Смекни!
smekni.com

1 Вопросы интеграции, синтеза, междисциплинарности внутри и вне традиционно научной формы познания (стр. 11 из 17)

Неклассическая (феноменологически-гуманистская) парадигма выявляет себя в следующих географических теоретических конструктах: [59; 25; 43; 46]

· Концепция пространства "жизненного мира"

В данном контексте жизненным миром принято считать культурно детерминированное пространство повседневной жизни человека. Пространство из "вещи", объекта приобретает метафорический смысл и на этой основе возникает предпосылка "активизации метаболизма” между географией и гуманитарными науками. Концепция открывает горизонты изучения ''пространства человеческого опыта", разворачивает географию к повседневной, обыденной жизни индивида в первую очередь как личности, и уже потом как ’представителя””, "носителя" определенного социума, культуры.

· Психологический и феноменологический подходы человеческой территориальности

Подходы сфокусированы на иерархии пространств в их смысловом наполнении. Так, например, по Рагулиной М.В., Р.Д.Сэк вкладывал в понятие территориальности властный смысл: "территориальность - это географическое выражение социальной власти и стратегия установления контроля над людьми путем установления контроля над их разнообразными личными пространствами".

· Концепции «репрезентативного пространства» и «семиотики культурного ландшафта»

В их рамках речь ведется о возможности совмещения разных географических ''портретов'" в пределах одного объективно существующего географического пространства. Различные географические портреты или смысловые репрезентации одного и того же пространства формируются в зависимости от «видения» (системы семиотических аллюзий) внутри данных целевых аудиторий, а также в зависимости от смысловых семиотических коннотаций, наличествующих у данного пространства в культурном измерении.

· Концепции "поведенческой среды" и "воспринимаемой среды"

Трактуют понятие среды с точки зрения, тех ассоциаций, впечатлений, которые человек распознает в себе по отношению к ней. Рассматривают такие понятия как "восприятие", "рефлексия", "эмпатия", "вживание", "понимание» по отношению к географической среде, среде обитания.

· Концепция «эйваронментальной психологии»

Международная платформа интеграции исследований разных дисциплин, касающихся вопросов восприятии среды, т.е психологии восприятия окружения (эйваронмент), рассматривается на 4 уровнях:

1 - изучение средового познания;

2 - изучение средового поведения;

3 - исследование восприятия среды;

4 - изучение энвайроментального стресса

· Концепция «географической самости»

Данная концепция – это соединение географии с ключевой психологической категорией — "самостью", введенной К.Г. Юнгом для обозначения максимальной полноты жизни и реализации, творческих задатков личности.

По Рагулиной М.В., географическая самость — это природа субъекта, которая контактирует с местом и пространством. Место - непосредственная среда живого тела личности и арена действия; оно одновременно физично и исторично, социально и культурно. Географическая самость - тело и ландшафт - задают разные размерности места. "Самость" имеет дело с действиями и идентичностью географического субъекта; тело - оно то, что соединяет самость с реальным местом в перцепционном аспекте. Ландшафт - самопрезентация субъекта и объекта как целого.

· Концепция «топофилии»

Исследует вопросы наличия у человека чувства приятия того или иного места, географического объекта; топофилия/топофобия характеризуют эмоциональную связь человека и пространства/места, степень эмпатии, в которой получает выражение несколько пластов человеческого сознания - личный, социальный, трансцендентальный, коллективное бессознательное. Примерами подобных топофильных связей человека и места являются: визуально обусловленное удовольствие от «любования» ландшафтом; чувственная приязнь физического контакта с элементами среды; привязанность к знакомому месту, к дому, в т.ч. связанная с чувством ностальгии или гордости и т.п.

· Концепция «чувства», «гения», «духа» места

Чувство места – это особое состояние человека, порождаемое его деятельностным, чувственным и сознательным отношением к своему жизненному пространству. Место в данном случае - это субъективированная среда или среда, наполненная субъектностью. В зависимости от качеств субъектности (воли, целей, мотиваций и т.д.) меняется и чувство места.

· Концепция вернакулярного районирования

Вернакулярный район - это территория, которая целостно воспринимается, местными жителями вне зависимости от административных границ. Вернакулярные районы – это то, как человек представляет себе (и делимитирует) окружающую его территорию.

