандана отдала ему половину своей пищи, хотя сама была истощена. Это было предсказано богами: «Эта девушка, находящаяся в своём последнем теле, питающая отвращение ко всем мирским наслаждениям, станет первой ученицей Махавиры, когда тот достигнет всеведения».

Как-то Джамали поклонился учителю и сказал: «С твоего разрешения я и моя группа продолжим неограниченные странствия». Учитель предвидел своим оком мудрости, что это приведёт к дурным последствиям, и не дал никакого ответа, хотя Джамали спрашивал вновь и вновь. Решив, что всё, что не запрещено - разрешено, Джамали и его группа отделились от учителя и ушли в самостоятельные странствия.

Случилось так, что во время этих странствий Джамали почувствовал недомогание. Он захотел лечь и попросил своих людей приготовить для него постель. Спустя некоторое время он спросил, готова ли она. Они всё ещё настилали ложе, но сказали, что оно разостлано. Когда Джамали увидел, в каком состоянии ложе было в действительности, он разозлился на своих последователей. Они ответили, что, согласно учению Махавиры «то, что делается - сделано», но теперь они осознали свою ошибку и узнали истину: «То, что делается - не сделано». Фактически, это единственная причина, из-за которой группа Джамали отделилась от Махавиры. Джамали начал похваляться тем, что он, якобы, достиг всеведения. Он сказал Махавире, что стал всеведущим, всевоспринимающим, архатом на этой земле. Его жена Приядаршана тоже присоединилась к этой ереси. Она, однако, осознала свою ошибку на личном опыте. Как-то раз по оплошности некоего человека на её одежду упала искра. Увидев, что её одеяние загорелось, Приядаршана сказала: «Смотри, Дханака, из-за твоей невнимательности моё одеяние загорелось». На это она получила такой ответ: «Не говори ложь, монахиня; ведь согласно твоему учению уместно было бы сказать такую вещь, когда всё одеяние было бы сожжено». Тогда Приядаршана осознала свою ошибку и вернулась к последователям её отца.

Джамали, однако, упорствовал в своём ложном учении и, наконец, умер, так и не исповедовавшись в своём грехе.

Следующий важный эпизод, описанный Хемачандрой, это смерть Гошалы, главы адживиков (Хемачандра пишет «адживака»).

Во время своих странствий Махавира пришёл в Шравасти и остановился в саду некоего Костханаки. Гошала пришёл туда много ранее и жил в магазине горшечницы Халахалы. Гошала, бывало, называл себя всеведущим. Как-то раз, зайдя в Шравасти за подаянием, Гаутама, один из главных учеников Махавиры, услышал, что Гошала выдвигал такие претензии. Гаутама спросил Махавиру, прав ли был Гошала в этом вопросе. Махавира ответил: «Маккхали думает, что он джина, хотя он не джина. Гошала - это жилище обмана. Посвящённый мной, обученный мной, он обратился к дурным мнениям обо мне. Он не всеведущ, Гаутама».

Когда Гошала услышал такое мнение Махавиры о себе, он страшно разгневался. Увидев Ананду - другого ученика Махавиры, он сказал, что имеет горячую молнию, с помощью которой может сжечь врага, и что он уничтожил бы Махавиру вместе с его учениками. Когда Ананда передал это Махавире, тот заметил, что у Гошалы действительно есть такая молния, с помощью которой он может убить кого угодно, кроме архата, который почувствовал бы лишь некоторый дискомфорт, потому Гошалу не стоит дразнить.

Ананда сообщил это жителям Шравасти, что ещё больше разозлило Гошалу. Он пришёл и начал оскорблять Махавиру. Более того: он убил своей горячей молнией двух учеников Махавиры, когда те пытались возражать.

Махавира попытался успокоить Гошалу, но его слова разъярили того ещё больше, и он выпустил в Махавиру свою молнию. «Бессильная против Учителя, как ураган - против горы, она облетела вокруг Блаженного, подражая преданному. От этой горячей молнии в теле Учителя было лишь тепло… Горячая молния, как будто разгневавшись из-за того, что ей использовали для преступления, - увы! - обернулась и насильственно вошла в тело Гошалы».

«Внутренне сжигаемый ею, Гошала совсем обнаглел и сказал надменно блаженному Махавире: «Снедаемый моей горячей молнией, ты умрёшь через шесть месяцев от желчного жара, обычный аскет, Кашьяпа».