Смекни!
smekni.com

© А. К. Рой, 1985 (стр. 9 из 33)

«Учитель ответил: «Гошала, твоя речь - ложь: поскольку я всеведущ, я буду продолжать странствовать ещё 16 лет. Ты же, страдая от желчного жара, вызванного твоей собственной горячей молнией, умрёшь в конце седьмого дня. Нет никакого сомнения в этом».

«Бедный Гошала, сжигаемый своей собственной горячей молнией, чтобы смягчить боль, напился вина, приняв целую бутыль. Одурманенный вином, он пел, танцевал и постоянно кланялся Халахале … Он говорил бессвязные и противоречивые речи и провёл день, обслуживаемый его погружёнными в печаль учениками. Так он страдал неделю».

«А по истечении семи дней Гошала, выразив сожаление и раскаявшись в своих ошибках, умер».

(История Гошалы, взятая Хемачандрой в основном из Бхагавати-сутры, по всей вероятности, представляет собой историю серьёзных споров между адживиками, руководимыми Гошалой, и ниггантхами, руководимыми Махавирой.)

«Спустя несколько дней Махавира почувствовал слабость, вызванную дизентерией и последствиями молнии Гошалы, но не принимал никаких лекарств. Начал распространяться слух, что он действительно умрёт, как и предсказывал Гошала. Его ученики встревожились и попросили Махавиру принять какое-либо лекарство. Махавира, наконец, согласился, и приказал ученикам принести для него средство, приготовленное домохозяйкой Ревати для своей семьи.

Симха (один из учеников) пошёл в дом Ревати и получил предписанное средство. Обрадованные боги немедленно пролили золотой дождь. Блаженный Вардхамана, полная луна для куропаток общины, приняв это превосходное средство, разом вернул здоровье».

После этого Махавира прожил ещё 16 лет. Он странствовал на севере Бихара и востоке Уттар-Прадеш, уча людей этике своей религии. Вероятно, в это время не случилось ничего, достойного внимания.

Махавира умер через двадцать девять с половиной лет после достижения всеведения. Произошло это в городе Пава, в доме царского писца. Девять из одиннадцати ганадхаров уже умерли. Лишь Гаутама Индрабхути и Судхарма пережили его. За день до смерти Махавира отослал Гаутаму прочь на один день. Возможно, он опасался того, что Гаутама будет чрезмерно демонстративен в выражении своего горя. Гаутама, однако, достиг всеведения сразу после смерти Махавиры. Он пребывал в этом состоянии 12 лет, а после его смерти всеведения достиг Судхарма. Судхарма был первым после Махавиры главой джайнской общины, поскольку Гаутама никогда не выполнял функций учителя.

Шветамбары помещают дату смерти Махавиры, которая является отправной точкой их эры, за 470 лет до начала эры Викрама, т.е. в 527 г. до Р.Х.[66]

После смерти Махавиры, «Поскольку свет знания угас, все цари зажгли материальные светильники. С того дня среди всех народов проводится праздник Дипотсава[67], когда ночью повсюду зажигаются огни».

(В этой части своей работы Тришашти-шалакапуруша-чаритра Хемачандра упоминает почти все известные джайнам события из жизни Махавиры. Интересно, однако, отметить, что он не касается второго раскола джайнской общины. Он был устроен Тиссагуттой ещё при жизни Махавиры, спустя 16 лет после достижения им всеведения.)

Каким же человеком был Махавира? Из джайнского канона не много можно узнать о его характере, но кое-какие выводы можно сделать из его поведения и высказываний. Вероятно, он был человеком сильной воли и терпения. В противном случае он не смог бы выдержать все те испытания и лишения, которым он подвергся во время своих двенадцатилетних странствий. Его физическая конституция, тоже, вероятно, была очень сильной.

Вполне очевидно, что он не был весельчаком сам и не любил веселье среди своих учеников. Мы находим в Ачаранга-сутре такие слова: «Ниггантха постигает и отвергает веселье. Он не веселится. Всеведущий говорит: «Ниггантха, движимый весельем и веселящийся, мог бы сказать ложь в своей речи»[68].

Также он должен был иметь харизму и способность привлекать людей. Такой вывод можно сделать из того успеха, которого он достиг в деле объединения джайнских общин и создания той религиозной системы, которая почти без изменений сохранилась в течение 2500 лет. Его сила привлечения людей была причиной зависти Маккхали Гошалы, его бывшего компаньона, а впоследствии - противника. Тот жаловался Ардраке: «Послушай, Ардрака, до чего Махавира дошёл: поначалу он бродил как одинокий монах, а теперь он окружил себя массой учеников и учит их закону во всей полноте»[69].

Как говорит Якоби: «Махавира был в своём роде великим человеком и выдающимся руководителем среди своих современников. Он стал тиртханкарой благодаря святости его жизни и успехам в распространении своего учения»[70].

