Смекни!
smekni.com

1 Вопросы интеграции, синтеза, междисциплинарности внутри и вне традиционно научной формы познания (стр. 8 из 17)

Второе направление, выводит виртуальность из virtus (лат.) - особого состояния силы и доблести у воина в бою, или добродетели, сосредоточив свои усилия на проблемах осмысления онтологии субъектных миров, философских, методологических проблемах комплексных, междисципли­нарных исследований человека. В рамках этого направления разрабатываются концепты виртуального субъекта (челове­ка) и виртуальных субъектных миров, в качестве исходной берется антропоцентрическая перспектива виртуальности. И с этих позиций осмысляется естественно-научный и гумани­тарный опыт: психологический, медицинский, театральный, профессиональный, управленческий, социологический, коммуникативный, конфликтологический и т.д. [60, с.7]

Если традиционно научная Постнеклассика, формирующаяся в качестве концептуально­го продукта развития современного междисциплинарного познания, передний край которого символизируют кван­товая космология и синергетика, уделяет больше внимания антропному и эволюционному ас­пекту проблемы ста­новления Субъекта, то виртуалистика пытается зафиксиро­вать свою «ускользающую» реальность, прежде всего, в качестве создаваемой (или — порождаемой) современными информационными технологиями и психотехнологиями, а также их взаимодействием с современным искусством и сферой культуры. [3, с.12]

Глобалистика

Глобалистика (узкое определение) – междисциплинарное научное направление, имеющее своим предметом набор специфических проблем, связанных с перспективой выхода человечества из глобальных междисциплинарных кризисов. [70, с.129]

Глобалистика (широкое определение) – постнеклассическое междисциплинарное направление, изучающее человечество как интегральное планетарное образование, социальность которого есть лишь одно из измерений его существования. [70, с.129].

Основанием глобалистики, по Чешкову М.А., служат дисциплины общенаучного порядка, как "старые" - системология и кибернетика, теория информатики и семиотика, эволюционные концепции глобального и универсального эволюционизма, так и новые - синергетика и диатропика. Синергетика привносит в глобалистику идею самоорганизующегося мира. Диатропика акцентирует роль фактора разнообразия, усиливает влияние системных теорий необходимого и избыточного разнообразия. [70, с.129]

Глобалистика имеет три основных направления: социологическое (в широком смысле), включающее изучение экономических и политических мироотношений; антропоэкологическое с акцентом на отношения человечества и природы; культурологическое, исследующее современную и классические цивилизации. К этому перечню добавляется разработка глобальных проблем (и проблем мироцелостности вообще) в ключе информационных и семиотических теорий. В каждом из этих направлений сложился дисциплинарно определенный, дисциплинарно-ограниченный набор и профиль глобальных проблем. Так, в рамках социологического подхода интенсивно изучалась проблема глобализации мироэкономических связей и мирового политического порядка. Антропоэкологический подход позволял рассматривать проблемы выживания человеческого рода, эволюционных экологических кризисов. В рамках культурологического подхода делался упор на проблемы глобализации культур и возможности рождения глобальной культуры как таковой, на взаимодействие цивилизаций и роль доминирующей, "центральной" цивилизации, на описание контуров и признаков мировой (или общечеловеческой) цивилизации. [70, с. 130-131].

Гуманология - новая трансдисциплинарная наука о трансформациях человека и человеческого в процессе создания искусственных форм жизни и разума. Другое название - "постчеловеческие" или "постгуманитарные" исследования (posthuman studies), трансгуманитарные исследования (transhuman studies). Г. - это экология человека, но вместе с тем - и антропология машины, т.е. наука о взаимном перераспределении их функций, о технизации человека и гуманизации техники. Отсюда два направления в гуманологии: эко-гуманология - о специфике человека, несводимой к машине; техно-гуманология - о функциях человека, передаваемых машине. [62]

Критический универсализм - мировоззрение, которое исходит из универсальных, всечеловеческих ценностей и поэтому критически относится к идеям расово-этнической, классовой, гендерной, сексуальной и всякой другой замкнутости и самотождественности культур. В системе современных идейных движений Критический Универсализм определяется своим контрастом с постмодерным релятивизмом, с одной стороны, и догматическим глобальным универсализмом, с другой. [62]