В основе выделения вернакулярных районов лежат не бездушные производительные силы, а люди, наделенные свободой воли и, главное, сознанием и речью: для того чтобы определить конфигурацию района, имеет смысл спрашивать самих людей о том, как именно они используют свою свободу воли для самоорганизации в географическом пространстве.

· Концепция образов времени

Если образ пространства "локализует", укореняет и эмоционально окрашивает жизнь, то образ времени задает ее ритм, порядок действий и их направленность: концепция образов времени исследует характеристики ощущения времени в зависимости от пространственной локализации проистекающего времени – в различных культурах, цивилизациях, территориальных общностях людей оно дистинктивно.

· Концепция когнитивной географии

Когнитивная география занимается общими проблемами формирования систем географических знаний и пространственных представлений в сознании отдельных людей и различных человеческих общностей, в т.ч. представителей различных культур

· И т.д. (список может быть продолжен)

Постнеклассическую парадигму (80 – 90-е гг. ХХ в.; XXI в.) разобрать будет несколько сложнее, поскольку, по нашему мнению, сложилось две ее трактовки:

1) Идущая от понимания в рамках Постмодернизма и обращающая внимание к «расчленению», плюрализации представлений о мecте, о пространстве, семиологической инвентаризации, текстуальным интерпретированиям, семиотической «деконструкции», «децентрированию» традиционных места и времени, рассмотрения множественности образно-географических характеристик (множественных текстуально-образных подпространств) онтологического пространства-времени: [59; 14; 15; 16; 36; 35; 34; 74; 17; 67; 31]

· Концепция гуманитарной географии

По Митину И.И., гуманитарная география занята изучением способов и систем представлений, интерпретаций и репрезентаций географического пространства в человеческой деятельности, включая мыслительную.

Главная отличительная черта гуманитарной географии – методологический подход к исследованию взаимодействия культуры и пространства, предполагающий выделение системы кодов и символов (языка) как промежуточного звена в системе «субъект - объект исследования». Принцип изучения культуры через язык ее кодов и символов, широко распространенный в гуманитарных науках, здесь означает изучение знаков, символов, архетипов, стереотипов, мифов, образов, ментальных репрезентаций и др. систем, посредством которых некоторая культура, социальная группа или отдельный человек осмысляют окружающее географическое пространство и организуют свою пространственную деятельность. Близкие исследования проводятся в институциональных рамках философии, культурологии, лингвистики, когнитивных наук, искусствоведения и др., поэтому гуманитарную географию лучше рассматривать как междисциплинарное направление.

· Концепция образной или «имажинальной географии»

Имажинальная география изучает особенности формирования и организации географических образов (систем понятий, представлений и стереотипов, характеризующих в сознании людей определённую территорию)

· Концепция «мифогеографии»

Мифогеография исследует семиотические закономерности формирования пространственных представлений, изучает современные мифы (устойчивые представления об объектах и явлениях), в т.ч. геополитические мифы (частично находят отражение в национальных и региональных идеологических системах, в представлениях о региональной идентичности)

· Концепция «сакральной географии»

Сакральная география рассматривает закономерности формирования пространственных представлений в различных религиозных системах

· Концепция «региональной идентичности»

Идентичность понимается как "особость", самобытность, устойчивость, целостность, "пассионарность", как синоним местного самосознания. Региональная идентичность - форма проявления культуры укорененности, интегрирующая в пределах ограниченной территории местные проявления цивилизационной идентичности и различные локальные и региональные идентичности.

Региональная идентичность является сложным многосоставным феноменом и включает в себя 1) идентификацию себя как "местного", "местного по убеждению", "неместного", "маргинала"; 2) местный патриотизм, 3) оценку роли места в самоидентификации личности, 4) общинность, 5) осознание "степени самобытности" и пространственных пределов "своего края" исходя из идентификации себя как местного или неместного; 6) образ своего края.

· Концепция «палимпсеста» (интертекстуальных наслоений) места

По Митину И.И., палимпсест (от греч. palm - «снова», psaio - «скоблю, стираю») - совокупность множества автономных пластов (наборов элементов), а в историческом значении рукопись, написанная поверх смытого или соскобленное изображение текста. В географии палимпсест — это метафора, представляющая ландшафт как совокупность элементов, имеющих различное время возникновения и степень сохранности. Она отражает видение ландшафта как многослойной структуры, храпящей следы различных эпох. Место представляется как сочетание стертых, преувеличенных, аномальных и избыточных элементов; как интертекста, то есть сочетания текстуальных наслоений