Сообщение о смерти Махавиры фигурирует также и в буддийских текстах. Это Самагама-сутта из Маджджхима-никаи, Пасадика-сутта и Парьяя-сутта из Дигха-никаи. Смысл этих сообщений таков:

Буддийский монах Чунда Самануддеса проводил сезон дождей в Паве. А Будда в то время пребывал среди шакьев в Самагаме. «Итак, как раз в то время Ниггантха Натапутта ушёл из жизни в Паве. После его смерти ниггантхи разделились на две группы. Они затеяли перебранки, устроили борьбу и впали в споры, во время которых наносили ранения друг другу: «Ты не знаешь этого закона дисциплины, а я знаю этот закон дисциплины … твои воззрения ложные, а мои - истинные» и т.д. Таким образом, ниггантхи, последователи Натапутты, были непримиримы по отношению друг к другу.

Чунда Самануддеса, проведя сезон дождей в Паве, ушёл оттуда и сообщил о случившемся Ананде. Тогда почтенный Ананда сказал ему: «Почтенный Чунда, эта новость достойна быть представленной Блаженному».

Затем почтенные Ананда и Чунда приблизились к Будде, приветствовали его, уселись с одной стороны и, сидя таким образом, почтенный Ананда обратился к Блаженному: «Блаженный! Вот этот Чунда Саманудесса говорит: «Ниггантха Натапутта только что отошёл…»

Это сообщение в буддийских текстах настолько живое, что следует принять очевидный вывод о том, что Будда был жив в момент смерти Махавиры. С другой стороны, многие учёные считают, что Будда умер раньше. Эта гипотеза поддерживается буддийской традицией Шри-Ланки, утверждающей, что Будда умер в 544 г. до Р.Х. Поскольку джайны полагают, что Махавира умер в 527 г., это поместило бы дату смерти Будды на 16 или 17 лет ранее смерти Махавиры. Вопрос, однако, ещё более усложняется тем, что Хемачандра, историк джайнизма, утверждал, что Чандрагупта Маурья стал императором через 155 лет после смерти Махавиры. Это переносит дату смерти Махавиры на 468 г. до Р.Х. Существуют также и другие традиции относительно датировки смерти Будды и Махавиры.

ДЖАЙНСКАЯ ОБЩИНА ПОСЛЕ МАХАВИРЫ. ВЕРСИЯ ШВЕТАМБАРОВ.

Насколько нам известно, зона распространения джайнизма в первые один-два века после Махавиры была ограничена тем регионом, в пределах которого он проповедовал. Главный ученик Махавиры Судхамма унаследовал от него должность главы общины. Позднее его имя было санскритизировано в «Судхарма». Считается, что Махавира имел одиннадцать главных учеников, называемых ганадхарами. Девять из них умерли ещё при жизни Махавиры и лишь два: Судхарма и Гаутама Индрабхути, говорят, пережили его. Но о прочих десяти ганадхарах, помимо Судхармы, мы не знаем ничего, потому их историчность находится под вопросом. Вполне понятно, однако, что для истории джайнизма не будет иметь какого-либо значения подтверждение факта их существования: эти десять ганадхаров не оставили преемников и, насколько нам известно, не внесли никакого вклада в развитие джайнизма после Махавиры.

С другой стороны, Судхарма был важной фигурой. Многие из учений Махавиры известны нам именно в той версии, в которой Судхарма передал их своему главному ученику Джамбусвами. Многие диалоги в джайнских канонических работах начинаются словами Судхармы: «Итак, Джамбусвами…»

Судхарма пережил Махавиру на двадцать лет. Считается, что он достиг всеведения двенадцать лет спустя после нирваны Махавиры, после чего прожил ещё восемь лет, достигнув к моменту смерти столетнего возраста. Джамбу, его главный ученик, унаследовал от него понтификат. Прабхава, главный ученик Джамбу, наследовал ему 44 года спустя. Таким образом, в течение нескольких поколений высший титул и власть в джайнской общине передавались от учителя к ученику.

Необходимо отметить, что вышесказанное соответствует традиции шветамбаров. С другой стороны, некоторые дигамбары утверждают, что первыми двумя наследниками Махавиры были Гаутама и Лохачарья, а Джамбу наследовал Лохачарье. Другие дигамбары считают, что Судхарма наследовал Гаутаме, а Лохачарья просто было другим именем Судхармы. Однако в обзоре джайнской истории нам придётся опираться на версию шветамбаров, поскольку дигамбары не написали вообще никакой истории общины: за исключением некоторых паттавали и надписей мы не знаем никакой их версии истории джайнизма в течение нескольких столетий после Махавиры.

Перечень наследников Махавиры по версии шветамбаров даётся в Кальпа-сутре, в главе, известной как «Тхеравали» (или «Стхавиравали»[71]), а также в двух других канонических работах. Перечень патриархов, приведённый в тех двух сутрах, соответствует версии Кальпа-сутры вплоть до Махагири и Сухасти: пары патриархов восьмого поколения после Махавиры. Начиная с того момента последовательность распадается на два варианта, один из которых начинается с Махагири, а другой - с Сухасти. Первой версии следуют Нанди-сутра и Авашьяка-сутра, вторая приводится в Кальпа-сутре. Обе линии полностью независимы друг от друга и не имеют ни одной обще фигуры. Почти все из тех, кто встречается в древних легендах (катханака), принадлежат к линии Сухасти. Насколько известно автору, существует лишь одна легенда, связанная с одним из членов линии Махагири, а именно Мангу (см. Абхидханараджендра-коша, «Мангу»)[72].