Софиофилия, мудролюбие (sophiophilia) - поиск мудрости за пределами философии как академической дисциплины, в области того, что называют спиритуальностью, практической метафизикой, высшим знанием. Если философия постепенно оторвалась от "софии" как своего изначального предмета и цели, превратилась в дисциплину системного построения понятий и логического анализа слов, то С. ищет для себя иных, неакадемических путей цельного знания, обращаясь к наследию Каббалы, Платона, Лао-цзы, Паскаля и других [62]

Универсика (universics, от лат. "unus", один, и "versus", от vertere, вращать/ся) - область изучения и понимания универсального; такое сознание о мире, которое отражает его свойства как целого. В отличие от метафизики как науки об общих законах бытия и сознания, Универсика имеет дело с универсальным, заключенным в конкретных личностях, понятиях и вещах. [62]

В итоге, рассмотренные нами выше варианты конкретных теоретических концептов так или иначе объединяются на основании, по всей видимости, одного общего критерия - поиска новой трансдисциплинарной посттрадиционно-научной онтологии. Они (и другие, здесь не представленные) претендуют на звание новых постсовременных наук, или постнаук, которые по своей фундаментальности могли бы встать в один ряд с традиционной научной философией прошлого.

В завершение главы, однако, мы должны вспомнить и другую линию наших рассуждений, представленную в параграфе 1.1 нашей работы, и рассмотреть синтез и междисциплинарность несколько другого типа. Этот тип касается научных и гуманитарных технологий и определяется другим общим критерием – не поиском новой онтологии для синтетических тенденций в науке и около нее вообще, а использованием науки во второстепенных по отношению к ней целях путем синтеза ее с другими видами деятельности.

Напомним, что, как мы уже отмечали выше, например, по М. Эпштейну, гуманитарные технологии – составная часть общенаучных технологий, совокупность практик, возникающих на основе гуманитарных наук и ведущих от изучения предмета к его преобразованию. Гуманитарные технологии пользуются идеями и понятиями гуманитарных наук, например, культурологии, эстетики или лингвистики, для практической работы по трансформации культуры, искусства, языка. Гуманитарные технологии выступают, таким образом, как вторичные искусства следует отличать от тех первичных искусств (поэзии, живописи и т.д.), которые служат предметом изучения в гуманитарных науках. [62]

Жукова Е.А., еще один автор, исследующий феномен научных технологий, вводит новое, довольно точное обозначение для социогуманитарных технологий – «High Hume» (high – высокий, hume – относящийся к человеку). По Жуковой High Hume – принципиально новое явление, основывающееся на междисциплинарном синтезе знаний из различных областей науки и других видов деятельности. Суть High-Hume как социогуманитарных технологий в том, что они предназначены для воздействия на сознание людей (как индивидуальное, так и массовое). Изменению подвергается сам человек или социальные процессы. В качестве примера High Hume можно назвать: политические технологии, PR-технологии, маркетинговые технологии, бизнес-технологии и др. В данном случае фундаментальное и прикладное социогуманитарное знание соединяется с возможностями информационно-телекоммуникационных технологий, но требуется привлечение и математических знаний. Предполагается также, что в High-Hume могут быть задействованы и возможности биотехнологий (например, знание о генетической предрасположенности человека к совершению тех или иных поступков и целенаправленное воздействие на определенные гены). [13, с. 54]

Итак, мы видим, что «вторичные» синтетичные «отпочкования» от традиционной науки, по сути, не менее научны, чем исходный образец. Для нашего исследования это может стать отправной точкой для обоюдного обоснования двух важных тезисов:

1) Брендинг территорий – это одна из новых социогуманитарных технологий, основанных как на принципе междисциплинарности в сфере собственно научных подходов, являющихся базисом для технологии, так и синтезе научной и других видов и родов деятельности внутри процесса самой технологии.

2) Одним из источников брендинга территорий может быть признана наука география, особенно, то ее крыло, которое включает в свой предмет изучения сферу социума, и в этом смысле брендинг необходимо считать «географичным», поскольку предмет его сферы интересов пересекается в рамках междисциплинарности с предметом географии.

Рассмотренные в первой главе вопросы, связанные с различными тенденциями в науке и ее интерпретировании, приводят к выводу о том, что любую частную науку можно рассматривать на 3 уровнях:

· Уровень конкретных теорий, гипотез, концепций, составляющих теоретическое поле той или иной конкретной науки [52, 53, 64];

· Уровень парадигмального поля, определяющего появление тех или иных конкретных теорий и концепций и их развитие, взаимодействие с другими, смену (в соответствии с Т. Куном) [30];